В Политехе оценили эффективность госинвестиций в образование

9 Декабря 2016 Образование 435

Эффективность государственных инвестиций в образование общепринято оценивать с точки зрения вклада выпускников в национальную экономику. Исследователи Политехнического университета выяснили, что эффективность инвестиций государства в образование по специальности «Металлургия» составляет 75-80%, в то время как окупаемость инвестиций в образование по стране в целом равна лишь 20%.

В Политехе оценили эффективность госинвестиций в образование

Исследование проводилось коллективом Международной высшей школы управления ИПМЭиТ  –  профессором  А.В. КОЗЛОВЫМ, доцентом А.Р. КАНЬКОВСКОЙ и аспиранткой С.А. ЦВЕТКОВОЙ. Методом анализа дисконтированных денежных потоков научная группа оценивала эффективность государственных инвестиций в  образование как в целом по стране, так и в металлургической отрасли отдельно.  

«Металлургия была выбрана для исследования, так как это одна из базовых отраслей и уровень инновационной активности там достаточно высок, –  поясняет профессор А.В. КОЗЛОВ. – Объясняется это значительным количеством студентов, осознано обучающихся по этой специальности». То есть высокий экономический эффект обусловлен заинтересованностью студентов во время обучения и дальнейшей работы.

Эффективность инвестиций государства в образование по специальности Металлургия составляет 75-80%

Если же взять общую статистику по стране (в рамках анализа были использованы  данные Росстата и других аналитических исследований), то многие студенты рассматривают получение образования как личное благо и  часто не устраиваются работать по специальности. Поэтому максимальный уровень окупаемости инвестиций за 10-летний период (5 лет обучения и 5 лет после окончания вуза) составляет лишь 20% по стране.

А.Р. КАНЬКОВСКАЯ представила результаты работы научной группы на IV Международной конференции по информационно-коммуникационному менеджменту для повышения глобальной конкурентоспособности и экономического роста развивающихся стран – 2016 во Вроцлаве (Польша). На конференции Алина Рональдовна выступила с докладом «Внутренняя норма дохода от инвестиций в университетское образование: опыт России».  

Доклад вызывал интерес и живое обсуждение среди исследователей. «Коллеги из Польши и Германии интересовались причинами низкого возврата инвестиций в целом по нашей стране, – рассказывает А.Р. КАНЬКОВСКАЯ. – Смотрите, к примеру, педагогические вузы выпускают преподавателей по всем предметам, при  этом школы испытывают кадровый голод. То, что  молодежь получает высшее образование, конечно, поднимает общий уровень развития в стране, но никак не дает экономического эффекта государству».

Решение данной проблемы авторы видят в укреплении связей между наукой, промышленностью и университетами, а также в проведении междисциплинарных исследований и развитии проектных форм обучения. Стоит отметить, что в целях тесной кооперации с промышленностью в Политехе создано более 20 базовых кафедр на ведущих предприятиях страны, и одним из главных постулатов образовательной политики вуза является практико-ориентированный подход к обучению студентов. 

Материал подготовлен Медиа-центром СПбПУ

Версия для печати