Образование – это не результат, а процесс

28 Июля 2016 Образование 632

В минувшие выходные в Санкт-Петербурге прошел очередной просветительский фестиваль «Открытый университет», главной темой которого стал «Капитал». Среди 16 лекций, прочитанных лучшими преподавателями различных вузов в рамках проекта, особый интерес вызвала лекция представителя Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого – кандидата философских наук, доцента кафедры «Философия» Гуманитарного института СПбПУ Е.М. ГАШКОВОЙ.

В Медиацентре Новой сцены Александринского театра Е.М. Гашкова прочитала лекцию Как образование влияет на человеческий капитал

В Медиацентре Новой сцены Александринского театра Елена Михайловна прочитала лекцию на тему: «Как образование влияет на человеческий капитал». Человеческий капитал считается основой интенсивного развития экономики, поэтому инвестиции в образовательные системы находятся в приоритете у развитых государств. Однако насколько окупаются эти инвестиции? И как массовое высшее образование влияет на рынок?

Поскольку партнером проекта «Открытый университет» является Представительство Евросоюза в России, перед лекцией Е.М. Гашковой с приветственным словом выступил пресс-секретарь Представительства Сорен ЛИБОРИУС. «Представительство ЕС находится в Москве, но мы считаем, что Петербург – это и наш город, и мы очень благодарны, что здесь реализуется такой масштабный просветительский проект, – обратился к слушателям лекции Сорен ЛИБОРИУС. – В зале очень много людей: для меня это знак, что лекции интересные и релевантные. Мы пригласили присоединиться к обсуждению и спикеров из Евросоюза, поэтому уверен, что нас ожидает интересная и разноплановая дискуссия».

Пресс-секретарь Представительства ЕС в России Сорен Либориус

Елена Михайловна начала свою лекцию с того, что ввела категориальный аппарат заявленной темы. Так, человеческий капитал – это совокупность знаний, умений и навыков, использующихся для удовлетворения потребностей человека и общества в целом. Этот термин впервые ввел в середине XX века американский экономист Теодор ШУЛЬЦ. Его последователь Гэри БЕККЕР развил эту идею, обосновав эффективность вложений в человеческий капитал и сформулировав экономический подход к человеческому поведению, за что в 1992 году был удостоен Нобелевской премии по экономике.

«Мы должны понимать, что Шульц и Беккер создавали свои учения в условиях модерна, в условиях относительной стабильности, когда еще можно было прогнозировать наше будущее. Современность – эпоха постмодерна и постпостмодерна – не дает таких четких принципов, как, “если вы будете хорошо учиться, то все у вас в жизни будет хорошо”», – считает Е.М. ГАШКОВА.

Кандидат философских наук, доцент кафедры Философия Гуманитарного института СПбПУ Е.М.  Гашкова

Первым тезисом, который выдвинула Елена Михайловна в своем выступлении, стало утверждение о том, что образование – это по факту приобретение устаревших знаний, есть ли смысл вкладывать в него средства?

Киберцентризм современного образования заключается в том, что начиная с 90-х годов прошлого века, в наблюдаемую нами эпоху шестой информационной революции, объем знаний удваивается раз в полгода. Ни один человек не способен уследить этот объем информации, не говоря уже о преподавателе. Поэтому, согласно прогнозам футурологов из Сколково, к 2020 году профессия лектора, равно как и библиотекаря, журналиста, системного администратора, исчезнет как таковая.

Проблема заключается в том, что образование понимается чисто инструментально, как набор знаний и положений, которые передает преподаватель обучающемуся субъекту. «В русской традиции понятие “образование” восходит к слову “образ”, к образу человека, которого мы хотим увидеть после передачи знаний. Это некая целостная модель человека, которая появляется в результате “общения” с определенными знаниями и определенными личностями», – рассказывает Елена Михайловна.

Если говорить об идее человеческого капитала, то она ориентирована на человека, имеющего в базе рациональное экономическое поведение и выбор на основе экономического расчета. То есть человек вкладывает деньги в образование, предполагая, что в будущем он займет более высокую позицию в социуме и эти деньги вернутся к нему в виде более высоких окладов. «Я считаю, что этот сценарий не работает, потому что мы не можем абсолютно точно спрогнозировать, как развернется будущее, какие отрасли промышленности будут востребованы и так далее. Образование вряд ли поможет обеспечить светлое будущее, если вы не решите для себя, что образование – это не результат, а процесс. Если вы готовы все время вкладывать в образование, постоянно увеличивать этот капитал, тогда у вас есть все шансы добиться выдающихся результатов», – в завершение лекции высказала свое мнение слушателям Е.М. ГАШКОВА.

После выступления Елены Михайловны к обсуждению присоединилась аналитик Novo Nordisk, бывший сотрудник Министерства иностранных дел Дании Карина Соллинг ДАММ, которая привела сравнительный анализ системы образования в России и Дании как ключевого фактора человеческого капитала. Госпожа Дамм также рассказала, в каких странах человеческий капитал напрямую связан с уровнем общего экономического развития, что будет происходить, если в образование страны инвестировать большие средства, и как ситуация изменится через 20 лет.

Материал подготовлен Медиа-центром СПбПУ

Версия для печати