Все больше студентов интересуются атомной энергетикой: профессор Миланского Политеха о Летней школе СПбПУ

Сложно представить Международную политехническую летнюю школу без участия ведущих зарубежных специалистов. Со всего мира в Политех приезжают профессора вузов и представители международных компаний, готовые поделиться своим опытом и знаниями с учащимися. Профессор Миланского политехнического университета Марко Энрико РИКОТТИ в перерывах между лекциями рассказал нам о своих впечатлениях о Международной летней школе Политеха, ее преимуществах, похвалил студентов-политехников и поделился размышлениями о будущем атомной энергетики.

Профессор Миланского политехнического университета Марко Энрико Рикотти дал интервью международным службам СПбПУ

- Профессор Рикотти, это ваш первый визит в Политех?

- Я читаю лекции для студентов СПбПУ уже в третий раз: до этого принимал участие в Международной политехнической зимней школе, а еще раньше – летней. Мои лекции посвящены атомной энергетике.

- Расскажите подробнее о вашей профессиональной деятельности.

- Как я уже сказал, мои научные интересы в основном сосредоточены на атомной энергетике, строительстве атомных электростанций. Я преподаю в Миланском политехническом университете порядка 20 лет, а также провожу исследования в этой области. Если говорить более конкретно, то на протяжении последних 10 лет моя жизнь связана с малыми модульными реакторами, их технологическими и экономическими особенностями. Также еще одна моя область деятельности – пассивные системы безопасности атомных электростанций.

-  В чем они заключаются?

- Ученые сосредоточены на том, чтобы максимально снизить риск возникновения опасных ситуаций на АЭС. Деятельность пассивных систем безопасности осуществляется без вмешательства персонала станции, а  подчиняется лишь фундаментальным законам природы.

- А чем еще, помимо преподавательской и исследовательской деятельности, вы занимаетесь?

- Около года назад меня назначили Президентом государственной итальянской компании SOGIN. Эта компания осуществляет вывод из эксплуатации атомных электростанций после выработки ими проектного срока службы, и на этом, собственно, и сосредоточена моя деятельность.

- Все больше студентов проявляют интерес к атомной энергетике. На ваш взгляд, в каком случае образовательный процесс будет максимально эффективным?

- Я всегда говорил, что главное в процессе обучения – постоянное взаимодействие студентов и преподавателей. На занятиях учащиеся должны быть активными, не просто просиживать лекции, а вступать в дискуссию с профессором, задавать вопросы, спорить в конце концов. Я не чувствую удовольствия, если на протяжении всего занятия говорить приходится только мне. Зато когда у нас со студентами происходят бурные обсуждения, совместный поиск решения поставленной проблемы, это делает процесс обучения действительно полезным и насыщенным.

Профессор Миланского политехнического университета Марко Энрико Рикотти со студентами

- А что Вы думаете про студентов Летней школы?

- Они очень активны и любознательны. У каждого – свое собственное видение ситуации, свой характер. В этом огромное преимущество подобных школ: разнообразие культур, интересов и мнений приводит порой к самым неожиданным решениям.

- А какие еще преимущества Международной политехнической летней школы вы можете наблюдать?

- И студенты, и преподаватели в период Летней школы более расслаблены. Не нужно сломя голову бежать на экзамен, зубрить билеты. Однако если вы решили учиться во время летних каникул, это значит, что вы действительно заинтересованы в выбранной дисциплине. Спокойное настроение и мотивация к получению новых знаний, безусловно, положительно влияют на процесс обучения.

- А какое впечатление у вас сложилось о Политехническом университете?

- Ваш вуз кажется мне очень динамичным, он большими шагами двигается вперед по пути интернационализации. Этим он очень напоминает Миланский Политех, в свое время мы приложили большие усилия, чтобы сделать наш вуз доступным для иностранных студентов, в частности разработали массу образовательных программ на английском языке. У вас, я знаю, также существует большое количество программ бакалавриата и магистратуры на английском. Мне кажется, это открывает большие возможности для студентов и очень ценно для их будущего.

- На ваш профессиональный взгляд, какое будущее ждет атомную энергетику?

- Будущее, без всякого сомнения, многообещающее, но отнюдь не простое. Оно имеет огромное значение для всех стран. Поиск источников энергии – это глобальная проблема, решить которую внутри одной страны не представляется возможным. Представьте, что одно государство во всем мире пытается решить проблему глобального потепления. Это же нереально! Поэтому глобальное потепление – важнейшая мировая задача. То же самое происходит с энергетикой. Это ключевой аспект для глобальной экономики и для экономики каждой страны по отдельности. Мы уже не представляем свою жизнь без транспорта и электричества, без ежедневного использования массы электрических приборов.

На сегодняшний день заинтересованность к энергетике проявляют все больше молодых людей. Это сложная дисциплина, с которой связаны такие области, как экономика и политика. Однако, несмотря ни на что, я уверен, что энергетика останется востребованной отраслью еще на долгие десятилетия.

- Система современного образования развивается стремительно. Какие нововведения вы считаете полезными и актуальными?

- В своем университете мы активно используем массовые открытые онлайн-курсы, что особенно полезно для интернациональной группы учащихся. Студенты приезжают со всего мира, и у всех – разная база знаний, поэтому часто им требуется определенный период времени на подготовку и ознакомление. Для этого мы запускаем данные курсы, которые помогают студентам вникнуть в аспекты выбранной дисциплины и прилагаемым к ней требованиям в режиме онлайн.

Кроме того, существуют так называемые «перевернутые классы», где используется технология смешанного обучения. В этом случае мы предлагаем студентам тему для изучения и весь необходимый материал, и какое-то время они работают самостоятельно. С профессором взаимодействие происходит, когда необходимо решить сложную теоретическую часть и обсудить возникшие у студента в процессе обучения вопросы. Также я очень люблю метод проектного обучения, он дает хорошую практическую базу.

- И наконец, наш традиционный вопрос: что бы вы посоветовали студентам для того, чтобы добиться успехов в учебе?

- Следуйте своим собственным интересам, но для начала, конечно, их найдите (Смеется). После того как вы определились с направлением, используйте любую возможность, чтобы учиться, и обязательно взаимодействуйте и с вашими преподавателями, и с вашими коллегами. Вы не получите должного образования, только посещая лекции или только читая книги. Вам необходимо общаться с профессорами, с теми, кто знает больше вас, и с теми, кто находится примерно на вашем уровне – в таком случае вы сможете точно определить, что вы уже изучили, а также помочь кому-то в процессе усвоения знаний.

- Профессор Рикотти, спасибо вам за интересное интервью! Желаем успехов в научно-образовательной деятельности и благодарных студентов!

Подготовлено международными службами СПбПУ

Версия для печати