«Бесценная база знаний»: как преподаватели Политеха стали уверенными сторонниками онлайн-образования. Национальная платформа открытого образования

11 Марта 2016 Образование 319

В феврале на платформе «Открытое образование» завершился курс «Проектирование зданий. BIM» от преподавателей Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Мы пообщались с авторами этого курса – Александром Высоцким и Юлией Золотовой, чтобы узнать их отношение к онлайн-обучению.

Пожалуйста, расскажите историю создания курса.

Александр: Я занимаюсь онлайн-обучением с 2011 года. Начал с размещения бесплатного интернет-курса по BIM-проектированию на моем личном сайте. К моменту записи курса «Проектирование зданий. BIM» для платформы «Открытое образование» у меня уже было чёткое понимание того, как должен выглядеть курс. Так как я помимо преподавания в Политехе занимаюсь обучением проектировщиков ведущих российских и международных компаний, то для платформы мы специально записали новые лекции, в которых собрана самая актуальная и востребованная информация, основанная на пожеланиях профессиональных специалистов.

Как вы сами относитесь к появлению платформы «Открытое образование»?

Юлия: Платформа даёт большие возможности студентам, которые учатся в других вузах, а также студентам других городов, познакомиться с базой знаний, которые предлагают такие фундаментальные вузы, как Политех Петра. Очень здорово, что мы можем этими знаниями делиться, потому что это то, ради чего мы, преподаватели, живём. Этот процесс нас не может не радовать.


У вас был опыт работы с подобными платформами?

Юлия: В нашем университете мы используем платформу Moodle (https://dl.spbstu.ru/ – прим. ред.), но вместе с тем мы видим наших студентов в живую и общаемся с ними. Эта платформа – лишь поддержка очному обучению, дополнительный инструмент для работы между преподавателем и студентом. Множество преимуществ этой платформы мы уже оценили, хоть сначала это и было тяжело, как происходит с любой новой технологией. Сейчас мы уже не можем без неё жить. Думаю, что с платформой «Открытое образование» будет то же самое.

Какое отношение к онлайн-образованию вы наблюдаете в вашем сообществе преподавателей?

Юлия: Я в основном общаюсь с преподавателями своего института, а у нас инновационный институт, и даже преподаватели старшего поколения уверенно пользуются всеми электронными ресурсами. Единственная сложность в том, что отдельная подготовка материалов и выгрузка их на платформу занимает у преподавателей большое количество времени.

Какие трудности обычно возникают при записи лекций?

Александр: Мы с Юлией давно занимаемся онлайн-обучением, поэтому для нас запись курса не вызвала проблем (разве что выделить время на этот процесс: на запись десятиминутного ролика может уйти 2-3 часа). Но у начинающих веб-преподавателей часто бывают трудности, связанные с тем, что людям сложно говорить на камеру без аудитории.

Какая разница между дистанционным и очным обучением?

Юлия: Функция обсуждения даёт возможность задать вопрос, но, конечно, студенту, который сидит на занятии, гораздо проще поднять руку и спросить о чём-то преподавателя, чем открыть форум, написать вопрос и дождаться ответа.

Александр: Удаленное образование незаменимо, когда у слушателя нет возможности физически присутствовать на обучении. Например, для студентов из других городов это отличный способ обучиться у лучших практиков. Также неоценимо интернет-обучение для маломобильных групп населения. Учитывая распространенность работы через интернет, становится возможным стать полноправным специалистом, даже если нет возможности выйти из дома.

Что обычно мешает слушателям дойти до конца обучения?

Юлия: Чаще всего это то, что мешает и в процессе очного обучения: недостаток свободного времени и усидчивости. Но если в реальной жизни есть страх не сдать сессию и вылететь из института, то здесь можно просто лишиться сертификата. На платформе всё более лояльно: ты сам определяешь и ставишь цели. Вероятно, кто-то слушает лекции и не выполняет тесты, потому что считает знания важнее сертификата. Почему бы и нет, мы это понимаем.

Можно ли определить возраст и статус ваших слушателей?

Юлия: Судя по комментариям, которые сообщали о неточностях на первых порах, процентов 30-40 – это специалисты из этой отрасли, которые хотят перенять наш опыт и интересуются, как мы это реализуем. В частности, один из наших студентов, очевидно, сам является уверенным пользователем и очень помогает нам: например, отвечает студентам на вопросы в обсуждениях.

Александр: Ещё при подготовке материала ко мне обращались специалисты из проектных компаний с вопросами о том, когда курс будет доступен и действительно ли он полностью бесплатный. Поэтому определённо, помимо студентов курс смотрят даже действующие проектировщики.

Как вы лично оцениваете роль онлайн-образования в развитии высшего образования в России?

Александр: С каждым днём всё больше жителей России приобретают современные компьютеры, планшеты и другую технику, переходят на «скоростной» интернет. Это, безусловно, даёт огромные перспективы для онлайн-образования. Уверен, в будущем оно будет только развиваться, становиться доступнее, информативнее и интереснее.

Юлия: Я считаю, что этот проект нужно разрабатывать и далее, вкладывать в него все ресурсы, привлекать ещё больше университетов. Нужно, чтобы были созданы курсы по всем направлениям. Это бесценная база знаний. Я не говорю, что это сможет заменить очное образование, но это обязательно нужно сделать дополнением к нему.

Высоцкий Александр Евгеньевич, Генеральный директор компании Vysotskiy Consulting, ассистент кафедры СУЗиС ИСИ СПбПУ

 Золотова Юлия Сергеевна, BIM координатор BPS International, ассистент кафедры СУЗиС ИСИ СПбП

Справка. Курс «Проектирование зданий. BIM» – это практико-ориентированный курс, который знакомит слушателей с новым стандартом в строительной отрасли: технологией информационного моделирования зданий (BuildingInformationModeling - BIM). Подписаться на новости курса .

Национальная платформа открытого образования

Версия для печати