Директор школы дизайна Кристиан Гюллерен: «Миссия дизайнера – создание лучшего будущего»

12 Октября 2016 Образование 981

Как вдохнуть жизнь в рисунок? Что такое парадигма инноваций? Как дизайнеры проектируют будущее? Эти и многие другие вопросы освещались в лекции «Дизайн для инноваций», которую для студентов Политеха прочитал директор Нантской атлантической школы дизайна (Франция), профессор Кристиан Гюллерен.

Директор Нантской атлантической школы дизайна (Франция), профессор Кристиан Гюллерен

К понятию «дизайн» можно подобрать десяток определений – творческий замысел,  проект, чертеж, эскиз…  Традиционно дизайн рассматривается как инструмент улучшения эстетического восприятия, следовательно, и потребительских качеств изделий. Но что если рассматривать дизайн не просто как художественное проектирование, а как способ решения глобальных социально-технических проблем? Именно эту точку зрения на дизайн представил господин Гюллерен в своей лекции.

По мнению профессора, дизайн – это не просто создание «милых вещиц», хотя это, безусловно, является одним из его направлений, дизайн – это нечто более важное и необходимое всему обществу. «Задача дизайнера – нарисовать вещь и наделить ее целью, вдохнуть в нее жизнь»,  – считает Кристиан ГЮЛЛЕРЕН. Ведь рисунок, по сути, является языком международного общения: то, что мы не можем объяснить иностранцу словами, можно представить в виде рисунка – и человек сразу поймет, о чем идет речь. «Важно не только придумать что-то новое, – продолжает профессор, – необходимо найти своим идеям применение. Создавать лучшее будущее – вот миссия дизайнеров».

Кристиан Гюллерен прочитал студентам Политеха лекцию Дизайн для инноваций

Далее Кристиан Гюллерен объяснил разницу между индустриальной и инновационной парадигмами. Индустриальная парадигма – «совершенствовать то, что мы умеем делать» – в данный момент перестает быть актуальной. Безусловно, улучшение некоторых свойств изделий приводит к увеличению их добавленной стоимости, но это возможно лишь в условиях честной конкуренции. «Как известно, в Китае производство стоит в десятки раз меньше, поэтому Франции “соревноваться” с Китаем экономически невыгодно», – пояснил профессор ГЮЛЛЕРЕН. На смену индустриальной парадигме приходит парадигма инновационная – «изобретать принципиально новое».

Успешным примером ответа на изменения в обществе и «изобретение принципиально нового» Кристиан Гюллерен назвал деятельность всемирной корпорации “Apple”. «Вы посмотрите, “Apple” стал одним из главных продавцов музыки в мире, хотя в этой сфере у компании не было никакого опыта. “Apple” постоянно расширяет свою деятельность – программное обеспечение, компьютеры, смартфоны, а в будущем – возможно, и банк, ведь совершать покупки мы будем с помощью телефонов», – предсказывает профессор.

Среди заинтересовавшихся в совместной программе был студент 1-го курса ИММиТа Михаил Черкасов (слева)

Гибкость – это самая главная характеристика современной компании, по мнению господина Гюллерена. Мир вокруг нас меняется, следовательно, и нам надо меняться. Можно до бесконечности совершенствовать роботов, которые сортируют бумажные письма, – проблема в том, что писем становится все меньше. «Недавно я читал лекцию в крупной французской страховой компании, – рассказывает Кристиан ГЮЛЛЕРЕН. – Чтобы взбодрить ее сотрудников, я предложил им поразмыслить над следующим: крупнейшие автомобильные корпорации работают над созданием самоуправляющейся машины. Так вот, представьте, – обратился я к ним, – раз нет водителей, то все действия автомобиля просчитаны и исключен человеческий фактор, значит, не должно быть и аварий. А раз нет аварий, зачем нужны страховые компании?»

Нантская атлантическая школа дизайна сотрудничает со многими компаниями, как раз помогая им скорректировать политику работы в соответствии с вызовами времени. Так, например, компания, изготавливающая детали для автомобилей, за полгода перепрофилировалась и стала производить кресла и лодки. (Изготовление запчастей для автомобилей было экономически невыгодным, потому что в Китае эти запчасти делают в 10 раз дешевле).

Продолжая разговор о возглавляемой школе, Кристиан Гюллерен рассказал о направлениях ее деятельности. В Нантской атлантической школе дизайна занимаются исследованиями цифровой культуры, 3D-моделированием, совершенствованием роботов. Особый интерес представляет изучение пищевых привычек: как перейти от потребления мяса животных к насекомым, как сделать это приемлемым для народов всех культур, потому что, по мнению профессора, это будущее ближайших лет. «В еще одной нашей лаборатории занимаются социальными инновациями, в большей степени изучением социального отношения к старению, – добавляет Кристиан ГЮЛЛЕРЕН. – Например, в наших супермаркетах я не могу найти специальных продуктов для моей 89-летней мамы. Зато для 15-летней собаки с вьющейся белой шерстью вы точно что-нибудь подберёте. Почему так происходит? Потому что старость воспринимается нами как болезнь – необходимо изменить отношение к старению».

Рассказ профессора настолько завлёк студентов, что по завершении лекции они стали задавать вопросы о возможности прохождения стажировки в Нантской атлантической школе дизайна. Кристиан Гюллерен ответил, что именно для этого он и приехал в Политехнический университет. На данный момент школа реализует проект по совместному обучению инженеров и дизайнеров в Шанхае (Китай) и Сан-Паулу (Бразилия). Господин Гюллерен планирует проводить этот проект и в Санкт-Петербурге, в Политехническом университете. «Я хочу научить инженеров и дизайнеров работать вместе – это очень ценный опыт, – поясняет Кристиан ГЮЛЛЕРЕН. – Дизайнеры помогут инженерам в представлении образа изделия, а инженеры в свою очередь с научной точки зрения обоснуют возможность претворения идеи дизайнера в жизнь».

Среди заинтересовавшихся в этой программе был и студент 1-го курса Института металлургии, машиностроения и транспорта Михаил ЧЕРКАСОВ, обучающийся по направлению «Инженерная графика и дизайн». После лекции Михаил поделился своими впечатлениями: «Мне было очень интересно, как профессор приходил к дизайну через различные проблемы человечества. Он говорил, что дизайнер должен нарисовать, как мы будем жить через 20, 50, 100 лет. Это позволило мне по-новому посмотреть на сам дизайн».

Материал подготовлен Медиа-центром СПбПУ

Версия для печати