Любопытство важней оценок. Интервью с первым проректором "Политеха". Пять углов.

26 Января 2016 Образование 216

Владимир Глухов о моде на техническое образование, карьерных перспективах с первого курса и о том, почему надо выбирать не экзамены на ЕГЭ, а сразу профессию.

— Владимир Викторович, разворот выпускников школ к техническим специальностям, о котором так долго говорили чиновники от образования, наконец-то свершился?
— Да.

 — Почему?

— Знаете, на день открытых дверей в Политех в ноябре пришло более 800 человек — а ведь до момента выбора учебного заведения и поступления ещё более полугода. Этот абитуриент же не появляется моментально: он вырастает из старшеклассника и его родителей, которые очень внимательно и грамотно анализируют происходящее вокруг них, собирают максимум доступной информации. Обратите внимание, сейчас большие усилия направлены на популяризацию и престиж технических направлений. Выходят научно-популярные программы по телевидению, есть даже отдельный канал «Наука 2.0», выходят десятки увлекательных печатных журналов, а тематических электронных ресурсов сотни, на любой уровень знаний и интересов. Другой аспект — появились специальные программы, которые показывают значимость для экономики страны инженерной подготовки, как единственного сектора, который действительно дает реальный вклад. Есть и масса других моментов, которые, с моей точки зрения, это соотношение определяет — состояние экономики страны, взаимодействие международное в стране, уровень зарплат.

 — Значит, мода меняется?

— Сдвиг интереса абитуриентов в сторону технических направлений только-только наметился, и многие вузы его пока не почувствовали. Но в Политехе, признаться, не очень нравится ситуация, когда в инженеры бросятся все, так как это было с юристами в конце прошлого века. Мы лучше потратим (и уже давно это делаем) больше сил на поиск замотивированных, целеустремлённых, талантливых и способных к точным наукам выпускников. Именно от того, какой абитуриент войдет в вуз, в значительной степени определяется, какой специалист выйдет из вуза. Поэтому нам важно не количество, нам важен уровень знаний. Если формулировать точнее: нужен высокий уровень знаний математики и физики у выпускников школ. Тогда будет вузу легче, тогда будет выпускнику легче, тогда его с распростертыми объятиями примет предприятие. Это же не секрет: многие предприятия, производства, реально оказывающие влияние на экономику, испытывают острую нехватку в инженерах. Инженерах, которые обладают современными знаниями, которые могут быстро и оперативно впитывать в себя новые знания и генерировать новые решения. За такого человека будут драться сначала вузы, а потом предприятия. Но чтобы стать таким человеком, надо определиться с направлением, затратить какие-то силы, чтобы стать лидером по отношению к своим коллегам, по отношению к своим товарищем, лидером в той области, которую он хочет. Знание, и приобретение знаний, это работа. 

 — А как Вы вообще оцениваете современный уровень знаний на входе? Он изменился за последнее время?

— Изменился не уровень знаний, изменился конкурс. На мой взгляд, сегодняшняя школа готовит выпускников не хуже, чем это было 10, 15, 20 лет назад, но раньше на одно место в среднем претендовало 5-7-10 человек, а сегодня 2-3-5 — то средний уровень невольно опускается, потому что приходят не отличники, а хорошисты в лучшем случае.

 — На 2016 прогноз выбора — «на три технаря семь гуманитариев». Как Вы думаете, каким станет это соотношение через пять-семь лет? И вообще, есть какой-то оптимальный, естественный вариант для экономики?

— Не думаю, что найдется человек, который сможет дать точный ответ-прогноз на Ваш вопрос. Но зависит не только от запланированной стратегии развития и международного сотрудничества, но и от реального положения дел, а их трудно предсказать на ближайшие годы. Если экономика направляется в развитие высокотехнологического сектора, на совершенствование собственного производства — тогда появится потребность в большом количестве инженерных кадров, физических, научных и эта потребность привлечет к себе молодые силы страны. Появятся новые, очень интересные профессии (о некоторых из них мы рассказываем в каталоге профессий на страницах 12-17 ПУ — ред.), новые направления: робототехника, уникальные станки, уникальные космические и авиационные технологии, перспективное судостроение, транспортное машиностроение. Это не абстрактные размышления. У Политеха уже сегодня есть, например, соглашения на пять-десять лет вперёд с ведущими корпорациями России – Росатомом, Ростехом, Роснано, с корпорацией двигателестроения, авиационными и другими компаниями. Они заказывают себе инженеров, но не любых. Им нужны инженеры, знающие технологии и современное оборудование, умеющие генерировать инновационные предложения. Такие ребята у нас есть, и они уже в конце первого курса видят свои перспективы, это отличный стимул для развития.

 — Как вы отбираете ребят? Как сотрудничаете со школами?

— Прежде всего ищем любопытных. Если человек ничего не знает о прикладной стороне знаний, о возможных сферах их применения, он никогда не станет хорошим специалистом. Он никогда не сможет сказать, нравится ему что-то или не нравится, он просто об этом ничего не знает. Отсюда первое требование — школьник должен жадно впитывать информацию. Читать не развлекательную жвачку, а научно-популярные ресурсы, изучать сайты вузов, предприятий — да, всё это потребует времени, усилий, но только так меняются приоритеты. Сегодня, для того, чтобы что-то узнать, есть масса возможностей. Но это нужные знания, это не развлекаловка. Только таким путем молодой человек может что-то сравнить и выбрать, и при этом его оценки будут построены не субъективно, а с пониманием, что ему всё это даст. А дальше уже посмотреть — есть экскурсии, дни открытых дверей, личные встречи, конкретика. Но прежде всего — желание знать. Это очень серьезный шаг человека – выбрать специальность. Конкретное направление можно поменять, но сфера деятельности скорее всего останется.

 — Согласно нашим опросам, которые подтверждаются и другими исследованиями, более половины выпускников вузов не работают по специальности.

— Конечно, печально, что так много ребят работают не по специальности, труд преподавателей, знания, которыми они делились, оказываются невостребованными. Но высшее образование дает не только набор знаний, но и умение учиться. Любое образование расширяет кругозор человека, меняет его устремления, желания, помогает занять своё место в обществе. Я знаю прекрасные примеры, когда выпускники специальностей сугубо технических становились прекрасными руководителями, машиностроители начинали заниматься энергетикой или даже программированием. В реальной экономике всё очень тесно связано и невозможно предсказать, какие задачи человеку придётся решать в будущем. Тут главное — набор базовых знаний. Тем более что благодаря болонской системе образования переориентироваться проще стало. Считаешь, что стал бакалавром не тех наук? Тогда поступай в нужную магистратуру! Специалист с двумя разными дипломами вдвойне конкурентен на рынке труда, плюс может занять свою уникальную нишу на стыке компетенций. Поэтому Политех, как и многие другие вузы, поддерживают желание студентов в процессе обучения расширить область своих знаний. Краткосрочные и долгосрочные курсы, программы параллельного обучения — любые варианты, которые помогут нашему выпускнику стать более востребованным. В том числе, переход с одной специальности на другую по ходу обучения. Более того, на выпускных курсах действует программа «80-20»: предприятия-партнёры Политеха дают возможность будущим специалистам получить прикладные знания из смежных областей, например, чтобы строитель разбирался в энергетике, а … понимал …, обеспечивая себе подготовленного сотрудника, а выпускнику — гарантию трудоустройства. Название программы отражает вклад, и, соответственно, заинтересованность государства: 80% расходов несут власти Санкт-Петербурга. Так что было бы желание, мощная мотивация, тогда уже на третьем курсе тебе сделает рабочее предложение фирма твоей мечты. И это будет не единственная работа на всю жизнь, но первый шаг по карьерной лестнице.

 — По поводу подготовки. С чего всё-таки начинать выбор и подготовку? Вот я школьник, у меня есть год, два, три, мне нужна математика, физика, химия? С кем советоваться?

— Ещё раз: первый шаг надо делать самому. Школьник сам должен выбрать, не родители должны ему назвать, не товарищ по парте, вот я иду туда, а ты со мной. Пусть изучит весь спектр предметов и выдаст объективное решение. Нужно смотреть передачи, связанные с областями деятельности, приходить в любые вузы, читать книги, в конце концов, научно-популярные, расширяющие кругозор, познакомиться с биографиями выдающихся людей, как примеры работы в конкретной области знаний. Наконец, оценивать ситуацию и перспективы места, где хотите жить и работать. Так что дело не в направлениях выбора, а в том, насколько ты сам заинтересован в своём будущем.

Пять углов.

Версия для печати