Современный молодой преподаватель, какой он?

17 Июня 2016 Образование 828

Многие преподаватели-экономисты Политеха помнят Никиту Лукашевича как блестящего студента. А сегодня он сам уже – успешный молодой преподаватель Института промышленного менеджмента, экономики и торговли СПбПУ, кандидат экономических наук, лауреат многих премий в области научной и научно-педагогической деятельности. Никита Лукашевич считает, что современный преподаватель должен ориентироваться на диалог со студентами, но быть объективным.

Н.С. Лукашевич - лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга в области научно-педагогической деятельности (с первым заместителем председателя КНВШ И.Ю. Ганус и ректором СПбПУ А.И. Рудским во время церемонии вручения)

Деньги, кредит, банки, информационные системы маркетинга – он преподает серьезные и сложные дисциплины. Вероятно, поэтому и к интервью Никита Сергеевич отнесся со всей ответственностью – как говорится, работа обязывает.  Однако застать его на месте, признаться, было сложно – утром экзамен, вечером тоже... Но когда все-таки удалось пробиться через коридоры, полные студентов, он с удовольствием поделился и воспоминаниями о своей студенческой поре, и впечатлениями от педагогической и научной деятельности и о том, чем привлекательна его работа.

Преподаватель ИПМЭиТ СПбПУ, к.э.н. Никита Сергеевич Лукашевич

- Никита Сергеевич, вы с отличием окончили факультет экономики и менеджмента по направлению «Коммерция» нашего университета. С чем был связано ваше решение учиться именно здесь? Трудно ли было учиться?

- Изначально выбирал Политехнический университет потому, что он был и остается одним из ведущих университетов в нашей стране, известен за рубежом. К тому же у меня родители заканчивали Политех, можно сказать, сложилась уже некая традиция. Были, конечно, сомнения, куда поступать – на технические профессии или на экономические.  В старших классах я понял, что все-таки экономика мне ближе, и подал документы на факультет экономики и менеджмента (сегодня – Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли (ИПМЭиТ) СПбПУ. – Примеч. Ред.).  А заниматься наукой в свое время мне предложил мой научный руководитель, Виктор Андреевич Дуболазов, который поверил в мои силы, когда я заканчивал магистратуру. В итоге  я был вовлечен и мотивирован, и о своем выборе не пожалел.

- То есть Политех занял важное место в вашей жизни?

- Все, чему я научился здесь, все те знания и навыки, которыми овладел, помогли мне, когда я начал работать. Я стал чувствовать себя более комфортно в профессиональной среде, получил мотивацию, научился ставить цели и их достигать.

- Как известно, вкус студенческой жизни познается в сессию. Чем отличались ваши сессии –  как студента-первокурсника, магистра, а затем уже преподавателя?

- Когда я только поступал, признаюсь, не совсем понимал, что такое сессия. Немножко боялся, потому что не мог предугадать реакцию преподавателей. На 1-2 курсах, несмотря на то, что предметы были общеэкономическими, они показались мне достаточно сложными – как лекции, так и практика. Но я поступал в серьезный вуз, поэтому был готов к трудностям. На первой сессии у нас было пять экзаменов, большинство из которых я сдал на «отлично», так как усердно готовился. В магистратуре, когда мы имели возможность проходить практику и совмещать учебу с работой, было чуть легче. Намного сложнее было, когда я стал преподавателем. Если честно, то я никогда не мечтал проверять курсовые и ставить оценки в зачетки. Также психологически мне было не совсем комфортно преподавать практически своим ровесникам. Но по примеру моих учителей, ставших уже коллегами, я занял жесткую позицию и оставался требовательным и справедливым, стремился быть объективным. Хотя порой это было и непросто (Улыбается.).

- А что за период вашего обучения вам запомнилось больше всего?

- Очень запоминающейся для меня оказалась международная стажировка. Это было в 2005 году, когда представилась возможность поехать за границу – наверное, одна из немногих в то время. Моя стажировка в Швеции продлилась около двух недель. Помимо культурной программы, я получил представление о том, что такое европейское образование, что очень важно. Поэтому я всегда «за» международный опыт, который помогает в работе и научно-педагогической деятельности. Немного завидую нынешним студентам, поскольку у Политеха стало больше партнеров как в Европе, так и в Америке и Азии. Кроме того, теперь студенты могут выезжать по обмену на целый семестр.

- Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли СПбПУ готовит не только экономистов, но и специалистов с инженерным уклоном. На ваш взгляд, такое образование востребовано? Дает ли оно преимущество выпускникам?

- Действительно, я получил экономическое образование с техническим уклоном. Это выражалось именно в том, что некоторые предметы рассматривали какие-то отрасли в экономике. У нас была достаточно хорошая математическая подготовка по предметам «Статистика» и «Математические методы в экономике», например. В настоящий момент институт старается сотрудничать с предприятиями различных отраслей, а также с другими техническими подразделениями университета, в частности – с Инжиниринговым центром СПбПУ. Это позволяет привлекать студентов для решения каких-либо задач в исследованиях и проектах. Мы стремимся поддерживать практико-ориентированный подход в обучении, поэтому наши студенты знают, что такое экономика, и имеют глубокие знания по разным современным отраслям, технологиям. В процессе обучения мы привлекаем преподавателей с реальным опытом работы, что помогает студентам легче ориентироваться в той или иной отрасли, а использование практического метода кейсов способствует получению некоторой инженерной специфики. Поэтому наши выпускники могут работать в наукоемких отраслях, занимающихся разработкой и НИОКРами (Научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами. – Примеч. Ред.).

- Какими вы видите своих учеников? Чем отличаются сегодняшние студенты от студентов вашего времени?

- Есть и позитивные, и негативные моменты. Многие сегодняшние студенты более мотивированы. Может быть, в свое время, на 1-2 курсе у меня не было такой мотивации, не было такого желания заниматься научно-исследовательской работой. А сегодня ко мне подходят ребята и говорят: «Мы хотим участвовать в проектах, НИРСах, хотим писать статьи». Меня это только радует. У меня всегда был принцип – если нет мотивации, нет смысла чем-то заниматься.  

Если про негативные моменты, то, на мой взгляд, уровень подготовки студентов при поступлении не такой высокий. Это, естественно, зависит от школ. Мне трудно говорить и судить об уровне программ подготовки в наших школах, но иногда создается впечатление, что в мое время более тщательно относились к подготовке школьников, например, по математике. Сегодня на занятиях мне приходится более детально разбирать одну и ту же тему и оставлять меньше задач на самостоятельную работу.

- Что бы вы могли пожелать абитуриентам, которым только предстоит стать студентами?

- В качестве совета могу сказать: обязательно участвуйте в проектах! Многие наши выпускники были трудоустроены в крупные компании, благодаря участию в конкурсах и стажировках во время учебы. Их принимали туда по результатам выполненных работ и кейсов. Стоит участвовать также и в международных конкурсах, программах академической мобильности. Это не только смена обстановки, но еще и возможность подучить язык и устроиться в крупные международные компании.

Материал подготовлен PR-службой Института промышленного менеджмента, экономики и торговли и Медиа-центром СПбПУ

Версия для печати