Всероссийский инженерный конкурс – мост между вузами и промышленностью

2 Ноября 2016 Образование 344

В рамках Московского международного форума «Открытые инновации»  состоялся круглый стол «Как стимулировать молодежь к технологическим прорывам», организованный Фондом инфраструктурных и образовательных программ (ФИОП) и дирекцией Всероссийского инженерного конкурса (ВИК). Пути развития инженерного кадрового потенциала российской экономики обсудили представители вузов, высокотехнологичных компаний и организаторы ВИКа. Участниками дискуссии стали и представители Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого – проректор по перспективным проектам А.И. БОРОВКОВ и директор Института передовых производственных технологий (ИППТ) СПбПУ А.П. ФАЛАЛЕЕВ.

Круглый стол Как стимулировать молодежь к технологическим прорывам

Бурное техническое развитие общества сегодня становится причиной меняющейся парадигмы инженерного образования. Однако кадровые ожидания российских высокотехнологичных компаний вузы оправдывают далеко не на все 100%. Ежегодно российские вузы выпускают 250 тысяч инженеров, но лишь 20% них находят работу на высокотехнологичных предприятиях, привел данные Минобрнауки России проректор по перспективным проектам СПбПУ А.И. БОРОВКОВ. По его мнению, одна из главных причин дисбаланса – в отрыве преподавателей от реальной производственной практики: основную массу инженеров сейчас готовят люди, которые работали на предприятиях 15-20 лет назад, и их представления о технологиях устарели. «Вуз в одиночку качественных специалистов никогда подготовить не сможет, – соглашается с данным тезисом и исполнительный директор Всероссийского инженерного конкурса для студентов и аспирантов (ВИК) Александр ГОРДЕЕВ. – Потому что он не успевает изменять инфраструктуру». Поэтому для эффективной подготовки специалистов вузам сегодня необходимо взаимодействовать с базовыми высокотехнологичными предприятиями, уверены участники круглого стола.

По оценкам А.И. Боровкова только 10% всех выпускаемых в России инженеров смогут участвовать в создании новых высокотехнологичных продуктов

По оценкам А.И. Боровкова только 10% всех выпускаемых в России инженеров смогут участвовать в создании новых высокотехнологичных продуктов (при том, что ежегодные затраты на одного студента составляют в среднем около 2 миллионов рублей). «Эту элиту можно готовить только в магистратуре по реальным заданиям НИОКР, которые они будут выполнять вместе с опытными инженерами», – считает эксперт. Представители индустрии были единодушны в том, что подготовка инженерной элиты – дело непростое и дорогостоящее. Например, Андрей БЕЗРУКОВ, директор по стратегическому маркетингу GS Group (крупнейший инвестиционно-промышленный холдинг в сфере телекоммуникаций; организатор конкурса по программированию в рамках ВИК. – Примеч. Ред.) привел конкретные расчеты стоимости обучения высококвалифицированного специалиста для нужд индустрии: «В 2010 году, когда мы приняли решение о покупке предприятий в Португалии, мы хорошо понимали, что найти первых 30-40-50 инженеров, которые смогут обеспечить трансфер технологии, ее запуск и строительство завода практически в чистом поле в Калининградской области, будет очень непросто. Тем не менее первые 50 человек, которых мы нашли, прошли обучение в Португалии, на Тайване и в других странах. В каждого специалиста было вложено около 1 миллиона евро. В дальнейшем мы разработали комплексную систему подготовки кадров, которая на сегодняшний день включает партнерские программы с 20 российскими и зарубежными вузами. Это не только студенческие практики, но и, начиная с третьего курса, прикрепление студента к конкретным технологическими кураторами на предприятии. В дальнейшем – это аспирантура и совместная разработка продуктов в области электроники». Мнение о том, что удачное взаимодействие вуза и предприятия возможно лишь в том случае, когда технологии они создают совместно, подтвердил и Дмитрий ИВАНОВ, директор по инновационному развитию НПО «Сатурн».

Участники круглого стола обсудили инструменты взаимодействия вузов и предприятий

И как же можно наладить взаимодействие вузов и производства? По мнению участников круглого стола, мостом между вузами и промышленностью могут стать клубы научно-технического творчества, совместные программы вузов с предприятиями, конкурсы исследовательских проектов, в том числе и Всероссийский инженерный конкурс. «Конкурс в вузе – просто часть образовательного процесса, – поясняет А.И. БОРОВКОВ. – А когда конкурсом управляют корпорации, он становится площадкой для связи. Компании дают реальные темы и кейсы. Преподаватели вуза выступают в качестве жюри. Обязательным условием является партнерство корпораций. В этом году партнером ВИК является Фонд инфраструктурных и образовательных программ. В прошлом году это был “Росатом”. Конкурс – публичное мероприятие с публичными результатами. Таким образом, ВИК становится организацией системного взаимодействия вуза и индустрии».

Однако, по мнению Александра Гордеева, проблема в том, что на сегодняшний день конкурсы являются дополнительными, они не встроены в образовательный процесс. «У предприятий конкурсы, например ВИК, проходят по линии департамента HR, а хотелось бы, чтобы они шли по линии департамента развития. Чем быстрее эти инструменты, которые сейчас являются необязательными, мы впишем в образовательные контуры, тем быстрее мы найдем тот формат, который выведет предприятия на нормальное сотрудничество с вузами», – поясняет эксперт. Директор Института передовых производственных технологий СПбПУ А.П. ФАЛАЛЕЕВ отметил, что именно благодаря конкурсам у студентов появляются связанные с реальной практикой темы выпускных работ и магистерских диссертаций. И здесь ответственность за правильную постановку задачи – темы из будущего – лежит именно на корпорации.

Резюмируя обсуждавшиеся проблемы, можно сказать, что участникам дискуссии удалось наметить пути преодоления разрыва между системой образования и кадровыми требованиями высокотехнологичных компаний, а также обобщить коллективный и индивидуальный опыт движения в этом направлении, благодаря чему в России уже совсем скоро появится поколение специалистов, способных создавать самые передовые технологии.

Материал подготовлен Медиа-центром СПбПУ

Версия для печати