«Дизайн» в Политехе: об итогах приёма и не только

7 Октября 2015 Образование 1345

Заведующий кафедрой «Инженерная графика и дизайн» (Институт металлургии, машиностроения и транспорта СПбПУ) профессор В.М. Иванов рассказал об итогах приемной кампании-2015 и сотрудничестве с зарубежными партнерами, а также поделился мнением о том, какой опыт нужно перенимать у «голливудской кузницы кадров».

Завкафедрой Инжинерная графика и дизайн ИММиТ СПбПУ В.М. Иванов

- Владимир Михайлович, расскажите, пожалуйста,  о том, чем запомнилась нынешняя  приемная кампания? Ее результаты были ожидаемы?

- Действительно, «приём всему голова». Он показывает, как работала кафедра и каковы ее перспективы. Ожидалось, что приёмная кампания этого года на направление «Дизайн» будет непростой. Это связано и с обострившейся конкуренцией между вузами, и с повышением стоимости контрактного обучения. В частности, на наше направление стоимость обучения выросла с 65 тысяч рублей в семестр до 94 тысяч в бакалавриат и 105 тысяч в магистратуру. Я специально заостряю внимание на контрактном приёме, поскольку с бюджетным никогда проблем не было – за последние 15 лет конкурс никогда опускался ниже 14 человек на место. Но именно благодаря тому, что количество бюджетных мест у нас невелико (всего 11 мест в бакалавриат и 9 в магистратуру), мы можем отобрать действительно лучших ребят, настоящих лидеров по каждому профилю подготовки.

Возвращаясь к приёму этого года, во-первых, нужно отметить, что высокие цены не остановили абитуриентов, и количество желающих поступить на «Дизайн» именно в Политех даже выросло. Так, например, число сдававших экзамен по «Рисунку, живописи и композиции» было в этом году рекордным – более 170 человек. Также кафедрой «Технология и исследование материалов» ИММиТ совместно с нами впервые был открыт приём на новый профиль «Проектирование и художественная обработка металлических изделий» в рамках направления «Материаловедение и технологии материалов». В результате создания подобного междисциплинарного профиля подготовки удалось повысить интерес абитуриентов к этому направлению и также набрать полноценную группу.

Возможно, подобный опыт создания совместных программ в будущем распространится и на другие институты Политеха, в частности на  Инженерно-строительный институт и Институт компьютерных наук и технологий. Кроме того, полезным и для студентов других специальностей могло бы стать чтение таких базовых дисциплин, как основа рисунка, композиция, цветоведение, инфографика. Эти навыки и знания пригодились бы студентам, например, при создании отчетов, буклетов и презентаций.

- А что показал набор в магистратуру?

- Я считаю, что в настоящее время магистратура в системе подготовки выходит на первый план. Востребованная магистратура является показателем благополучия в системе подготовки специалистов. Соответственно, если собственные бакалавры не хотят идти в магистратуру, а также бакалавры из других вузов и специальностей предпочитают обходить Политех стороной, значит «не все ладно в Датском королевстве».

С этой точки зрения у нас все обстоит неплохо, и мы в этом году набрали рекордное число магистров – 25 человек. Отдельно хочется отметить, что также мы набрали магистров и на новую магистерскую программу на английском языке – Comunication design (Коммуникативный дизайн. – Примеч. Ред.).

- Поступившие в магистратуру – это выпускники только вашего бакалавриата?

- Нет. По статистике в мире в среднем лишь 30% окончивших бакалавриат поступают в магистратуру. Поэтому среди наших магистров есть четыре основных потока поступающих. Первый – это собственные бакалавры. Второй – это внешние бакалавры из профильных вузов, и мне приятно отметить, что среди наших магистров есть выпускники Мухинского училища, Госуниверситета, Университета технологии и дизайна, ГАСУ. Третий – иностранцы, в нынешнем году это граждане Китая и Мексики. И наконец, о четвертом потоке следует сказать особо. Его составляют бакалавры других специальностей, не связанных с дизайном. У этих студентов есть мощный побудительный мотив – они хотят кардинально сменить специализацию. По опыту могу сказать, что многие из них действительно демонстрируют хорошие результаты, хотя это и создает для нас определенные трудности в организации учебного процесса из-за различного уровня подготовки поступающих.  

В.М. Иванов и губернатор Санкт-Петербурга Г.С.Полтавченко

- То есть результатами приемной кампании-2015 вы вполне довольны?

- Не совсем. Набор в магистратуру на программу «Промышленный дизайн» в этом году был не достаточно успешным. Поэтому мы сейчас создаем Лабораторию промышленного дизайна и закупаем для нее новое оборудование для переоснащения учебного процесса в соответствии с новейшими мировыми тенденциями. В частности, для перевода процесса макетирования на технологии 3D-печати.

- А как обстоят дела с аспирантурой?

- Долгое время это был весьма болезненный вопрос. Дело в том, что ученые степени по «дизайнерским» наукам в России не присуждаются, хотя в большинстве зарубежных стран степень PhD по дизайну получить можно.  Поэтому до настоящего времени в целях «остепенить» наших преподавателей диссертации готовились либо по педагогическим наукам, либо преподаватели направлялись в зарубежную аспирантуру. В частности, сейчас двое наших преподавателей являются аспирантами Университета Аалто и Университета Йоэнсуу (Финляндия). И я надеюсь, что в этом учебном году состоятся их защиты.

После перевода аспирантуры в формат образовательных программ, мы открыли в Политехническом университете аспирантуру по специальности «Инженерная геометрия и компьютерная графика», на которую в этом году набрали первых аспирантов. При этом долгое время наша активность в этом направлении сдерживалась ввиду отсутствия диссертационного совета по этой специальности в Санкт-Петербурге (ближайший совет лишь в Москве). В настоящее время мы прилагаем значительные усилия, чтобы сформировать такой совет у нас в Политехе. Надеемся, что эта специальность хорошо впишется в объединенный диссертационный совет под руководством А.Я. Башкарева, а сам совет вновь откроется в 2016 году. Если задуманное осуществится, а пока у меня нет оснований сомневаться в этом, то мы получим полный цикл подготовки по направлению «Дизайн»: бакалавр – магистр – аспирант – докторант.

- Расскажите, как обстоят дела с трудоустройством ваших выпускников?

- В течение многих лет мы наблюдаем за судьбами наших выпускников,  и я могу отметить, что около 70% из них трудоустраиваются по специальности. И нужно сказать, устраиваются хорошо: на телевидение, в компании – производители компьютерных игр, дизайн-студии, студии промышленного  и web-дизайна. Некоторые открывают собственные компании в Санкт-Петербурге, Москве, даже Милане, становятся арт-директорами крупных торговых домов, и так далее.

К нам часто обращаются представители различных компаний и размещают «заказы» на выпускников. Но подобные контакты с потенциальными работодателями все-таки носят случайный характер, поэтому не совсем удовлетворяют нас. Понимание того, как может быть устроена эффективная система трудоустройства в вузе, к нам пришло во время визита в Ринглинг колледж (Флорида, США). Этот знаменитый колледж является кузницей кадров для Голливуда в области анимации, компьютерной графики и спецэффектов, а также для крупнейших компаний, производящих компьютерные игры. Колледж является одним из самых дорогих в США – обучение стоит около 25 тысяч долларов. Тем не менее желающих учиться в нем велико во многом благодаря отработанной системе трудоустройства выпускников, гарантирующей высокооплачиваемую работу.

Для этого в колледже создан специальный отдел, который контактирует и с работодателями, и со студентами. Причем работа со студентами начинается не на последних курсах, а прямо с первого. Через четко отработанную систему курсовых работ и производственных практик работодатель и студент имеют возможность контактировать друг с другом во время всего периода обучения.

В этом году подписан договор о сотрудничестве между Политехом и Ринглинг колледжем, и мы хотим в экспериментальном порядке попробовать внедрить их систему трудоустройства выпускников на направлении подготовки «Дизайн». В случае успеха этот подход может быть распространен и на другие направления в Политехе.

- Вы начали говорить о сотрудничестве с зарубежными вузами. А ведь в рамках Проекта 5-100 и наш университет борется за право войти в сотню лучших вузов мира. Каков ваш вклад в эту стратегическую программу?

- Действительно, участие в мировом рейтинговании стало определять очень многое в развитии и нашего, и других российских вузов. Как известно, рейтинг QS более чем на 50% опирается на узнаваемость вуза среди зарубежных специалистов-экспертов и среди работодателей. И здесь нам есть чем гордиться. Наша кафедра еще в 2008 году стала членом влиятельного международного сообщества CUMULUS, объединяющего около 140 ведущих вузов мира в области дизайна.  В настоящее время среди партнеров кафедры – ведущие университеты Великобритании, Италии, Германии, Китая, США, Финляндии, Франции, Южной Кореи, Японии.

Основатель Кенджи Экуан и представители  японской компании GK Group - партнера СПбПУ

Достигнуты договоренности и подписывается долговременное соглашение с ведущей дизайнерской компанией Японии GK Group (GK Group занимается промышленным, графическим и информационным дизайном; среди разработок компании – скоростные поезда «Шинкансен» и мотоциклы «Ямаха», фирменный стиль компании «Липтон», Токийского метро, и др. – Примеч. Ред.)  на проведение в ней двухмесячных летних производственных практик для наших студентов. Первая пробная практика была проведена этим летом.

Действуют несколько международных образовательных программ на английском языке, в том числе, как я уже говорил, магистерская по «Коммуникативному дизайну». Весной этого года кафедра принимала 40 магистров и 5 преподавателей из Лондона – из Империал колледжа и Королевского колледжа искусств – на совместную месячную программу с участием наших преподавателей и магистров. Поэтому то, что в Политехе серьезно занимаются дизайном, знают уже во многих ведущих университетах и компаниях мира.

Возвращаясь к мировым рейтингам, известно, что, кроме общего рейтинга вуза, существуют и рейтинги по направлениям подготовки. Например, предметном рейтинге QS по направлению «Физика и астрономия» Политех занимает в 240-е место в мире. А вот в направлении «Art and Design» нашего университета пока нет. Однако справедливости ради следует сказать, что там нет ни одного российского вуза. Поэтому задача наша очевидна: войти в предметный рейтинг QS по направлению «Art and Design», тем более что для этого есть масса предпосылок.

Например, первое место в QS-рейтинге по направлению «Art and Design» занимает Королевский колледж искусств, который, как я уже сказал, привозил к нам этой весной своих преподавателей и магистров на совместную месячную программу, и который в октябре будет принимать в Лондоне наших магистров и преподавателей, отправляющихся туда с ответным визитом. Кроме того, давние партнеры кафедры – Миланский политехнический университет и Университет Аалто – также входят в топ-50 вузов мира в рейтинге QS по направлению «Art and Design». В этом учебном году мы планируем заключить с ними соглашение о двойных магистерских дипломах. Учитывая также наше сотрудничество с серьезными международными работодателями – те же японская GK Group или американо-канадская компания по производству компьютерных игр EA (Electronic Arts), – можно сделать вывод, что наши амбиции на вхождение в предметный рейтинг QS весьма обоснованы. Но, по-видимому, рамки кафедры для такого рывка уже маловаты.

Материал подготовлен кафедрой «Инженерная графика и дизайн» ИММиТ СПбПУ

Версия для печати