О том, как студенты Политеха ездят учиться на родину Сервантеса

Несмотря на все политические коллизии последнего времени, наша страна поступательно движется в сторону укрепления партнерства с европейскими странами и, в частности, с Испанией. Сотрудничество осуществляется в самых разных сферах – экономике и промышленности, культуре и туризме, науке и образовании. Уже в ближайшее время новое качество взаимодействия между нашими странами в научно-образовательной сфере предопределят межправительственное Соглашение о взаимном признании образования, квалификаций и ученых степеней, а также межведомственный Меморандум о намерениях в области образования. «В настоящее время текст Соглашения уже готов и официально направлен испанской стороне», – пояснил замминистра образования и науки Российской Федерации В.Ш. КАГАНОВ во время Экспертной дискуссии «Россия – Испания. Сорокалетие восстановления дипломатических отношений между странами (1977–2017 годы)» (дискуссия прошла в рамках Гайдаровского форума 12 января 2017 года. – Примеч. Ред.).

 Студенты Гуманитарного института СПбПУ отправляются в ведущие вузы Испании как на краткосрочные, так и на семестровые программы

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, безусловно, находится в русле данных тенденций. Простое перечисление мероприятий, которые наш вуз в течение многих лет сотрудничества реализовывал и продолжает реализовывать с испанскими коллегами, может занять несколько страниц. Важным фактором расширения двустороннего сотрудничества стал 2015 год (он был объявлен перекрестным Годом испанского языка и литературы – в России, и Годом русского языка и литературы – в Испании). В 2015-м под эгидой Политехнического университета в Гранаде открылась выставка, посвященная основоположнику высшего инженерного образования в России – Августину де Бетанкуру. На сегодняшний день в Испании продолжают обучение или работают порядка 200 выпускников Политеха. Пообщаться с ними, а также изучить ценный опыт трех ведущих испанских вузов по организации системной работы с выпускниками стало возможным в 2016 году – во время поездки замдиректора Департамента корпоративных общественных связей СПбПУ И.В. Коломейцева в Испанию. И наконец, 16 февраля 2017 года в рамках визита делегации Мадридского политехнического университета и Мадридского фонда «Александр Пушкин» ректор СПбПУ А.И. Рудской и руководитель фонда А.А. Черносвитов подписали соглашение о сотрудничестве, которое будет способствовать организации взаимодействия между Политехом и испанскими вузами и компаниями.

Но наиболее активно с вузами Испании взаимодействует Гуманитарный институт (ГИ СПбПУ). Уже длительное время ГИ работает по двусторонним соглашениям с ведущими испанскими вузами, среди которых Автономный университет Барселоны, Автономный университет Мадрида, Мадридский университет имени Карлоса III и Университет Помпеу Фабра Барселоны, Университет Гранады, Университет Аликанте, и др. «Сегодня растет деловое сотрудничество между Россией и испаноязычными странами. Этот язык один из самых востребованных. Мы готовим не только переводчиков, но и регионоведов, специалистов по рекламе и связям с общественностью, экономистов со знанием языка. Наши выпускники успешно трудоустраиваются как в России, так и в странах зарубежья», – говорит директор Гуманитарного института Н.И. АЛМАЗОВА.

Студенты Гуманитарного института отправляются в испанские вузы как на краткосрочные, так и на семестровые образовательные программы. В настоящий момент обучение в Испании проходят студенты кафедр «Лингводидактика и перевод», «Реклама и связи с общественностью».

Своими впечатлениями о семестре, проведенном в Университете Аликанте, – о том, что такое программа Erasmus и почему местные не ведут конспекты лекций, о своих ночных бдениях в библиотеке и о том, кто такой “Buddy”, – поделилась студентка кафедры «Международные отношения» Гуманитарного института Мария ЧЕРНОВА. 

Студентка кафедры Международные отношения ГИ Мария Чернова училась семестр в Университете Аликанте

- Маша, что тебя привело в Университет Аликанте?

- На 3-м курсе я решила разнообразить свою студенческую жизнь и отправиться на семестровое обучение за рубеж. Наш Гуманитарный институт обладает широкими международными связями, поэтому выбрать образовательную программу не составило труда. Каждый семестр в Университет Аликанте приезжают сотни студентов со всей Европы по программе Erasmus – она предоставляет возможность обучаться, проходить стажировку или преподавать в другой стране. Аликанте является одним из наиболее популярных направлений по данной образовательной программе – так, собственно, я здесь и оказалась.

- Помимо испанцев, со студентами из каких стран тебе довелось общаться?

- Большую часть иностранных студентов составляли итальянцы. Меньше, но довольно значительное количество, было из Финляндии, Польши, Голландии, Норвегии и Франции. Все быстро нашли общий язык, независимо от национальности, религии, мировоззрения и даже  политических убеждений.

Все иностранные студенты всегда держались вместе. Помимо учебных занятий, мы проводили вместе и свободное время. Почти каждые выходные организовывали различные вечеринки, путешествовали по Испании, проводили интернациональные ужины, учили друг друга своим родным языкам. В теплое время большую часть внеучебного времени мы проводили на пляже, играли в волейбол, поднимались на главную достопримечательность города – крепость «Санта Барбара» и просто наслаждались пейзажами.

- А почему же приезжие студенты «кучковались»? Местные к вам относились прохладно?..

- Нет, что вы – конечно, мы общались и с местными ребятами! Каждому иностранцу назначался «Buddy» – испанский студент, который помогал нам освоиться. Мне досталась прекрасная девушка Мария – наставник и друг, с которой мы сразу нашли общий язык. Теперь мы регулярно созваниваемся, а этой осенью я даже специально летала в Аликанте на ее день рождения.

- Как проходили твои занятия в испанском университете? Их образовательный процесс чем-то отличается от нашего?

- Разумеется, самой важной частью нашей жизни была учебная деятельность. Сейчас в университете Аликанте учится примерно 33 тысячи студентов. В среднем урок идет 1,5 часа. Занятия делятся на лекции, семинары и практику. Занятие представляет собой непрерывное общение преподавателя со студентами. Вся информация подкрепляется интересными и наглядными примерами. Выступления сопровождаются презентациями, которые по окончании лекции каждый студент может посмотреть в своем личном кабинете на портале университета.

Самый распространенный маршрут испанских студентов после учебы - читальный зал библиотеки

Почти по каждому предмету в течение семестра идут промежуточные экзамены. Обычно это тест либо 5 вопросов с развернутым ответом. Максимальное количество баллов, которое можно получить, – 10. Проходной балл – 4. Данные баллы играют большую роль на финальном экзамене. Если студент не получает проходной балл по промежуточным экзаменам, то на финальной проверке ему необходимо получить максимальный балл и сделать дополнительные работы, чтобы получить хорошую оценку. Поблажек иностранным студентам, как многие из них ожидали, нет. Единственное преимущество было в том, что во время экзамена мне, например, разрешали пользоваться словарем. Однако материал так тщательно и понятно разбирался в течение семестра, что хорошо подготовиться к экзаменам почти не составляло труда.

- Еще что-нибудь, относящееся к студенческой жизни, быту, тебя там удивило?

- Их студенты уделяют большое внимание самообразованию. Знаете, какой самый распространенный маршрут после университета? Библиотека! В «храме книг» они еще раз изучают материал, пройденный на занятии, читают учебники по данной теме, делают свои конспекты и так далее. Такой подход к обучению для меня был немного непривычен. Но через некоторое время я влилась в ритм и тоже не мыслила свой день без библиотеки. В центре Аликанте есть круглосуточная студенческая библиотека, где даже глубокой ночью нет отбоя от посетителей.

А еще большим отличием от российских студентов является то, что практически никто из испанцев не ведет письменных конспектов. Обычно все приходят с ноутбуками и ведут свои записи в электронном формате.

- И последний вопрос: ты еще раз хотела бы отправиться на стажировку или учебу за границу?

- Конечно, чтобы организовать эту поездку, пришлось приложить немало усилий: подготовить документы, собрать все необходимое для продолжительной поездки. Но все это с лихвой окупается теми эмоциями, воспоминаниями, количеством новых друзей, языковой практикой и знаниями, которые я получила! Эта поездка познакомила меня с замечательными людьми со всего мира и помогла определиться с дальнейшими планами на жизнь.

- Маша, спасибо за интересное интервью. И пусть сбудутся все твои планы!

Медиа-центр СПбПУ благодарит за помощь в подготовке интервью пресс-службу Гуманитарного института. Текст: Инна ПЛАТОВА

Версия для печати