Инновации в области оценки профессорско-преподавательского состава: добровольной аттестации скажем «Да!»

26 Марта 2018 Образование 1181

Построение новой экономики знаний, лидерства и инноваций, а также динамично меняющиеся социально-экономические условия диктуют все новые требования к подготовке высококвалифицированных специалистов. Это в свою очередь формирует современные подходы к реализуемому учебному процессу, в том числе и в направлении повышения качества преподавания в вузах. Одним из инновационных направлений в этой области является оценка качества преподавания профессорско-преподавательского состава (ППС) в рамках компетентностного подхода в профессиональной области знаний.

Политех – один из лидеров в области внедрения инноваций в сфере образования

Данная тенденция подтверждается и утвержденным приказом Минтруда России от 08.09.2015 № 608н профессиональным стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (далее – профессиональный стандарт), четко фиксирующим необходимые компетенции, которыми должен обладать педагог, работающий в системе высшего и среднего профессионального образования.

Являясь одним из лидеров в области внедрения инноваций в сфере образования, Политех выступил с инициативным проектом по реализации эксперимента по независимой оценке педагогических работников в образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы высшего образования через проведение добровольной аттестации ППС. Данный проект был поддержан Национальным аккредитационным агентством в сфере образования.

Проректор по образовательной деятельности СПбПУ Е.М. РАЗИНКИНА: «Концепция данного проекта связана с тем, что модернизация высшего образования в России, обусловленная высокими общественно-социальными требованиями к системе высшего образования, в совокупности с современными экономическими условиями приводит к необходимости повышения эффективности учебного процесса. Это в свою очередь предъявляет особые претензии общества к уровню компетенций педагогических работников вузов.  При этом отмечается устойчивая тенденция повышения требований к профессорско-преподавательскому составу вузов не только в плане наличия компетенций в профессиональной области знаний, но и компетенций в методической, научно-исследовательской, внеучебной областях, знаний законодательной базы в сфере образования, умений и навыков использования современных информационных и инновационных образовательных технологий, развития коммуникативных компетенций».

Проректор по образовательной деятельности СПбПУ Е.М. Разинкина

Аттестация представляет собой периодическую комплексную оценку уровня профессиональных компетенций работников, занимающих должности педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, проводимая на добровольной основе в целях подтверждения сформированности компетенций работника из числа ППС в соответствии с трудовыми функциями. Процедура аттестации строится четко по требованиям профессионального стандарта.

Добровольная аттестация включает в себя оценку качества по трем аттестационным модулям, реализуемым в форме тестирования: нормативно-правовому модулю, модулю информационных технологий и профессиональному модулю.

Также при проведении аттестации ППС планируется осуществлять учет мнения студентов, основной целью которого является получение обратной связи с потребителями образовательных услуг.

Следует отметить, что такой опрос проводится уже второй год подряд. В опросе нашли отражение такие важные аспекты преподавательской деятельности, как: содержательная сторона занятий, организация учебного процесса, а также уровень коммуникации преподавателя.

В настоящее время в качестве апробации проекта добровольная аттестация реализуется в двух институтах Политеха – Инженерно-строительном и Институте промышленного менеджмента, экономики и торговли.

На сайте Дирекции основных образовательных программ СПбПУ создана специальная страница посвященная добровольной аттестации ППС, на которой расположена общая информация, что такое добровольная аттестация, основные нормативные документы, регламентирующие процедуру ее проведения, шаблоны необходимых для заполнения документов, а также перечень вопросов для подготовки.

Результаты добровольной аттестации подводятся в мае и учитываются при проведении рейтингования работников из числа ППС. Преподаватели, получившие наиболее высокие результаты прохождения добровольной аттестации, будут отмечены на Ученом совете университета.

По информации Дирекции основных образовательных программ

Версия для печати