Технология возможностей: студент Политеха разработал свой тренажер Брайля

4 Мая 2017 Достижения 651

Многие люди воспринимают технику как нечто противоположное человеку, нечто искусственное и бездушное. Однако мы стали забывать, что технические достижения прогресса – лишь средства. Все зависит от того, чему они служат и как человек проявляет себя с их помощью. IT-технологии могут разрабатываться не только для развлечения или извлечения прибыли, но и для решения социальных проблем. Это наглядно продемонстрировали организаторы хакатона Socialhack, дав возможность поработать IT-специалистам с активистами социальных программ. Тренажер Брайля, разработанный студентом ИПММ, резидентом Фаблаб Политех Глебом МИРОШНИКОМ, стал победителем в номинации «Технологии возможностей».

Студент Политеха Глеб Мирошник разработал свой тренажер Брайля

Мероприятие, прошедшее в рамках месяца социальных инноваций, было посвящено разработке стратапов для социальной сферы с использованием современных технологий и междисциплинарного опыта. Два дня участники Socialhack совершенствовали свои проекты, общаясь с менторами из разных сфер – с городскими исследователями, социологами и IT-экспертами. В итоге жюри отметило 12 проектов, среди которых и проект студента Института прикладной математики и механики Глеба Мирошника – «Тренажер Брайля».

Устройство, разработанное политехником, призвано помочь освоить язык Брайля в сжатые сроки. Тренажер предназначен для центров реабилитации, курсов подготовки, а за счет его невысокой стоимости он может быть использован индивидуальными пользователями.

Глеб Мирошник тестирует свое изобретение на хакатоне

Напомним, что система письма для незрячих или слабовидящих людей была изобретена Луи Брайлем в возрасте 15 лет. Утратив способность видеть, он сам стал учителем незрячих людей. Для изображения букв в шрифте Брайля используются шесть точек (являющих собой рельефную ячейку), которые расположены в два столбца. При письме точки прокалываются, и, поскольку читать можно только по выпуклым точкам, «писать» текст приходится с обратной стороны листа. Текст пишется справа налево, затем страница переворачивается, и текст читается слева направо. Каждая ячейка представляет собой букву, цифру или знак препинания.

Традиционный тренажер Брайля представляет шеститочие в виде крупной платформы с подвижными штырьками – его используют дети, которые учатся писать с помощью прибора для письма по Брайлю. Изобретение Глеба Мирошника имеет противоположную цель, то есть перевести символы Брайля в плоскопечатные символы. Экспериментальный образец имел деревянный корпус с покатой крышкой, на которой с одной стороны был световой индикатор, а с другой – шеститочие с красной кнопкой ввода. «Человек, не владеющий Брайлем, но желающий прочитать текст, нащупывает знак шеститочия и вводит его произвольно на прибор, а при нажатии красной кнопки символ загорается на окошке индикатором, – поясняет изобретатель. – Таким образом, можно и читать, и набирать различные комбинации, а прибор покажет букву или грустный смайлик, если символ был введен некорректно». По задумке изобретателя тренажер может использоваться студентами тифло-отделений, педагогами, изучающими шрифт Брайля, и поздноослепшими людьми.

Материал подготовлен Медиа-центром СПбПУ. Текст: Илона Жабенко

Версия для печати