Массовые открытые онлайн-курсы: от замысла до воплощения

7 Августа 2015 Образование 1173

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого как один из восьми разработчиков Национальной платформы открытого образования принял активное участие в работе Летней школы «МООС (Massive open online courses): от замысла до воплощения». Организатором Школы стал Центр развития образовательной среды Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», который в конце июля запустил свои первые онлайн-курсы на крупнейшей образовательной платформе Coursera.

Сегодня массовые открытые онлайн-курсы – одно из самых динамично развивающихся направлений дистанционного образования. Свои курсы предлагают ведущие мировые университеты, их читают лучшие в своей области специалисты, а аудитория образовательных платформ (Khan Academy, Coursera, Udacity) исчисляется миллионами пользователей. Основной задачей Школы стало ознакомление участников с наиболее успешными мировыми проектами по созданию массовых открытых онлайн-курсов, с существующими технологиями в этой области, а также методами продвижения курсов.

Участниками Летней школы в НИУ ВШЭ стали представители 10 ведущих российских вузов
Участники Школы ознакомились с проектами по созданию МООК, технологиями в этой области и методами продвижения

Напомним, что в сентябре 2015 года стартует проект Национальной платформы открытого образования. Проректор по образовательной деятельности СПбПУ Е.М. Разинкина в интервью Информационному агентству «Северная Звезда» отметила, что дистанционное образование становится все более доступным благодаря активному развитию информационных технологи.  «Именно дистанционное образование за счет его общедоступности и достаточно низкой стоимости позволяет решить проблему получения образования гражданами, проживающими в отдаленных уголках нашей страны, проблему нехватки времени и денег. Помимо этого, дистанционное образование очень важно для особых категорий граждан – инвалидов и людей с ограниченными возможностями. Эта форма обучения востребована также теми, кто занимается повышением своей квалификации. Дистанционное образование удобно и тем, что можно самостоятельно выбирать курсы и выстраивать траекторию обучения»,  – обосновала проректор актуальность дистанционного образования.

Проректор по образовательной деятельности СПбПУ Е.М. Разинкина

По словам Елены Михайловны, задача проекта Национальной платформы открытого образования – обеспечить доступ обучаемых к высококачественным онлайн-курсам. Помимо Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, в создании этой образовательной платформы участвуют семь ведущих российских университетов: МГУ им. М. В. Ломоносова, Московский институт стали и сплавов, Московский физико-технический институт, Высшая школа экономики, Уральский федеральный университет, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургский университет информационных технологий, механики и оптики. «Все вузы обладают необходимым кадровым составом, современной технологической лабораторной базой и в состоя­нии обеспечить доступ в регионы, не имеющие подобных возможностей. Каждый вуз – участник проек­та из перечня направлений выбрал ту сферу, в которой чувствует себя сильнее и имеет больший опыт. В апреле на одном из очередных заседаний Совета по открытому образованию был утвержден перечень разрабатываемых курсов. В итоге должен быть закрыт максимум так называемых “базовых дисциплин”. К 1 сентября каждый участник должен выложить по четыре курса, всего – 32», – рассказала о ходе проекта Е.М. Разинкина.

На Летнюю школу в Учебный центр ВШЭ приехали представители 10 российских университетов. Сотрудники Инженерно-экономического института СПбПУ (директор Центра мониторинга науки и образования, к.т.н., доцент кафедры УСЭС С.В. Колмыкова), (к.э.н, доцент кафедры ЭММ Е.Е. Абушова), (асс. кафедры ЭММ Т.С. Лебедева) работали и делились опытом с российскими и зарубежными коллегами – некоторые из них только планируют разрабатывать собственные курсы в формате MOOC, у других уже есть конкретные планы по размещению курсов на крупнейшей образовательной платформе Coursera. Прямые онлайн-трансляции помогли узнать о наработках таких экспертов онлайн-образования, как Университет Пенсильвании, Калифорнийский университет в Сан-Диего, Вашингтонский университет (все три университета входят в топ-50  по версии Times Higher Education. – Примеч. Ред.).

Участники школы изучили актуальные вопросы разработки и продвижения массовых открытых онлайн-курсов, получили ответы на вопросы о том, как создать идеальный массовый онлайн-курс, любые ли дисциплины могут быть реализованы в этом формате, каковы механизмы маркетингового продвижения таких курсов и какова роль психометрической аналитики в их разработке, и многие другие. Совместно с экспертами разобрали типовые трудные случаи и ошибки при работе с контентом MOOC. Результатами трехдневной работы на Школе стали индивидуальные и групповые проекты участников по созданию массового онлайн-курса, а также стратегии его внедрения и маркетингового сопровождения в своем вузе. «Мы получили ценный опыт, теперь будем активно применять полученные навыки и задействовать все возможные ресурсы в создании и продвижении в Политехе собственных онлайн-курсов», – подытожила доцент кафедры УСЭС Инженерно-экономического института СПбПУ С.В. Колмыкова.

Материал подготовлен Медиа-центром СПбПУ

Версия для печати