Ректор СПбПУ рассказал об искусственном интеллекте на Всероссийском открытом уроке

5 Апреля 2018 Образование 409

Сегодня, 5 апреля, состоялся Всероссийский открытый урок «Искусственный интеллект: помощник или конкурент?», к которому подключились более миллиона зрителей, в том числе и ученики Естественно-научного лицея СПбПУ. Героями урока стали, в первую очередь, самые известные интеллектуальные системы России: голосовой помощник «Алиса», робот-рекрутер «Вера» и уникальный алгоритм «Прометей» от социальной сети «ВКонтакте». Урок вели представители компаний “Mail.Ru Group”, «Яндекс», “CEO Stafory”. Ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, академик РАН А. И. РУДСКОЙ в ходе прямого включения из Санкт-Петербурга рассказал старшеклассникам о проектах, связанных с искусственным интеллектом, которые реализуются в нашем вузе.

Ректор СПбПУ рассказал об искусственном интеллекте на Всероссийском открытом уроке

Что такое цифровые следы, «огонь «Прометея» и как интеллектуальные алгоритмы составляют личные рекомендации в социальных сетях, рассказал директор по росту и исследованиям «ВКонтакте» Андрей ЗАКОНОВ, запустивший в 2016 году Умную ленту «ВКонтакте», а годом позже – раздел «Рекомендации» и интеллектуальный алгоритм «Прометей».

Разработанный компанией искусственный интеллект – это своего рода персональный ассистент, который изучает действия пользователя, его информационное поле, собирает данные, всегда узнает что-то новое и на основе этого дает рекомендации, какая музыка, записи или новости могут понравиться пользователю.

Во Всероссийском открытом уроке приняли участие более миллиона школьников

Нейронные сети помогают и подсказывают, но итоговое решение все равно принимает человек. Однако в некоторых сферах жизни, таких как, например, рекрутинг, в скором времени могут появиться роботы, умеющие и имеющие право решать, брать или не брать на работу того или иного кандидата. Владимир СВЕШНИКОВ в 2016 году создал проект «Робот Вера», который стал первым в мире роботом-рекрутером на основе искусственного интеллекта. Главное преимущество «Веры» заключается в том, что она может одновременно проводить более 10 тысяч телефонных интервью, а чтобы провести 50 тысяч собеседований роботу нужно меньше часа. В ближайшее время, по мнению Владимира, роботы-рекрутеры смогут не только задавать вопросы, но и отвечать на них, а в будущем научатся принимать решения. Востребованы такого рода интеллектуальные системы будут и в сфере менеджмента – робот сможет определить, какого сотрудника стоит премировать или повысить, а какого оштрафовать, даже сможет подсказать, когда работник планирует уволиться.

В ходе урока ученики голосовали за или против интеллектуальных систем

Виртуальный голосовой помощник «Алиса» учится и становится умнее с каждым месяцем. Уже сегодня «Алиса» может поговорить с пользователем, найти нужную информацию в поисковике и рассказать о погоде, однако, считает директор по стратегическому маркетингу компании «Яндекс» Андрей СЕБРАНТ, этого мало. Совсем скоро робот научится обращаться за ответом не только к родному поисковику, но и ко всему интернету. Более того, в будущем все сервисы будут общаться при помощи голосовых интерфейсов, а искусственный интеллект уберет из жизни все скучное, рутинное и давно надоевшее.

Ректор отметил, что необходимо создавать искусственный интеллект, работающий эффективнее, чем сам человек

Создание интеллектуальных систем для того, чтобы освободить человека от рутинных ненужных функций – важная работа, но не единственно главная, рассказал школьникам России ректор СПбПУ А. И. РУДСКОЙ. «Безусловно, одна из основных задач, которая стоит сегодня перед человечеством – разрабатывать системы, которые сделают условия нашего проживания комфортными. Но мы также должны создавать искусственный интеллект, работающий эффективнее, чем сам человек, – отметил Андрей Иванович. – В Политехе разработана система распознавания онкологических заболеваний на базе большого массива данных, уже имеющихся в базе НИИ онкологии в Песочном. Сегодня эта система позволяет определить болезни легких на ранней стадии – с вероятностью в 95%. Самый опытный врач предскажет онкологию с вероятностью всего в 10-15%».

Обсуждая те компетенции и навыки, которыми должны обладать сегодня специалисты в области создания интеллектуальных систем, ректор заметил, что важно еще на студенческой скамье включиться в активную творческую работу. Спикеры посоветовали школьникам подтянуть математику, чтобы понимать, как работают компьютеры, знания по психологии – чтобы грамотно общаться с людьми, и самое важное – научиться учиться. Всего того, чем будут заниматься сегодняшние школьники через 5-10 лет, еще не существует. Поэтому особенно важно успевать за изменениями мира и становиться первыми в новых областях.

Старшеклассники пришли к выводу, что роботы все же больше помощники, нежели конкуренты

Отвечая на главный вопрос открытого урока, – помощник или все же конкурент для человека искусственный интеллект, школьники голосовали посредством самого популярного средства общения в соцсетях – эмоджи. Те ребята, которые считали, что роботы могут стать им серьезными конкурентами, показывали смайлик в черных очках, те же, кто верит в пользу интеллектуальных систем, поднимали в воздух более радужный смайлик. По итогам общего голосования онлайн и офлайн, старшеклассники пришли к выводу, что роботы все же больше помощники, нежели конкуренты.

Ученики Естественно-научного лицея СПбПУ также приняли участие в открытом уроке

Всероссийский открытый урок «Искусственный интеллект: помощник или конкурент?» стал пятым в цикле открытых уроков, организованных Министерством образования и науки РФ и порталом «ПроеКТОриЯ». Предыдущие уроки «Что ты знаешь о еде?», «Дом, в котором хочется жить», «Нереальная реальность» и «Спасти жизнь человека» уже набрали более 12 миллионов просмотров в социальных сетях. Темой следующего онлайн-занятия, которое пройдет 12 апреля, станет космос.

Материал подготовлен Медиа-центром СПбПУ. Текст: Алёна КАНИНА

Версия для печати