Лучшие практики
Статьи и материалы по теме:
Вся научно-технологическая деятельность университета может быть разделена на несколько стадий:
- Фундаментальные исследования, результатом которых являются знания (публикации)
- НИР - научно-исследовательская работа, результатом которой являются выводы и информация (технические отчеты, публикации)
- НИОКР – научно-технологическое, прикладное исследование, инжиниринг, результатом которого является практическое решение конкретной технологической задачи (экспериментальная модель, образец, отчет с техническими данными, техзадание на ПО, база данных, технологическое решение, результаты расчета и моделирования, и т.п.)
- Инновация – готовый к продаже результат интеллектуальной деятельности (изделие, устройство, материал, технология, ПО, патент и т.п.)
Как уже упоминалось в первом разделе данного обзора, для развития университетской науки важен сам процесс исследований, при этом отрицательный результат равнозначен положительному; для развития же успешной производственной компании важно достижение заявленной конечной цели и отрицательный результат недопустим. Таким образом, для привлечения компания в качестве заказчика научно-исследовательских работ или экспертных услуг, университет должен найти компромисс между этими двумя крайними точками, достигнув желаемого результата для компании и при этом соблюдя свои интересы в развитии данного направления исследований.
В общем виде описанное противоречие проявляется в том, что компании охотно финансируют инновации и НИОКР, но гораздо менее охотно вкладывают деньги в более рискованные НИР. О развитии фундаментальных исследований за счет компаний говорить вообще не приходится – это случается крайне редко и только в виде имиджевых для компании проектов, когда результатом для нее является повышение репутации от участия в проекте, а не практические решения. Поэтому логично, что для достижения взаимопонимания и положительных результатов сотрудничества университет-компания необходимо сконцентрировать усилия на выработке приемлемого и взаимовыгодного компромисса в объекте договора. Основной механизм прямого взаимодействия – заключение прямого контракта между университетом и компанией на реализацию НИР и НИОКР. При составлении проекта такого договора важно учитывать следующие ключевые моменты:
- Компания должна видеть конкретную цель проводимых работ. Если это не прямая разработка, инжиниринг, инновация, а в большей степени НИР – значит, результатом такой работы должен стать конкретный ответ на ту или иную проблему, определение эффективности одного решения в сравнении с другим, определение границ применимости данной технологии или метода. НИР может быть поисковая, связанная с определением самой возможности применения какой-либо научной идеи в том или ином технологическом направлении. В любом случае, предложение для компании надо составлять так, чтобы компания понимала конечный результат и ту значимую для себя информацию, которую она получит в ответ на свои инвестиции.
- Компания должна быть уверена в соблюдении необходимого режима защиты конфиденциальности. Для этого университет должен продумать внутренний регламент работы с конфиденциальной информации и быть готовым к подписанию Соглашения о неразглашении (Non Disclosure Agreement, NDA). Такое Соглашение в обычной практике серьезных мировых компаний подписывается на самом первом этапе переговоров о будущем контракте. Даже если компания не потребовала предварительного заключения NDA, блок стандартных положений о соблюдении конфиденциальной информации обязательно должен присутствовать в основном договоре с компанией. По каждому такому договору университетом должны быть определены лица, ответственные за неразглашение соответствующей информации – обычно таким лицом является главный исполнитель по договору, который согласно приказу принимает на себя ответственность, в том числе и за всю подчиненную ему рабочую группу.
- Компания должна понимать, каким образом будут распределены права на интеллектуальную собственность (ИС), полученную в результате совместной работы. Блок положений о защите ИС – обязательный компонент любого договора на выполнение НИР. Разделение ИС между заказчиком и исполнителем может быть самым разнообразным и включать в себя, например, полную или частичную передачу прав на оговоренных территориях или в оговоренных временных пределах, совместное патентование, и т.п.
- Компания и университет должны ясно понимать и оговорить сроки и стоимость выполняемых работ. Требования законодательства РФ четко регламентируют необходимые требования к заключаемым валютным контрактам, срокам поступления платежей, необходимым отчетным документам, возможности изменения условий контракта.
В СПбПУ накоплен обширный опыт нескольких десятков лет сотрудничества с ведущими мировыми промышленными компаниями и научными центрами. Совершенно понятно, что прямое сотрудничество с компаниями имеет свою специфику, плюсы и минусы в сравнении с ранее описанными схемами партнерства.
В университете реализуется более 100 контрактов с зарубежными партнерами, более половины из которых, представляют собой серьезные НИР и НИОКР в передовых высокотехнологичных отраслях. СПбПУ взаимодействует с примерно 120 промышленными партнерами, среди которых лидеры мировой и европейской промышленности, сотрудничество с которыми продолжается уже не один год (а с частью компаний – более десятка лет), в том числе:
- General Motors, США
- Statoil ASA, Норвегия
- British Petroleum, Великобритания
- DaimlerChrysler AG, Германия
- AVL List GmbH, Австрия
- Bosch, Германия
- Siemens AG, Германия
- Schneider Electric, Франция
- Airbus, Германия
- EMC International Company, Ирландия
- Electrolux Italia S.p.A., Италия
- Philips
- FMC Kongsberg Subsea AS, Норвегия
- SAP AG, Германия
- Ford Motor Company, США
- 3D-systems, США
Основной тенденцией последних лет становится взаимодействие не с головным офисом компании, а через представительства компаний, инженерные и R&d центры компаний, расположенные на территории России. Работа с этими структурами позволяет реализовать, помимо научной компоненты, комплексные и целевые образовательные программы, научные и образовательные стажировки студентов университета, систему летних практик.
Развитая система взаимодействия с компаниями, ответственный подход к взятым на себя обязательствам, строгое соблюдение политики конфиденциальности и прав ИС порождает доверие, которое является базой для реализации множества вариантов участия компании-партнера в жизни университета. Наиболее успешные примеры из опыта Политехнического университета:
1. Стипендиальная программа компании British Petroleum
Стипендиальная программа ВР проводится с 2010 года в рамках заключенного договора о пожертвовании. Программа рассчитана на студентов старших курсов бакалавриата и магистратуры, а также аспирантов. Стипендии назначаются по результатам конкурсного отбора. По условиям программы, кандидаты на получение стипендии должны иметь отличную академическую успеваемость, желание развиваться в энергетической отрасли и обладать лидерскими качествами. Приветствуются интересы, хобби и увлечения помимо учебы. Студенты подают заявки и комплект документов установленного образца, на основании которых производится первичный отбор. Далее комиссия, состоящая из сотрудников компании и представителей университета, проводит собеседования, чтобы отобрать победителей. Около 10 стипендиатов – победителей в каждой категории в течение года получают дополнительную стипендию от компании.
Программа реализовывалась в СПбПУ несколько лет подряд.
2. Программа грантовой поддержки компании British Petroleum
В дополнение к описанной выше программе стипендиальной поддержки, компания ВР в течение двух лет проводила отдельный конкурс на грантовую поддержку научных групп. По условиям конкурса, претендентами на получение грантовой поддержки могли стать научные группы, включающие в себя значительную часть молодых ученых – от магистрантов до кандидатов наук. После прохождения первичного отбора на основании заявки, финалисты представляли презентацию по своему научно-исследовательскому проекту в рамках отдельного события на традиционной Неделе науки СПбПУ. Научные группы - победители конкурса получили специальный грант компании, который позволит молодым ученым в течение года реализовывать и развивать свои научные направления.
3. Программа поддержки стажировок молодых ученых компании Weatherford
После некоторого опыта успешного научно-технического сотрудничества с компанией Weatherford, была предпринята попытка организовать стажировку в компании для аспиранта СПбПУ, ведущего исследования по тематике компании. Стажировка продолжалась в течение 2-х месяцев, расходы на нее были полностью покрыты компанией-партнером. Успешный опыт позволил развить это направление сотрудничества, и в дальнейшем компания Weatherford приняла решение проводить стажировки для аспирантов СПбПУ на постоянной основе. Практика подобных образовательных программ продолжалась в течение нескольких лет.
4. Образовательная программа и отбор выпускников - компания Schlumberger
На базе международного научно-образовательного центра «Шлюмберже-Политехник» на постоянной основе в течение многих реализовывалась специализированная программа дополнительного образования. Программа была рассчитана на два года, на нее зачислялись студенты старших курсов по двум направлениям. Учебный план программы составлялся при активном участии компании-партнера. Студенты проходили программу параллельно с основным образовательным курсом, приобретая знания и навыки, актуальные для высококвалифицированного специалиста. В учебный план программы обязательно включалась стажировка на предприятиях компании – как в российских филиалах, так и за рубежом. По итогам образовательной программы, для учащихся выпускных курсов проводились несколько блоков собеседований, которые позволили отобрать лучших выпускников на постоянные позиции в компании.
5. Программы поддержки молодых ученых компании BOSCH и компании Philips
Две программы организованы по одинаковому принципу. Обе компании являются давними партнерами СПбПУ, и в качестве развития сотрудничества была предложена подобная форма взаимодействия.
Программа поддержки адресована аспиранту первого года и его научному руководителю. Программа подготовки аспиранта, тема его дипломной работы согласовывается с компанией и обычно связана с решением актуально научно-технологической задачи. Программа включает в себя обязательные долгосрочные стажировки в компании, использование ее технологического оборудования и технической информации. Результаты работы формируются на всех промежуточных этапах в виде отчета и предоставляются компании, а также, по согласованию с ней, публикуются в открытых источниках.
На протяжении всех трех лет аспирантуры, научный руководитель и особенно аспирант получает значительную финансовую поддержку, позволяющую ему полностью сконцентрироваться на научно-исследовательской деятельности.
6. Программа стажировок петербургских молодых ученых, совместно с компанией General Motors
Долговременное успешное научно-техническое сотрудничество с компанией, понимание взаимных интересов и возможностей, позволило начать диалог с представителями компании-партнера по вопросам организации возможного сотрудничества в области целевой подготовки кадров, организации краткосрочных программ и курсов переподготовки.
После успешного старта, в котором участвовали три аспиранта Политехнического университета, Проект программы стажировок петербургских молодых ученых в США был поддержан не только руководством СПбПУ, но и администрацией Санкт-Петербурга, став региональным проектом. По сравнению с прошлым годом, программа была расширена по количеству участников, до 11 человек, в том числе и из других вузов города. Промышленным партнером, как и в предыдущий год, выступила компания General Motors, предоставив ребятам доступ и реальные проекты в лабораториях своего исследовательского центра в Детройте.
В связи с запуском и развитием собственного производства компании GM на заводе в Шушарах (Ленинградская область), активно развивалось взаимодействие с подразделением «ДжиЭм Авто». Представители GM представили программу учебных практик и стажировок на заводе компании. Программа включает в себя как краткосрочные летние практики, так и долгосрочные стажировки в течение учебного года, рассчитанные на студентов старшего курса в качестве преддипломной практики.
7. Поддержка специализированных Олимпиад
СПбПУ традиционно является организатором Международной студенческой олимпиады по системам автоматического управления. Олимпиада имеет статус международной не только по составу участников, но и потому, что рабочий язык всех секций – научных и учебных, и лекций – английский: студенты отрабатывают навыки самопрезентации, учатся общаться на языке мирового научного сообщества. Лучшим участникам, победителям рекомендуется выступление на международных научных симпозиумах и конгрессах по автоматическому управлению.
Олимпиаду традиционно поддерживает компания General Motors, в течение нескольких лет выступая основным ее спонсором. Взаимодействие с компанией в рамках Олимпиады позволяет ориентировать студентов, аспирантов, формирует запрос на специалистов, которых мировые промышленные лидеры хотели бы видеть в числе выпускников ведущих вузов.
В 2014 году формат проведения олимпиады был несколько модифицирован. По ряду секций основным партнером выступила компания BOSCH, которая наградила студентов - победителей в каждой из секций сертификатом, предоставляющим возможность оплаченной поездки в г. Штутгарт для посещения исследовательского центра компании.
Международные Научно-образовательные центры (МНОЦ), созданные университетом совместно с компанией, являются структурной единицей университета и объединяют в себе все возможные направления сотрудничества с компанией, включая научно-исследовательскую и образовательную составляющую. Обычной практикой является оснащение центра или его лаборатории специализированным оборудованием компании, программным обеспечением или предоставлением доступа к информационным системам компании. На базе центра организуются специализированные образовательные программы, в том числе и целевая подготовка или переподготовка специалистов в соответствии с запросом компании.
С другой стороны, МНОЦ обеспечивает возможность для постоянного сотрудничества с компанией в области научных исследований, выполнения НИР и НИОКР. Преимуществом работы через Центр является то, что одновременно могут быть обеспечены работы по многим научным направлениям, решаться различные задачи теоретических и практических исследований, реализация совместных проектов разной технологической направленности - при едином центре координации и администрирования
С 1994 года, определив в качестве одного из ключевых направлений развития научной и образовательной деятельности кооперацию с ведущими мировыми компаниями реального сектора экономики, Политехнический университет активно создает на базе основных профильных факультетов и институтов специализированные международные научно-образовательные центры (МНОЦ). Начав с трех центров - с компаниями Intel (1994), Motorola (1995) и LG Electronics (2004), специализирующихся в области информационных технологий, к настоящему моменту на территории СПбПУ в качестве структурных подразделений функционируют 19 МНОЦ, охватывающих большой спектр естественнонаучных дисциплин, таких как материаловедение, механика, энергетика, лазерные технологии, машиностроение и др.
Преимущество таких центров в структуре университета – это оперативное решение нижеперечисленных задач в тесной связи с промышленным партнером:
- долгосрочное партнерство с компанией - ведущим мировым промышленным лидером, налаженное сотрудничество для участия в международных научно-исследовательских программах, возможность расширения международных связей университета с использованием партнерской сети компании, участие в европейских и интернациональных консорциумах;
- обеспечение наличия актуальных востребованных тем и направлений исследований для повышения уровня и научной квалификации персонала, студентов, аспирантов, проведения дипломных и диссертационных работ, улучшение академической репутации университета за счет востребованных публикаций и развития передовых направлений;
- обеспеченность лабораторий центра специализированным оборудованием, доступом к современным технологическим решениям и оборудованию компании для реализации образовательных и научно-исследовательских программ.
- возможность для сотрудников и студентов университета взаимодействовать с реально действующим ведущим промышленным предприятием;· реализация программ дополнительного образования и стажировок, обеспечение слушателям образовательных программ перспективы карьерного роста после окончания обучения;
- обеспечение дополнительного финансирования по выделенному направлению.
В СПбПУ осуществляют свою деятельность следующие международные научно-образовательные центры, созданные при участии и поддержке зарубежных ведущих высокотехнологических промышленных компаний:
- Научно-образовательная лаборатория «Политехник – Motorola»
- Научно-образовательный центр «LG – Политехник»
- Совместный мультипользовательский региональный центр «Политехник – National Instruments»
- Специализированный научно-образовательный центр «Политехник – Altair Engineering»
- Научно-образовательный центр «FMC – Политехник»
- Научно-образовательный центр «Политехник – SAP»
- Исследовательский центр «Electrolux – Политехник»
- Специализированный научно-образовательный центр «Schlumberger – Политехник»
- Научно-образовательный центр «Weatherford – Политехник»
- Российско-Германский центр лазерных технологий
- Международный научно-образовательный центр «Schneider Electric – Политехник»
- Научно-технологический центр «Motul – Политехник»
- Международный научно-образовательный центр «Политехник – ЕМС»
- Международный научно-образовательный центр «Металлообрабатывающие автоматизированные производства»
- МОНЦ ««Autodesk-Политехник»
- МНОЦ «Новые сцинтилляционные материалы для медицинской и промышленной томографии» (совместно с компанией Philips Electronics Nederland B.V.)
- МНОЦ «Встраиваемые микроэлектронные системы» (совместно с компанией Xilinx, США)
- МНОЦ «Высокоуровневое проектирование цифровых систем» (совместно с компанией Intel Corp., США)19. МНОЦ «ТВиСТ-Политехник» (совместно с компанией Ecomatic AS, Эстония)
Модель организации и функционирования МНОЦ можно сформулировать кратко следующим образом:
Центр создается как структурное подразделение университета, обладая в то же время определенной самостоятельностью в определении стратегии развития. Финансово и юридически центр является частью университета, и исключительно через структуры университета происходят такие действия, как работа напрямую с компанией или ее партнерами, иными заказчиками, найм и увольнение вспомогательного персонала, заключение контрактов на закупку оборудования, проведение субконтрактных работ. Штат МНОЦ составляют сотрудники, из числа профессоров и преподавателей базового факультета, согласованные и утвержденные компанией.
Реализация образовательных и научно-исследовательских программ и проектов силами персонала центра, слушателей программ и привлеченных сотрудников университета при данной модели организации и финансирования решает одновременно следующие важные задачи университета:
- Дает возможность сотрудникам и студентам работать с реально действующим промышленным и коммерческим предприятием, в реальных производственных условиях, решая актуальные технологические задачи в соответствии с требованиями рынка, в жестких административных системах, что, в свою очередь существенно повышает статус данных образовательных программ и квалификацию выпускаемых специалистов.
- Обеспечивает наличие актуальных тем и направлений исследований для повышения уровня и научной квалификации персонала, студентов факультета и аспирантов, уровня и глубины дипломных и диссертационных работ.
- Обеспечивает слушателям образовательных программ перспективы "карьерного роста" в глазах представителей компании-партнера, возможность получить по окончании обучения право на трудоустройство в одной из ведущих мировых компаний, причем это право будет напрямую зависеть от личной активности, участия в научно-исследовательских работах, и достигнутых в ходе нескольких лет обучения результатов. Необходимо признать, что все эти факторы резко повышает мотивацию к обучению и обеспечивают профильную подготовку студентов. Впоследствии это приводит к улучшению репутации и имиджа университета с точки зрения работодателей
- Резкое повышение качества и престижа обучения на базовом и смежных факультетах, за счет открывающихся перед студентами перспектив, без дополнительных финансовых затрат
- Ежегодный выпуск группы высококвалифицированных, специально подготовленных и обученных специалистов, уже имеющих опыт работы в ведущей технологической компании, проявивших себя в реализации научно-исследовательских проектов и конкретных работ; при этом совокупность накопленных компетенций, навыков и опыта гарантирует для этих выпускников высокие позиции в подразделениях компании-партнера или в других ведущих предприятиях отрасли;
- Обеспечивает дополнительное финансирование, необходимое для выплаты зарплат, закупок оборудования и функционирования Центра как крупного ядра специализированного образования и научной деятельности.
Успешное функционирование МНОЦ, через несколько лет приводит к фактическому созданию в университете точки роста в прорывном научном направлении с сформировавшимся квалифицированным научным коллективом, обладающим достаточными компетенциями и академической репутацией для развития своего научного направления и продвижения на международный рынок технологий и разработок.
Принятая в СПбПУ модель является базой для целевого финансирования подготовки специалистов, при котором компания финансирует специализированные программы обучения, создание образовательной среды (лабораторные работы, обучение работе с оборудованием, практики и стажировки в компании), а также реализацию научных программ в данном МНОЦ.
Преимущества для компании-партнера от подобного механизма организации и функционирования МНОЦ очевидны:
- Компания получает постоянно действующую экспериментально-исследовательскую площадку, для тестирования и апробации любых новаций и разработок, созданных на базе МНОЦ или в любых других исследовательских центрах компании;
- Компания имеет возможность провести без особых рисков и с минимальными финансовыми вложениями множество конкретных технологических исследований и расчетных задач, оценить перспективы развития того или иного направления, технологии или разработки, сформулировав такие задачи в качестве тематики магистерского или аспирантского исследования;
- Компания получает дополнительную рабочую силу в виде студентов университета на время прохождения практик и стажировок; имеет возможность целевым образом подготовить специалистов для последующего трудоустройства на своих предприятиях; обеспечить в ходе подготовки на базе МНОЦ определенные навыки и компетенции, существенные для дальнейшего трудоустройства выпускников;
- В лабораториях МНОЦ Компания устанавливает свое специализированное оборудование, программное обеспечение и технологические решения. Приобретая навыки работы с ними, выпускники университета в дальнейшей трудовой деятельности способствуют продвижению и распространению данных технологий и ПО.
Таким образом, создание МНОЦ, как механизм кооперации с компанией, предоставляет значительные преимущества обеим сторонам и позволяет оперативно решать множество разнообразных задач.
Партнериат, консорциум или научно-технологическая платформа представляют собой верхний уровень взаимодействия промышленного и академического сообщества. Такое взаимодействие может быть организовано как самими участниками, так и в ответ на определенные механизмы, предлагаемые регуляторами (государством и финансирующими организациями). В формате консорциумов и научно-технологических платформ сотрудничество с промышленными партнерами и оптимальное достижение результата осуществляется наиболее эффективно, поскольку структура взаимодействия партнеров создается целенаправленно для решения актуальных научных и технологических задач, реализации проектов или национальных программ.
Главным преимуществом таких глобальных форм взаимодействия является возможность использования резервов, в первую очередь - подключение к двустороннему взаимодействию университета и компании партнерской сети каждой из сторон – как из научно-образовательной/академической среды, так и из промышленности. Функционирование подобной платформы рассчитано на долгосрочное партнерство и позволяет объединить лучшие практики и фактических лидеров науки и промышленности в единую рабочую группу для решения достаточно глобальных технологических задач.
Основные два механизма, способствующие созданию консорциумов, в европейских странах следующие:
- Государственные программы, в частности, описанные в предыдущем разделе примеры национальных программ и сетей. В этом случае консорциум партнеров формируется вокруг центра, объединяет научное сообщество и промышленность для решения конкретной технологической задачи или развития ключевого направления. Обычно в этих случаях консорциум является промышленно-ориентированным. В Российской федерации такими программами зачастую становятся проекты Федеральной целевой программы, а также специальные проекты министерств, например проект по созданию национальной сети Институтов передовых производственных технологий, один из которых сформирован в СПбПУ.
- Программы поддержки научной деятельности – например рамочные программы ЕС и ныне действующая программа Horizon2020, стимулирующая создание консорциумов для реализации крупных прорывных проектов. Обычно такие проекты и, соответственно, партнерства, формируются исходя из научно-исследовательской или даже фундаментальной задачи, хотя обязательно включают в себя промышленных партнеров.
- Программы поддержки регионального развития – например, программы приграничного сотрудничества. Консорциумы, создаваемые для реализации этих проектов объединяют самых разных партнеров – от социальных обществ, администрации, научных и культурных центров – до малых предприятий и регионального бизнеса. Партнериаты и объединения могут быть и меньшего масштаба, включать трех-четырех партнеров. Важным фактом то, что они представляют собой взгляды на проблему со всех возможных углов зрения.
- Примеры крупных партнериатов и консорциумов, в которых принимал участие СПбПУ:
- Многолетний проект СПбПУ, в сотрудничестве с заводом им Климова (Россия), университетом Ганновера (Германия) и компанией Siemens, направленный на вэродинамическое совершенствование проточных частей турбомашин. Проект включал в себя образовательную компоненту на базе целевой кафедры СПбПУ на заводе им. Климова, научную и образовательную кооперацию с германским вузом, техническое взаимодействие, использование оборудования, эксперимент и отладку в партнерстве с компанией Siemens.
- СПбПУ имеет опыт реализации крупнейшего научно-технологического проекта FLOMANIA (рамочная программа ЕС). Проект был посвящен разработке DES-Приложений для совершенствования программ расчета гидродинамики. В число участников многонационального консорциума входили такие всемирно известные компании, как EADS Casa, DLR, EADS Military Aircraft, Numeca Int., Dassault Aviation, Bombardier, ONERA, а также университеты TU Berlin, Imperial College London, Chalmers University. Взаимодействие партнеров осуществлялось в рамках грантового соглашения, а также не основании отдельных контрактов на выполнение работ между всеми участниками.
- Один реализованных проектов в рамках 7-ой Рамочной программы ЕС - проект «Наноструктурированные композитные материалы». В составе международного консорциума – СПбПУ, Университет Восточной Финляндии (Йоэнсуу, Финляндия); Центр оптических исследований университета Саутгемптона, Великобритания; Федеральная политехническая школа Лозанны, Швейцария. Проект в большей степени посвящен образовательной компоненте, ориентирован на мобильность, обмен опытом и знаниями.