Актуальные проблемы обучения иностранных студентов обсудили в Политехе

С 22 по 26 мая 2017 года в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого проходил форум «Международная политехническая неделя – 2017». Помимо установления партнерских отношений с университетами из разных стран мира и обсуждения вопросов академической мобильности, особое внимание в рамках форума уделялось особенностям обучения иностранных студентов. Современные методики обучения русскому языку как иностранному и вопросы адаптации иностранных студентов обсуждались на XI Международной конференции «Актуальные проблемы обучения иностранных студентов», которая прошла в Ресурсном центре международной деятельности СПбПУ.

Президиум конференции Актуальные проблемы обучения иностранных студентов

Конференция собрала специалистов из Беларуси и разных городов России – Санкт-Петербурга, Москвы, Петрозаводска, Воронежа и Белгорода. Коллеги делились опытом организации образовательной и внеучебной работы для иностранных студентов в рамках трех секций: «Методика преподавания русского языка как иностранного», «Современные технологии в обучении русскому языку как иностранному» и «Проблемы обучения и академической адаптации иностранных студентов».

Пленарное заседание открыла директор Центра русского языка как иностранного СПбПУ И.И. БАРАНОВА, которая в рамках Политехнической недели провела открытый интерактивный урок для иностранных участников «Русский – это просто!». Ирина Ивановна отметила, что вся программа международного форума посвящена вопросам сотрудничества в образовании. Поэтому в своем выступлении И.И. БАРАНОВА рассмотрела языковую подготовку иностранных учащихся в аспекте новых форм образовательного взаимодействия СПбПУ с зарубежными вузами.

Конференция собрала специалистов из Беларуси и разных городов России

Высшая школа международных образовательных программ Политеха реализует широкий спектр программ обучения иностранных студентов. В 2016/2017 учебном году языковую подготовку по русскому в высшей школе проходят более 1 600 студентов. «Преподавание русского языка как иностранного в условиях неязыковой среды имеет свои особенности, – пояснила И.И. БАРАНОВА. – В то же время в учебно-методических пособиях и программах до настоящего времени отсутствуют разделы, посвященные функционированию русского языка в системе обучения его как иностранному вне российского образовательного пространства. Эта проблема особенно актуальна для современной лингводидактики и этнопедагогики».

В СПбПУ одним из наиболее многочисленных является контингент учащихся из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, количество студентов из КНР равно 50%. Начиная изучать русский язык с нуля в условиях неязыковой среды, китайские студенты через два года должны быть способны воспринимать лекции по специальным дисциплинам на русском языке. Это актуализирует вопросы организации обучения с учетом коммуникативных потребностей в учебно-профессиональной среде и требует внимания к созданию учебных пособий по русскому языку на основе учебников по спецдисциплинам.

Пленарное заседание открыла директор Центра русского языка как иностранного СПбПУ И.И. Баранова

По окончании доклада к И.И. БАРАНОВОЙ обратилась заведующая кафедрой естественных дисциплин Воронежского государственного университета И.П. РОДИОНОВА с просьбой создать экспериментальный учебник по русскому языку на основе предметной лексики. «Ваш вуз – это основоположник и легионер инноваций. Пионерский учебник, посвященный именно обучению системе русского языка в рамках предметной лексики, – это мечта каждого предметника», – сказала Ирина Петровна.

Обсуждение этой темы продолжилось и после доклада завкафедрой русского языка Российского университета дружбы народов А.С. ИВАНОВОЙ. Анна Сергеевна рассказала об особенностях структуры лингводидактического описания элементарного уровня общего владения русским языком как иностранным. Специфику образовательной подготовки инженеров выделила профессор кафедры «Русский язык для иностранных граждан» Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) И.Б. АВДЕЕВА в докладе «Безличность и неопределенно-личность как отражение профессионального мышления инженеров».

Завкафедрой естественных дисциплин Воронежского государственного университета И.П. Родионова и директор Высшей школы международных образовательных программ СПбПУ В.В. Краснощеков

Об обеспечении качества подготовки в Высшей школе международных образовательных программ СПбПУ рассказал ее директор В.В. КРАСНОЩЕКОВ. Виктор Владимирович представил структуру высшей школы и реализуемые программы, партнеров университета и особенности обучения и адаптации иностранных студентов. Говоря о качестве образования, В.В. КРАСНОЩЕКОВ предложил коллегам следующую цепочку оценки эффективности: «Повышение качества подготовки ведет к повышению удовлетворенности работодателей за рубежом и иностранных выпускников. Оба этих аспекта ведут к улучшению международного имиджа вуза и продвижению в образовательных рейтингах. Чем выше рейтинг, тем больше мы привлекаем перспективных иностранных абитуриентов. Лучшие абитуриенты по окончании вуза становятся лучшими выпускниками, что повышает удовлетворенностей преподавателей. Цепочка замкнулась».

В завершение пленарного заседания с докладом выступили Т.Н. Мельникова и С.С. Хоронеко

В завершение пленарного заседания конференции с докладом «Теория и методика преподавания русского языка как иностранного в Республике Беларусь: проблемы и достижения» выступили Т.Н. МЕЛЬНИКОВА (Белорусский государственный медицинский университет) и С.С. ХОРОНЕКО (Военная академия Республики Беларусь).

Материал подготовлен Медиа-центром СПбПУ. Текст: Илона Жабенко

Версия для печати