Всероссийский инженерный конкурс – мост между вузами и промышленностью
В рамках Московского международного форума «Открытые инновации» состоялся круглый стол «Как стимулировать молодежь к технологическим прорывам», организованный Фондом инфраструктурных и образовательных программ (ФИОП) и дирекцией Всероссийского инженерного конкурса (ВИК). Пути развития инженерного кадрового потенциала российской экономики обсудили представители вузов, высокотехнологичных компаний и организаторы ВИКа. Участниками дискуссии стали и представители Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого – проректор по перспективным проектам А.И. БОРОВКОВ и директор Института передовых производственных технологий (ИППТ) СПбПУ А.П. ФАЛАЛЕЕВ.
Бурное техническое развитие общества сегодня становится причиной меняющейся парадигмы инженерного образования. Однако кадровые ожидания российских высокотехнологичных компаний вузы оправдывают далеко не на все 100%. Ежегодно российские вузы выпускают 250 тысяч инженеров, но лишь 20% них находят работу на высокотехнологичных предприятиях, привел данные Минобрнауки России проректор по перспективным проектам СПбПУ А.И. БОРОВКОВ. По его мнению, одна из главных причин дисбаланса – в отрыве преподавателей от реальной производственной практики: основную массу инженеров сейчас готовят люди, которые работали на предприятиях 15-20 лет назад, и их представления о технологиях устарели. «Вуз в одиночку качественных специалистов никогда подготовить не сможет, – соглашается с данным тезисом и исполнительный директор Всероссийского инженерного конкурса для студентов и аспирантов (ВИК) Александр ГОРДЕЕВ. – Потому что он не успевает изменять инфраструктуру». Поэтому для эффективной подготовки специалистов вузам сегодня необходимо взаимодействовать с базовыми высокотехнологичными предприятиями, уверены участники круглого стола.
По оценкам А.И. Боровкова только 10% всех выпускаемых в России инженеров смогут участвовать в создании новых высокотехнологичных продуктов (при том, что ежегодные затраты на одного студента составляют в среднем около 2 миллионов рублей). «Эту элиту можно готовить только в магистратуре по реальным заданиям НИОКР, которые они будут выполнять вместе с опытными инженерами», – считает эксперт. Представители индустрии были единодушны в том, что подготовка инженерной элиты – дело непростое и дорогостоящее. Например, Андрей БЕЗРУКОВ, директор по стратегическому маркетингу GS Group (крупнейший инвестиционно-промышленный холдинг в сфере телекоммуникаций; организатор конкурса по программированию в рамках ВИК. – Примеч. Ред.) привел конкретные расчеты стоимости обучения высококвалифицированного специалиста для нужд индустрии: «В 2010 году, когда мы приняли решение о покупке предприятий в Португалии, мы хорошо понимали, что найти первых 30-40-50 инженеров, которые смогут обеспечить трансфер технологии, ее запуск и строительство завода практически в чистом поле в Калининградской области, будет очень непросто. Тем не менее первые 50 человек, которых мы нашли, прошли обучение в Португалии, на Тайване и в других странах. В каждого специалиста было вложено около 1 миллиона евро. В дальнейшем мы разработали комплексную систему подготовки кадров, которая на сегодняшний день включает партнерские программы с 20 российскими и зарубежными вузами. Это не только студенческие практики, но и, начиная с третьего курса, прикрепление студента к конкретным технологическими кураторами на предприятии. В дальнейшем – это аспирантура и совместная разработка продуктов в области электроники». Мнение о том, что удачное взаимодействие вуза и предприятия возможно лишь в том случае, когда технологии они создают совместно, подтвердил и Дмитрий ИВАНОВ, директор по инновационному развитию НПО «Сатурн».
И как же можно наладить взаимодействие вузов и производства? По мнению участников круглого стола, мостом между вузами и промышленностью могут стать клубы научно-технического творчества, совместные программы вузов с предприятиями, конкурсы исследовательских проектов, в том числе и Всероссийский инженерный конкурс. «Конкурс в вузе – просто часть образовательного процесса, – поясняет А.И. БОРОВКОВ. – А когда конкурсом управляют корпорации, он становится площадкой для связи. Компании дают реальные темы и кейсы. Преподаватели вуза выступают в качестве жюри. Обязательным условием является партнерство корпораций. В этом году партнером ВИК является Фонд инфраструктурных и образовательных программ. В прошлом году это был “Росатом”. Конкурс – публичное мероприятие с публичными результатами. Таким образом, ВИК становится организацией системного взаимодействия вуза и индустрии».
Однако, по мнению Александра Гордеева, проблема в том, что на сегодняшний день конкурсы являются дополнительными, они не встроены в образовательный процесс. «У предприятий конкурсы, например ВИК, проходят по линии департамента HR, а хотелось бы, чтобы они шли по линии департамента развития. Чем быстрее эти инструменты, которые сейчас являются необязательными, мы впишем в образовательные контуры, тем быстрее мы найдем тот формат, который выведет предприятия на нормальное сотрудничество с вузами», – поясняет эксперт. Директор Института передовых производственных технологий СПбПУ А.П. ФАЛАЛЕЕВ отметил, что именно благодаря конкурсам у студентов появляются связанные с реальной практикой темы выпускных работ и магистерских диссертаций. И здесь ответственность за правильную постановку задачи – темы из будущего – лежит именно на корпорации.
Резюмируя обсуждавшиеся проблемы, можно сказать, что участникам дискуссии удалось наметить пути преодоления разрыва между системой образования и кадровыми требованиями высокотехнологичных компаний, а также обобщить коллективный и индивидуальный опыт движения в этом направлении, благодаря чему в России уже совсем скоро появится поколение специалистов, способных создавать самые передовые технологии.
Материал подготовлен Медиа-центром СПбПУ