Это сказка или быль? Российские студенты получают 49 тысяч стипендии и учатся за границей за счет государства. Комсомольская правда

3 Декабря 2015 Образование 266

Замминистра образования и науки России Александр Климов во время телемоста между Москвой и Петербургом ответил на наболевшие вопросы студентов

Редкий студент может похвастаться, что лично встречался с заместителем министра. Да еще задавал ему злободневные вопросы, а замминистра отвечал. Телемост между Москвой и Петербургом такую возможность дал. В Москве участники встречи собрались в одной из аудиторий Российского экономического госуниверситета имени Плеханова, в Петербурге – в Политехническом университете. Обе стороны прекрасно друг друга видели и слышали. «Технический прогресс!» - пошутил ведущий встречи, редактор отдела образования и науки «Комсомольской правды» Александр Милкус.

Как поучился, так и заработал

На вопросы студентов отвечали замминистра образования и науки России Александр Климов, председатель Российского Союза молодежи Павел Красноруцкий, уполномоченный по правам студентов Артем Хромов, первый проректор Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Леонид Брагин, в Петербурге – первый проректор Петербургского Политехнического университета Владимир Глухов.

Разговор напрямую, лицом к лицу, назрел. В высшем образовании опять нововведения, новые правила приема в вузы, реорганизации, продолжаются проверки вузов и слияния университетов по принципу «три в одном». Чего от всего этого ждать бедным студентам? Хочется ведь сессию без нервов сдать, да чтобы мест в общежитии хватило. Но еще беспокоит, как оказалось, и трудоустройство. Получишь «корочки», а что дальше, на стенку их повесить? Сейчас зря тратить время, а то и деньги на учебу, как говорится, не рентабельно. Мир изменился, и кто не успел, тот опоздал. К высшему образованию это имеет прямое отношение.

- Наша главная цель – повышение качества образования, защита прав студентов, введение новых технологий, развитие университетов, которые войдут в топ мировых рейтингов, - сформулировал основные задачи, стоящие перед министерством образования и науки России замминистра Александр Климов.

И объяснил, что это значит на практике. Вкратце: разработка и улучшение образовательных стандартов, по которым учат студентов. Ориентирование на практическую сторону обучения, чтобы каждый студент, выйдя из вуза, легко нашел работу, и его теоретические знания не легли мертвым грузом.

Как не пропасть после вуза? Ответ: относиться серьезно к студенческой практике. Все чаще студенты проходят практику именно в той компании, куда потом вполне могут устроиться на работу, а университеты поддерживают такой целевой запрос.

- Даже в нашем министерстве мы готовы принимать на практику студентов, которые хотят работать в федеральном органе исполнительной власти, - улыбается замминистра. – Но только предупреждаю: работа у нас ненормированная, приходим в 9 утра, уходим в 10 вечера… Так что настраивайтесь трудиться серьезно.

Как «развести» государство на деньги

Мир меняется так стремительно, не всегда успеваешь среагировать. А успевать надо, иначе окажешься в хвосте. Это напрямую относится и к высшему образованию.

Раньше студенты, чтобы выжить, разгружали по ночам вагоны. А днем клевали носом на лекциях. А что делать, голод не тетка. Сегодня, как оказалось, заработать лишнюю копейку можно своим умом, почти как в игре «Что? Где? Когда?».

В лучших университетах введена, если можно так выразиться, гибкая система оплаты.

- Стипендии в последнее время поднимались, но сейчас время тяжелое, что будет дальше?! - задал вопрос студент Политеха.

- Все механизмы начисления стипендий сохранятся, – успокоил Александр Климов. – Речь идет о семистах миллионах на дополнительную поддержку студентов. Стипендии - это приоритет для Минобрнауки. Сами вузы вводят комплексные стипендии, дополнительные выплаты, за научные исследования, спортивные достижения, много за что. В прошлом году, например, самые успешные студенты получали 49 тысяч рублей в месяц! А средняя стипендия в хороших университетах – 20-25 тысяч. Когда я посмотрел статистику, пожалел, что учился в то время, когда стипендия была 28 рублей.

Замминистра подсказал и еще один способ, как студенту убедить государство вложить в него, студента, деньги.

Это получить степень бакалавра, а затем поступить в один из тридцати престижных заграничных вуза. Поступить нужно самостоятельно (без знания языков, конечно, не обойтись), а оплачивать обучение будет государство, для этого есть специальная программа. По ней студент получит грант 2,5 миллиона рублей в год, четыре года обучения. Правда, потом придется вернуться на родину и не менее трех лет отработать в России.

- В общем, все зависит от самого студента, - подытожил замминистра.

Совершенствоваться – естественная потребность

Прозвучал и вопрос, злободневный для абитуриентов: изменились ли правила приема в вузы на следующий год.

Оказалось, изменились, но не кардинально. Все вузы должны вскоре опубликовать правила приема. О некоторых нововведениях рассказали на встрече. Большое значение по-прежнему будет иметь портфолио: данные обо всех достижениях абитуриента, спортивные, научные, волонтерские и т.д. Но баллы за портфолио скорректировали, за него теперь начислят не 20, а 10 баллов.

- В целом система не изменилась, - говорит Александр Климов.

Интересовались абитуриенты и студенты и жилищным вопросом: не сократят ли количество мест в общежитиях?

Нет, не сократят, скорее наоборот. Во многих местах проходит ремонт, так что «жить станет чище, жить станет веселее». Социальная составляющая образования будет на уровне. Часто деньги на ремонт как раз освобождаются после реорганизации и слияния нескольких вузов.

Волновало, не сократится ли число бюджетных мест. Не сократится.

Какие специальности будут более востребованы? Те, которые определяются реальной потребностью в экономике: инженерно-технологические, технические, медицина, управление в социальной сфере, педагогика, наука.

Станет доступнее и дистанционное образование. Современные средства связи делают возможным обучение даже в глухой деревне, было бы желание.

- По большому счету, человек должен непрерывно всю жизнь учиться, - подытожил Александр Климов. – Это естественная потребность человека – всю жизнь совершенствоваться. А в современном мире это просто необходимо.

Комсомольская правда

Версия для печати