Выставочная деятельность

Высшие учебные заведения, занимающиеся экспортом образовательных услуг, неизбежно сталкиваются с проблемой продвижения своих услуг на международных рынках сбыта. С усилением международной конкуренции этот вопрос приобретает все большую актуальность. Одним из наиболее эффективных способов продвижения, традиционно используемого практически всеми субъектами рынка вне зависимости от сферы деятельности, является выставочная деятельность. Не являются исключением и образовательные учреждения, как поставщики образовательных услуг. Более того, специфика продаваемого продукта делает выставки одним из важнейших средством коммуникации при продвижении образовательных услуг.

В настоящее время в различных регионах мира организуется все большее количество образовательных выставок, что требует от образовательных учреждений разработки и реализации профессионально грамотных подходов к организации этой деятельности. Выставочная деятельность является неотъемлемой частью маркетинговой деятельности вуза, причем игнорирование принятых норм и правил при ведении этой деятельности может привести к существенному ослаблению позиций вуза по отношении к конкурентам.

Выставочная деятельность является традиционной и одной из наиболее эффективных видов деятельности по продвижению образовательных услуг в мировом образовательном пространстве. Важность этой деятельности для сферы образовательных услуг определяется самой спецификой этих услуг, которая выражается в том, что правильный выбор направления образования и места его получения во многом определяет успех не только дальнейшей карьеры, но и часто, жизни в целом. Достаточно высокая стоимость образовательных услуг предопределяет тщательный отбор учебного заведения. Решение о выборе принимается, как правило, не единолично учащимся, а всей его семьей. Именно поэтому потенциальные потребители высоко оценивают возможности личного общения с представителями того или иного учебного заведения и составления представления о вузе в целом, на что и направлены основные усилия организаторов выставок. Образовательные выставки можно подразделить на международные образовательные выставки, выставки-конференции для специалистов международных отделов и рекрутинговых центров вузов и выставки национального образования за рубежом.

В настоящее время вуз может принимать участие в выставочных мероприятиях за рубежом самостоятельно путем обращения в крупные компании организаторы выставок, непосредственно к самим организаторам выставочных мероприятий или в составе общей делегации российских вузов. Если такая возможность существует, как правило стоимость участия в таких мероприятиях немного ниже, чем для индивидуальных участников.

Кроме того, существуют специализированные выставки российского образования, организаторами которых являются Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) и Министерство образования и науки. Они в основном проводятся на территории зарубежных представительств Россотрудничества за рубежом, поэтому стоимость таких выставок значительно ниже, чем на крупных образовательных выставках, а посетители выставки являются непосредственной целевой аудиторией для российских вузов, т.к. они целенаправленно идут на выставку российского образования. При всех достоинствах организуемых выставок, необходимо отметить, что основным недостатками таких выставок является их локальный характер и зачастую слабость информационной поддержки, и как следствие, ограниченный охват потенциальных потребителей.

Участие в образовательных выставках для вузов является одним из эффективных способов продвижения их образовательных услуг. Поскольку участие в международных выставках является достаточно затратным мероприятием (расходы на аренду стенда, дизайн стенда, рекламные материалы, оплата стендиста и т.д.), а результат не всегда можно оценить пропорционально вложенным средствам, например имидж вуза, то принимая решение об участии в выставках, для вуза очень важно сделать правильный выбор где, когда и в каком мероприятии принимать участие.