Заседание Координационного совета по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки» прошло в СПбПУ

23 Мая 2017 Образование 2977

Сегодня, 23 мая, в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого состоялось заседание Координационного совета по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки».

Координационный совет в СПбПУ

В мероприятии приняли участие представители Министерства образования и науки РФ – замминистра Л.М. ОГОРОДОВА и замдиректора Департамента государственной политики в сфере высшего образования С.А. ПИЛИПЕНКО; председатель Комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга А.С. МАКСИМОВ; президент Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга А.А. ТУРЧАК, а также руководители ведущих технических вузов, научно-производственных объединений и государственных корпораций России.

 Замминистра образования и науки РФ Л.М. Огородова

Напомним, что Координационный совет как координационно-совещательный орган при Минобрнауки России обеспечивает взаимодействие между участниками на предмет совершенствования системы образования. В состав совета входят ректоры ведущих технических вузов, промышленных предприятий, аналитических центров и органов государственной власти. В сентябре 2015 года также на базе СПбПУ состоялось первое заседание Координационного совета. Сегодня в рамках заседания были подведены первые итоги и определены предложения по разработке стратегии развития инженерного образования.

 В СПбПУ обсудили инженерное образование

Заседание открыла заместитель министра образования и науки РФ Л.М. ОГОРОДОВА, отметив, что несмотря на развитие образовательной системы, ее главная задача остается неизменной – обеспечить экономику страны высококвалифицированными инженерными кадрами. «Важно, чтобы в России система образования была трендом развития рынка, а не системой подготовки кадров для рынка, – подчеркнула Л.М. ОГОРОДОВА. – В этом смысле подготовка инженеров является актуальной не только потому, что в этом нуждается экономика, но и потому, что это самый большой объем образования в стране: 468 вузов сегодня проводят подготовку инженерно-технических работников – это порядка 1,25 миллиона человек». Данный показатель составляет 29% от общего объема высшего образования в России.

 От имени губернатора Санкт-Петербурга членов Координационного совета приветствовал А.С. Максимов

Как отметил президент Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга А.А. ТУРЧАК, вопрос повестки дня заседания Координационного совета по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки» является центральным звеном научно-промышленной политики Санкт-Петербурга. «В 2016 году показатели городского научно-промышленного комплекса вышли на траекторию уверенного роста, что подтверждается результатами четырех месяцев нынешнего года», – сказал А.А. ТУРЧАК. Таким образом, промышленность Санкт-Петербурга вновь показала свою конкурентоспособность и готовность к быстрой адаптации в новых макроэкономических условиях.

Замдиректора Департамента государственной политики в сфере высшего образования С.А. Пилипенко

Спецификой Санкт-Петербурга является то, что здесь научно-образовательная сфера является градообразующей: 18% активного населения города связано с наукой и профессиональным образованием. Об этом заявил председатель Комитета по науке и высшей школе А.С. МАКСИМОВ. Андрей Станиславович также констатировал рост количества абитуриентов, поступающих в вузы технического профиля, и повышение среднего балла ЕГЭ. «По инициативе губернатора Санкт-Петербурга была принята Стратегия развития города до 2030 года, и основным ее вектором является улучшение качества жизни человека путем развития экономики знаний», – сказал председатель Комитета по науке и высшей школе.

 Проректор по перспективным проектам СПбПУ А.И. Боровков

Возвращаясь к повестке дня, ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, академик РАН А.И. РУДСКОЙ отметил, что взаимодействие Координационного совета с федеральными учебно-методическими объединениями позволяет аккумулировать интеллектуальный потенциал университетов России и эффективно его использовать. «Благодаря совместной работе 23 инженерных федеральных УМО, Координационного совета и Минобрнауки России было создано самое главное – эффективный инструмент развития инженерного образования, связывающий в единую систему университетского преподавателя, работодателя и министра образования и науки Российской Федерации», – подчеркнул А.И. РУДСКОЙ.

Ректор Томского политехнического университета П.С. Чубик

Повестка заседания Координационного совета началась с рассмотрения актуальных вопросов подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки». Докладчиком по этому вопросу выступил ректор СПбПУ А.И. РУДСКОЙ. Андрей Иванович отметил, что сейчас в профессиональном сообществе идут поиски наиболее оптимальных форм подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и реформирования государственной системы аттестации научно-педагогических кадров: «Зарубежные профессиональные докторские программы формируют квалификацию, которая, будучи эквивалентной по статусу и сложности решаемых соискателем задач квалификации обладателя PhD, ориентирована на сферу промышленности или бизнеса, а не на академическую сферу». В связи с этим А.И. РУДСКОЙ предложил ввести в России степень, аналогичную зарубежной степени доктор инженерии (EngD). Введение новой степени позволит работодателям более точно определять, какого работника высшей квалификации выбрать на выполнение конкретной научной или опытно-конструкторской работы.

Первый проректор МГТУ им. Н.Э. Баумана Б.В. Падалкин

Следующим на повестке дня стоял вопрос о разработке ФГОС3++ и примерных основных образовательных программ. Замдиректора Департамента государственной политики в сфере высшего образования С.А. ПИЛИПЕНКО подробно рассказал о задачах системы федеральных УМО по актуализации ФГОС с учетом требований профессиональных стандартов. Предметом выступления проректора по перспективным проектам СПбПУ, лидера (соруководителя) рабочей группы «Технет» Национальной технологической инициативы А.И. БОРОВКОВА стала разработка примерных основных образовательных программ: «Обязательный учет требований профессиональных стандартов образовательными стандартами потребовал существенно изменить концепцию ФГОС. Так как процесс разработки новых профессиональных стандартов и обновление действующих является перманентным, а процедура согласования и утверждения ФГОС достаточно сложная и длительная, то Департаментом государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России было принято правильное решение об усилении роли и статуса примерных основных образовательных программ». Непосредственно о результатах разработки примерной основной образовательной программы на основе предложенного макета рассказал председатель федеральных УМО по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки 29.00.00 «Технологии легкой промышленности» С.С. ЮХИН.

Вице-президент НИУ ВШЭ И.Р. Агамирзян

В продолжение выступил ректор Томского политехнического университета П.С. ЧУБИК, который на примере возглавляемого вуза представил методику организации приема в высшие учебные заведения на инженерные направления подготовки и специальности в 2018 году. О развитии системы федеральных УМО доложили первый проректор МГТУ им. Н.Э. Баумана Б.В. ПАДАЛКИН и ректор Московского государственного строительного университета А.А. ВОЛКОВ. С докладом «Киберфизические системы – стандарты и подготовка кадров» выступил вице-президент Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» И.Р. АГАМИРЗЯН.

замминистра образования и науки Л.М. Огородова и ректор СПбПУ А.И. Рудской

По итогам заседания Координационного совета по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки» было принято решение по каждому из вопросов, стоявших на повестке дня.

А по завершении заседания для гостей была проведена экскурсия по Научно-исследовательскому корпусу с посещением Суперкомпьютерного центра «Политехнический».

Материал подготовлен Медиа-центром СПбПУ. Текст: Илона Жабенко

Версия для печати