Европейские фонды, гранты, программы
Статьи и материалы по теме:
Правовую основу сотрудничества между Россией и ЕС в области науки и технологий составляют следующие документы:
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Европейским Сообществом о сотрудничестве в области науки и технологий (2000 г.);
- Соглашение между Российской Федерацией и Европейским Сообществом по атомной энергии о сотрудничестве в области ядерной безопасности (2001);
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Европейским Сообществом по атомной энергии о сотрудничестве в области управляемого термоядерного синтеза (2001);
- «Дорожная карта» по общему пространству Россия – ЕС в области науки и образования, включая культурные аспекты (2005);
- Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС, 1997), включающее положения о науке и технологиях (статья 62).
- Отдельные соглашения по реализации конкретных программ.
Координацию сотрудничества Россия – ЕС осуществляют Совместный комитет по научно-технологическому сотрудничеству и ряд тематических рабочих групп.
Одной из наиболее развитых форм научно-технологического сотрудничества является участие российских ученых в Рамочных программах ЕС по исследованиям и технологическому развитию, где Россия традиционно является одним из наиболее активных и успешных партнеров по международному сотрудничеству. В свою очередь европейские ученые активно участвуют в российских научно-технологических программах, таких как федеральные целевые программы по исследованиям и разработкам и российская программа по выделению «мегагрантов» для привлечения ведущих ученых в российские университеты и научные организации.
В 2007 году был внедрен новый механизм сотрудничества в форме скоординированных конкурсов на проведение исследований на условиях совместного финансирования со стороны ЕС и России. К настоящему моменту с Россией было проведено девять скоординированных конкурсов в следующих областях: здравоохранение; продовольствие, сельское хозяйство и биотехнологии; нанотехнологии и новые материалы; ИКТ; энергетика; аэронавтика и энергия термоядерного синтеза.
Начиная с 2014 года, основным инструментом сотрудничества в области исследований и инноваций на уровне Европейского Союза является Рамочная программа ЕС по исследованиям и инновациям «Горизонт 2020». «Горизонт 2020» представляет собой крупнейшую научно-исследовательскую и инновационную программу ЕС с бюджетом почти в 80 миллиардов евро, рассчитанным на семь лет (с 2014 по 2020 годы). «Горизонт 2020» нацелен на развитие инноваций через совместную деятельность исследователей, новаторов и промышленности, как в Европейском Союзе, так и за его пределами. Программа открыта для участия всех заинтересованных лиц и организаций из любой страны мира, включая Россию.
Другим ключевым направлением развития научно-технологического сотрудничества между Россией и ЕС является создание исследовательской инфраструктуры, в том числе крупных инфраструктурных проектов «Mega-science». Россия и ЕС тесно сотрудничают в рамках целого ряда «мегапроектов», таких как европейский рентгеновский лазер на свободных электронах (XFEL), ускоритель для исследования антипротонов и ионов (FAIR), термоядерный реактор ИТЕР, Европейский центр ядерных исследований в области физики высоких энергий (ЦЕРН) и др.
Существует ряд программ, нацеленных на развитие научной и академической мобильности между ЕС и Россией. На уровне ЕС это, прежде всего, программа Марии Склодовской-Кюри (в составе Рамочной программы ЕС Horizon2020) и программа "Эразмус+", начиная с 2014 года объединившая в себе существовавшие ранее программы ТЕМПУС и "Эразмус-Мундус". Данные программы являются важным инструментом интеграции России в Европейское научно-исследовательское пространство и Европейскую зону высшего образования. Кроме глобальных европейских программ по поддержке мобильности существуют национальные фонды и организации, поддерживающие это направление – например, фонд DAAD (Германия)
Национальные фонды различных европейских стран проводят собственные программы поддержки научно-технического сотрудничества, как в области реализации совместных научных исследований, так и в области развития академической мобильности и интегрирования участников в международное научное сообщество. Такие программы реализуются через прямые соглашения между зарубежными и российскими научными фондами и правительственными структурами.
Основным действующим в настоящий момент механизмом реализации таких программ являются совместные и скоординированные конкурсы, основанные на принципах совместной или параллельной экспертизы проектов, равного софинансирования и принципа выделения средств на национальной территории.
1. Сеть ERA.Net
Сеть ERA.Net была создана в 2002 году в рамках 6-й Рамочной программы ЕС (FP6) для решения основной задачи – повышения координации национальных или региональных научно-исследовательских программ в государствах-членах сети и ассоциированных государствах. Программа ERA.Net способствовала структурированию европейского исследовательского пространства, формируя активность, направленную на совместную поддержку нескольких государств и ЕС, например совместные конкурсы, совместные программы и др. По схеме ERA-NET национальные и региональные органы власти определяют приоритетные для себя исследовательские программы, которые они хотели бы взаимно запустить и координировать. ERA-NET является главным инструментом, используемым для осуществления деятельности в области международного сотрудничества по следующим мероприятиям:
- Систематический обмен информацией и передовым опытом с целью улучшения связи между партнерами по проекту.
- Стратегические целевые мероприятия, которые устраняют барьеры для сотрудничества и приводят к развитию взаимодополняемости и реализации совместных целей национальных и региональных научно-исследовательских проектов. Это может быть, например, кластеризация на национальном и региональном уровне, совместные учебные мероприятия или взаимное открытие национальных инфраструктур.
- Транснациональная научно-исследовательская деятельность, для которой могут быть объединены национальные источники финансирования различных государств.
Существует два типа схем ERA-NET:
ERA-NET – обеспечивающая базу и техническую основу для участников, реализующих программы общественных исследований, для координации их деятельности, например, путем разработки совместных мероприятий или совместной поддержки транснациональных проектов.
ERA-NET Plus - создает общий фонд финансирования с дополнительным финансированием, полученным от Европейской комиссии. Эта схема работает, как правило, для проектов, уже успешно завершившихся в рамках ERA-NET.
ERA-NET является схемой горизонтальной кооперации, обычно внутри Европы и ассоциированных стран. Международная составляющая ERA-NET нацелена на сотрудничество с выбранными третьими странами, например ERA.Net RUS и ERA.Net RUS Plus.
2. ERA.Net RUS Plus
Программа представляет собой совместную инициативу ряда стран ЕС и России для поддержки взаимодействия в рамках европейского научно-исследовательского пространства и направлена на укрепление координации научно-исследовательских программ между странами-членами ЕС (MS) / ассоциированными странами (AC) и Россией. ERA.Net RUS Plus будет реализовываться с ноября 2013 по октябрь 2018 гг. и будет является продолжением программы ERA.Net RUS, действовавшей в 2009-2013 гг.
В рамках совместной программы ERA.Net RUS Plus будут осуществлены конкурсы транснациональных исследовательских проектов на получение финансирования в области нано-технологий, новых материалов, производства, здравоохранения, охраны окружающей среды, инноваций и защиты информации.
3. M-ERA
Программа является долгосрочной инициативой, начатой в еще рамках 6 Рамочной Программы (РП) ЕС. Проект M-ERA призван финансировать проекты в области новых материалов и содействовать укреплению кооперации между исследовательскими организациями и малыми инновационными предприятиями, ведущими разработки в этой области.
Проект действует по принципу всех инициатив ЭРАНЕТ, то есть средства ЕС выделяются на координацию и административные расходы участников проекта- финансирующих организаций и различного рода региональных и федеральных агентств, которые поддерживают определенные тематические направления R&D. Данная инициатива заключается в осуществлении многосторонних конкурсов на проведение совместных европейско-российских проектов в области прикладных исследований по тематике «Новые материалы».
Тематика 2014 года включала в себя следующие направления:
- Интегрированная вычислительная разработка материалов;
- Межфазные границы, поверхности и покрытия;
- Технологии композитов;
- Материалы для нужд здравоохранения;
- Материалы для устойчивых и доступных технологий низкоугеродной энергетики;
- Функциональные материалы для сенсоров.
M-ERA является одним из самых крупных из всех существующих ЭРАНЕТов. Он включает в себя 33 организации из 25 стран (Австрия, Бельгия, Кипр, Финляндия, Франция, Германия, Венгрия, Исландия, Италия, Израиль, Латвия, Литва, Люксембург, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словения, Словакия, Испания, Швейцария, Тайвань, Турция, Великобритания).
4. Программа Erasmus+
Erasmus+ (Эразмус+) - это новая программа Европейского Союза в области образования, молодежных курсов и спорта на 2014 – 2020 гг. Эта программа подарит многочисленные возможности для высших учебных заведений, студентов, научных исследователей и сотрудников по всему миру. Все эти возможности финансируются Европейским Союзом.
4.1. Возможности для вузов: Совместные программы на степень магистра
Университет может стать членом международного консорциума вузов, предлагающего Совместные программы на степень магистра. Эти высокоспециализированные программы отобраны Европейской Комиссией в рамках ежегодного конкурса проектных предложений. Все члены консорциума разрабатывают и предлагают совместную программу, по которой студенты будут обучаться или заниматься научно-исследовательской деятельностью в двух или более университетах. Таким образом, российский университет будет участвовать в разработке курсов, а также в отборе и приёме студентов. Консорциум присуждает двойные или множественные степени по окончании обучения. Студенты подают заявки непосредственно в консорциум, который осуществляет конкурсный отбор на оплачиваемые Евросоюзом учебные места.
4.2. Возможности для вузов: Совместные докторские программы
Российский университет может стать партнером консорциума высших учебных заведений, предлагающего европейские совместные докторские программы в рамках подпрограмм имени Марии Склодовской-Кюри.
Существующие совместные докторские программы Erasmus Mundus будут финансироваться до 2017 года.
Межвузовские соглашения о «кредитной мобильности» («включенное обучение»).
В рамках межвузовского соглашения российский университет может отправить своих студентов, докторантов или сотрудников в другие университеты, участвующие в соглашении на краткосрочное академическое пребывание (максимальный срок поездки 12 месяцев). Согласно этому соглашению, российский вуз обязуется признать зачётные единицы («кредиты»), полученные его студентами за границей. По приезду эти результаты будут учитываться при присвоении студентам их степени. Сотрудники могут получить гранты на преподавание или на повышение квалификации в одном из университетов-партнёров. В рамках этого же соглашения, университет сможет принять иностранных студентов, кандидатов на докторскую степень или сотрудников на идентичные академические периоды.
4.3. Проекты по развитию потенциала (бывшая программа «Tempus»)
Университет может принять участие в совместных проектах по развитию потенциала, созданных и управляемых Консорциумом университетов из стран-партнёров Erasmus+, а также стран из особых регионов мира (страны Европейской политики соседства, страны-кандидаты и будущие кандидаты, Латинская Америка, Азия, Африка – Карибы – страны Тихоокеанского региона). Это могут быть следующие проекты:
- Совместные проекты, помогающие обоим партнёрам развивать, модернизировать и распространять новые программы, преподавательские методики и материалы, а также повышать качество управления учреждениями и их страхования.
- Структурные проекты по развитию и реформированию высших учебных заведений и систем образования. Эти проекты способствуют повышению качества учреждений и их академического престижа, поощряют региональное сотрудничество и сплочённость.
4.4. Программа Жана Моне
Российский университет может предложить проект, связанный с исследованиями Евросоюза в области высококачественного преподавания и изучения процессов Европейской интеграции. Программа Жана Моне поддерживает такие проекты, а также преподавателей, ключевой деятельностью которых являются преподавание, исследования, конференции и публикации в области европейской интеграции.
Учебные заведения и ассоциации со всего мира могут подать заявку на участие в программе Жана Моне в рамках Конкурса проектных предложений Erasmus+. Проекты Жана Моне подразумевают унилатеральное соглашение между Исполнительным Агентством по вопросам образования, аудиовизуальным средствам и культуре (EACEA) и только одним отобранным учреждением. Однако, на практике, и особенно в целях расширения связей, возможно неофициальное вовлечение учреждений-партнёров.
5. Программа HORIZON2020 (Горизонт2020)
Деятельность программы ориентирована на достижение целей Лиссабонской стратегии, направленной на превращение Евросоюза в основанную на знаниях конкурентоспособную и динамичную экономику, а также на выполнение задач Стратегии развития Европы (Europe 2020 Strategy), представляющей собой план развития и экономического роста Европейского Союза на долгосрочную перспективу, в котором главную роль в выполнении поставленных задач будет иметь деятельность в сфере образования, науки и инноваций.
В новой программе «Горизонт 2020» особое внимание уделяется коммерциализации результатов научно-исследовательских проектов. Впервые на европейском уровне будет предоставлена непрерывная поддержка разработок от идеи до рынка. При этом сделана попытка создать единый механизм поддержки всех стадий инновационной цепочки с тем, чтобы максимально поддержать вывод продукта на рынок. Большое внимание в новой программе уделено увеличению процента участия в проектах малых и средних предприятий. Также будет снижен уровень административных барьеров благодаря упрощению правил и процедур для привлечения лучших ученых и широкого спектра инновационных компаний.
Предполагается, что программа «Горизонт-2020» устранит недочеты, выявленные по итогам оценки предыдущих рамочных программ, способствуя, в частности, расширению участия определенных категорий организаций и групп исследователей.
Программа «Горизонт-2020» нацелена на решение трех блоков приоритетных для Евросоюза задач:
1) Передовая наука (Excellent science) — укрепление позиций ЕС среди ведущих научных держав мира путем генерирования передовых знаний, финансирование в объеме 24,6 млрд. евро;
Этот блок «передовая наука» будет обеспечивать проведение фундаментальных научных исследований по линии Европейского исследовательского совета (European Research Council),14 совершенствование кадрового потенциала (Marie Skłodowska-Curie Actions)15 и европейских исследовательских инфраструктур (European research infrastructures)
2) Индустриальное лидерство (Industrial leadership) — достижение индустриального лидерства и поддержка бизнеса (включая малые и средние предприятия инновационной сферы), финансирование в объеме 17,9 млрд. евро;
Второй блок – «индустриальное лидерство» будет содействовать инвестированию в исследования и инновации в ключевых зарождающихся и промышленных технологиях с учетом их междисплинарности, таких как: информационно-коммуникационные технологии, микро и наноэлектроника, фотоника; нанотехнологии; новые материалы; биотехнологии; эффективные процессы производства; космос.
3) решение социальных проблем (Societal challenges) в ответ на вызовы современности, определенные в стратегии «Европа 2020», с помощью исполнения всех стадий инновационной цепочки от получения результатов исследований до их коммерциализации и вывода на рынок. При этом принимаются во внимание не только технологические, но и социальные инновации. Финансирование в объеме 31,7 млрд. евро
Третий блок – «социальные вызовы» адресован решению проблем и повышению результативности исследований и инноваций в следующих областях: 1) здравоохранение, демографические изменения и благополучие; 2) безопасность продуктов питания, сельское хозяйство, эко-системы и био-экономика; 3) безопасная, чистая и эффективная энергетика, изменение климата; 4) ресурсосберегающий, компьютеризованный, экологически-благоприятный и интегрированный транспорт; 5) влияние климата и рациональное использование ресурсов.
Для каждого из глобальных вызовов и ключевых технологий, обозначенных в ней, будут разработаны тематические многолетние планы кооперации, на основе которых, в свою очередь, будут сформированы географически ориентированные дорожные карты международного научно-технического сотрудничества.
Отдельным, четвертым блоком, является программа неядерных исследований Объединенного научно-исследовательского центра (Joint Research Centre (JRC). Деятельность Объединенного научно-исследовательского центра так же будет неотъемлемой частью «Горизонта 2020», создавая условия для проведения независимых научно-технических изысканий для формирования, осуществления и мониторинга соответствующих политик Евросоюза.
Правила участия в программе «Горизонт 2020»
В соответствии со своими принципами, программа «Горизонт 2020» останется открытой для участия организаций всех стран мира. При принятии решения об участии в программе следует учитывать, что участники Рамочных программ ЕС делятся на 3 категории:
- страны-члены Европейского Союза (EU MSs);
- ассоциированные участники (АС): Албания, Израиль, Исландия, Лихтенштейн, БЮР Македония, Черногория, Норвегия, Сербия, Турция, Хорватия, Швейцария, Босния и Герцеговина, Фарерские острова, Молдова;
- третьи страны – государства, не входящие в состав ЕU MSs/АС, в т.ч. Россия.
В программе сможет участвовать любая организация, учрежденная в государстве-члене Европейского Союза, ассоциированной или третьей стране и соблюдающая условия, определенные в Правилах участия в программе «Горизонт 2020» и в Общих приложениях к рабочей программе на 2014-2015 гг.
Как видно из этих документов, Россия относится к категории третьих стран, которые могут принимать участие в проектах «Горизонт 2020», но не имеют права на автоматическую финансовую поддержку из бюджета программы. На практике это означает, что российские организации-участники могут входить в консорциумы для реализации соответствующих проектов, но Европейская Комиссия не обеспечивает финансирование третьих стран. Таким образом, предполагается, что финансирование для деятельности по реализуемому проекту российские участники должны обеспечить за счет своих средств или за счет средств иных источников.
В Общих приложениях и в Правилах участия приводятся исключения, согласно которым организации, учрежденные в таких третьих странах, могут получить финансирование в рамках программы «Горизонт 2020»:
- финансирование учреждения из третьей страны явно указано в тексте объявленного конкурса;
- финансирование предоставляется в рамках двустороннего соглашения о научно-техническом сотрудничестве или согласно любому другому документу, подписанному ЕС и третьей страной;
- Европейская комиссия расценивает участие организации из третьей страны необходимым для выполнения проекта, финансируемого в рамках «Горизонт 2020». Обычно в этом случае для принятия решения Европейской комиссией необходимы соответствующие документы (письма, обращения) от всех участников консорциума.
6. Программа приграничного сотрудничества ЕС-Россия
Программы приграничного сотрудничества являлись важнейшим инструментом, определяющим развитие сотрудничества в соответствующих регионах ЕС и соседствующих стран. Таких программ было много, начиная с 90-х годов: Cross Border Cooperation, TACIS, Neighborhoods Programm, European Neighborhoods Partnerships Instrument (ENPI, 2009-2013гг). В настоящий момент идет процесс запуска нового цикла программы приграничного сотрудничества ЕС-Россия 2014-2020.
Программа Европейского Приграничного Сотрудничества (ЕNP) была разработана в 2004 году и пересмотрена в 2011 году с целью исключения непредвиденных ситуаций с новыми линиями раздела между расширившимся ЕС и соседями, и обеспечения процветания, стабильности и безопасности всех партнёров, включая граждан ЕС. Политика основана на принципах демократии, верховенстве закона и уважении прав человека.
ENP предоставляет ряд инструментов, а также различные двусторонние, региональные и многосторонние инициативы сотрудничества. ENP предлагает партнёрским странам участие в различных мероприятиях ЕС с целью совершенствования сотрудничества по вопросам политики, безопасности, экономики и культуры.
Основным рабочим инструментом, направленным на поддержку ENP через конкретные действия, был ENPI. Он был создан в 2007 году, заменив программы сотрудничества TACIS (для восточно-европейских стран) и MEDA (для средиземноморских стран). Целью ENPI было создание зоны общих ценностей, стабильности и процветания, благоприятного сотрудничества и глубокой экономической и региональной интеграции с охватом широкого спектра сфер сотрудничества. Это позволило усовершенствовать двустороннее, региональное и отраслевое сотрудничество.
С 2014 года ENPI был заменён на ENI. Это чрезвычайно действенный политический инструмент, направленный на увеличение дифференциации, создание гибких подходов, предоставление более жёсткой обоснованности и инициатив для участников.
- содействие экономическому и социальному развитию регионов по обеим сторонам общих границ;
- решение общих проблем в сфере экологии, общественного здоровья и безопасности;
- содействие в создании лучших условий и возможностей для обеспечения мобильности людей, товаров и капитала.
Задачей каждой программы приграничного сотрудничества является осуществление вклада, по меньшей мере, в одну из сформулированных стратегических целей. Приграничное сотрудничество, финансируемое ENI, вовлекает в совместные проекты регионы, располагающиеся по обеим сторонам границы стран ЕС, где партнёры пользуются общим бюджетом, общими структурами управления, общим законодательным регулированием и правилами реализации, придавая программам полностью сбалансированное партнёрство между участвующими странами.
Новая фаза укрепления сотрудничества со странами, граничащими с Европейским Союзом, началась с принятия в 2007 году Европейского инструмента соседства и партнерства (ЕИСП), который включает в себя компонент, непосредственно нацеленный на приграничное сотрудничество.
На Саммите России – ЕС, проходившем в Стокгольме 18 ноября 2009 г., член Европейской Комиссии по внешним связям и европейской политике соседства г-жа Бенита Ферреро – Вальднер и Министр регионального развития Российской Федерации Виктор Басаргин подписали Соглашения о финансировании пяти программ приграничного сотрудничества. Эти Соглашения о финансировании являются важными для реализации программ сотрудничества между регионами по разные стороны сухопутных границ Европейского Союза и России. Общий бюджет программ составляет примерно 437 млн евро. Программы финансируются из разных источников: Европейской Комиссией ( 267 млн евро), странами- членами ЕС (67 млн евро) и российской Федерацией ( 103.7 млн евро). Финансовый вклад Российской Федерации подтверждает дух партнерства, что является сердцевиной Европейского инструмента соседства и партнерства (ЕИСП).
Основная цель финансирования программ приграничного сотрудничества по линии ENI – это обеспечение вклада в развитие особых взаимоотношений с соседними странами, где ставится задача создания зоны процветания и добрососедства, основанной на ценностях Союза, где характерны тесные и мирные взаимоотношения, основанные на сотрудничестве базируясь на Статье 8 Договора о Европейском Союзе.
Основываясь на целях финансирования по линии ЕИС, Программа внесёт свой вклад в укрепление взаимоотношений с партнёрскими странами и будет способствовать совершенствованию политического сотрудничества и прогрессивной экономической интеграции.
Стратегическая цель Программы заключается в поддержке совместных усилий по решению проблем, связанных с приграничным сотрудничеством, содействии устойчивому использованию существующего потенциала территорий, находящихся вдоль внешней границы стран ЕС и регионов России.
Концепция Программы заключается в достижении положительных изменений в сфере предпринимательства, экологии и приграничной мобильности.
Для внесения вклада в достижение стратегических целей Программы участвующие страны выбрали три тематические цели:
- «Развитие бизнеса и СМП»
- «Защита окружающей среды, смягчение воздействий климатических изменений и адаптация»
- «Содействие управлению границами и укреплению безопасности границ, мобильности и управлению миграцией»
Программный документ ENI ставит комплексные стратегические цели для финансирования приграничного сотрудничества в рамках ENI:
Приоритет 1.1. Продвижение и поддержка предпринимательства.
Приоритет 1.2. Развитие и продвижение новых продуктов и услуг на основе местных ресурсов.
Приоритет 2.1. Эффективное управление природными ресурсами.
Приоритет 2.2. Совместные действия по защите окружающей среды.
Приоритет 2.3. Поддержка систем устойчивой переработки отходов и сточных вод.
Приоритет 3.1. Совершенствование эффективности пересечения границ и безопасности.
При оценке предшествующего опыта в продвижении социально-экономического развития и поддержке бизнеса и предпринимательства на территории Программы за 2007-2013 годы становится очевидным, что утверждённые проекты в основном предусматривали «мягкую» поддержку развития сотрудничества предпринимателей на приграничных территориях, например, организацию бизнес - ярмарок, тренингов, семинаров, встреч для создания деловых контактов и прочих подобных мероприятий. Большая часть мероприятий была посвящена повышению конкуренции в предпринимательстве при содействии привлечению инвестиций, повышению уровня знаний работников и прочих мероприятий. В целом наибольший интерес был проявлен в отношении разработки инструментов поддержки предпринимательства и формирования предпринимательской среды.
Для обеспечения преемственности накопленного опыта новая Программа ставит следующие задачи по решению проблем, связанных с предпринимательством: создание нового бизнеса, содействие совместной деятельности и сотрудничеству, создание потенциала развития. Основание новых СМП будет проходить при поддержке бизнес – инкубаторов, технологических парков и других институтов делового развития, которые предоставят физическое пространство для офисов и запуска бизнеса, а также необходимый опыт и знания в области технологий.
Программа также предусматривает проведение различных консультаций по вопросам, связанным с ведением бизнеса (наставничество, тренинги, обмен опытом и т. д.). Ожидается, что при поддержке данных мероприятий будет создана более благоприятная среда для предпринимательской активности.
Также предусматривается, что развитие деловых возможностей и укрепление сотрудничества между предприятиями, а также поддержка бизнеса со стороны различных институтов выльется в совместные инициативы по продвижению новых товаров и услуг при использовании местных ресурсов.
Более того, для придания стимула для дальнейшего развития предпринимательства планируется, что деятельность по созданию потенциала (а именно развитие приграничного сотрудничества, вовлечение исследовательских и образовательных учреждений) будет поддерживаться Программой.
Программа нацелена на достижение устойчивого роста территории при соблюдении баланса интересов между сектором экономики и экологии. Приграничное сотрудничество имеет потенциал для совершенствования среды для проживания и посещения на территории Программы.
Минрегионом России и МИД России определены основные принципы ведения переговорного процесса по программам приграничного сотрудничества Россия – ЕС на период 2014-2020 гг.:
- В целях создания взаимоприемлемых условий приграничного сотрудничества Россия – ЕС базовые принципы приграничного сотрудничества должны быть определены единым рамочным соглашением, заключаемым в формате Российская Федерация – Евросоюз.
- При формировании механизма практической организации управления программами приграничного сотрудничества необходимо учесть все плюсы и минусы действующего в рамках программ 2007-2013 гг. механизма (Программы CBC, ENPI).
- С учетом имеющегося опыта необходимо в рамках реализации нового формата приграничного сотрудничества обозначить и придерживаться особой роли крупномасштабных проектов.
- Одним из основных элементов при формировании новых условий приграничного сотрудничества в формате Россия-ЕС, обеспечивающим равноправное партнерство сторон, является принцип паритетного софинансирования реализации программ.
В настоящий момент сторона ЕС закончила внутренний процесс формирования документов, регламентирующих порядок реализации программ. Соответствующие регламенты утверждены или находится в высокой степени готовности. Документы, подробно определяющие механизм реализации программ, а также соглашение о принципах финансирования должны быть, в соответствии с достигнутыми договоренностями, в течение 2016 года утверждены российской стороной.
В будущий программный период Россия будет отдавать приоритет двусторонним программам. Предполагаются к реализации семь Программ приграничного сотрудничества на период 2014-2020 гг.:
- «Литва-Россия»
- «Польша-Россия»
- «Латвия-Россия»
- «Эстония-Россия»
- «Юго-Восточная Финляндия – Россия»
- «Карелия»
- «Коларктик»
Кроме того, Россия получила приглашение к участию в программах многостороннего сотрудничества ЕС: «Регион Балтийского моря» 2014-2020 гг. «Северная периферия и Арктика» 2014-2020 гг.
6.1. Программа «Литва – Россия» 2014-2020 гг.
Определены тематические цели программы:
- развитие культуры на местном уровне и сохранение исторического наследия
- развитие социальной интеграции и борьба с бедностью
- содействие повышению эффективности местных и региональных органов власти
- укрепление пограничного контроля и безопасности границ
6.2. Программа «Польша – Россия» 2014-2020 гг.
Определены тематические цели программы:
- развитие малого и среднего бизнеса
- культуры на местном уровне и сохранение исторического наследия
- защита окружающей среды, адаптация к изменению климата
- укрепление пограничного контроля и безопасности границ
- Улучшение доступности регионов, развитие транспортных и коммуникационных сетей и систем
6.3. Программа «Юго–Восточная Финляндия – Россия ППС 2014-2020
Подготовка Программы приграничного сотрудничества “Юго-Восточная Финляндия – Россия ППС 2014-2020” вошла в завершающую фазу. Проект Совместной программы действий (JOP) был представлен для изучения и оценки в Европейскую Комиссию 29 июня 2015. Окончательное утверждение JOP странами – участницами Россией и Финляндией, а также Европейской Комиссией должно состоятся в конце 2015 года. После этого этапа старт Конкурса заявок будет зависеть от принятия и ратификации Россией Финансового Соглашения, которое должно быть подписано до конца 2016 года.
Программа «Юго-Восточная Финляндия – Россия ППС 2014-2020» будет одной из трех программ, реализуемых в пограничных регионах между Финляндией и Россией. Территория Программы состоят из следующих основных регионов: Южная Карелия, Южное-Саво и Кюменлааксо в Финляндии; Санкт-Петербург и Ленинградская область в России. Прилегающие регионы: Уусимаа, Пяйят-Хяме, Северное Саво, Северная Карелия в Финляндии и Республика Карелия в России. В дополнение к этому, города Турку и Москва, смогут участвовать в качестве основных экономических и культурных центров с некоторыми ограничениями в использовании финансов и уровня партнерства в проектах. Основные партнеры консорциума должны располагаться на территории Программы, привлеченные участники могут быть из прилегающих регионов.
Программа будет содействовать экономическому и социальному развитию, смягчению общих проблем, способствовать мобильности участников проектов в регионах для дальнейшего улучшения трансграничного сотрудничества и создания условий устойчивого развития территорий Программы. Программа будет поддерживать проекты сотрудничества, работающие в наиболее инновационных и важных сферах, в которых партнеры ищут совместные решения общих проблем. Для формирования проекта необходимо иметь, по крайней мере, по одному партнеру из обеих стран-участниц, и эти партнеры должны располагаться в основных регионах. В период 2014-2020, Программа «Юго-Восточная Финляндия – Россия ППС» предлагает финансирование в сфере четырех тематических задач, с четкими приоритетами:
- Предпринимательство и развитие малого и среднего бизнеса
Приоритет 1: Живая, активная и конкурентоспособная экономика
- Поддержка образования, исследований, технологического развития и инноваций
Приоритет 2: Инновационная, с хорошими профессиональными навыками и хорошо образованная территория
- Защита окружающей среды, адаптация к изменению климата и стихийные бедствия – предотвращение / ликвидация
Приоритет 3: Привлекательная, чистая окружающая среда и регион
- Развитие управления границами и безопасность границ
Приоритет 4: Хорошо связанный регион
Общий объем финансирования Программы 72,3 млн. евро, из которых софинансирование ЕС составляет 50%, а другая половина одинаково разделена между государственным софинансированием Финляндии и России (50% / 50%). Возможно дополнительное финансирование в 2018 году, при условии наличия финансовых средств для Программы и на основе среднесрочного обзора. Его размер будет максимум 37,4 млн. евро.