Казачий хор Сергея Жарова – феномен музыкальной культуры русского зарубежья ХХ века

26 Октября 2015 Культура 2132

В середине октября в Государственной филармонии Костромской области прошел III Международный фестиваль мужских хоров и ансамблей под названием «Жаровские певческие ассамблеи». На­уч­ные кон­фе­рен­ции, выс­тавки, бо­гос­лу­жения и, ко­неч­но, ду­хов­ная му­зыка – все это включала прог­рамма фес­ти­валя, посвященного памяти выдающегося хормейстера, руководителя всемирно известного казачьего хора, крупнейшего регента русского зарубежья Сергея Жарова (1896-1985).

Пресс-конференция, посвященная творчеству Сергея Жарова.

Уроженец города Макарьева Костромской области, в 1920 году Сергей Жаров оказался за рубежом, где в лагере интернированных военнослужащих создал уникальный казачий хор, впоследствии покоривший весь мир. В 1923 году этот коллектив впервые дал концерт на большой профессиональной сцене в зале королевского дворца «Гофбург» в Вене. Это положило начало триумфальным выступлениям в Европе, а также Японии, Австралии, США, странах Центральной и Южной Америки. В репертуаре хора были духовные песнопения, произведения русской классики, русские народные песни и романсы. Об этом на специальной конференции, посвященной творчеству Сергея Жарова, подробно рассказал проректор, пресс-секретарь СПбПУ, доктор философских наук, профессор Дмитрий Иванович Кузнецов, который совместно с настоятелем храма Благовещения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове протоиереем Андреем Дьяконовым в настоящее время работает над книгой, посвященной жизни и творчеству выдающегося регента.

Проректор, пресс-секретарь СПбПУ Д.И. Кузнецов и настоятель х ... на приемеу епископа Костромского и Галичского Феропонта

Следует отметить, что творчество Сергея Жарова высоко ценили композитор Сергей Рахманинов и знаменитый бас Федор Шаляпин. Но, будучи почитаемым в мире, Жаров долгое время был малоизвестен на родине. В последние годы интерес к творческому наследию Сергея Жарова высок. Ежегодно проходят дни памяти, музыкальные фестивали мужских хоров и ансамблей «Жаровские певческие ассамблеи». В этом году перед открытием фестиваля с приветственным словом выступил епископ Костромской и Галичский Феропонт. По его словам, именно жаровский хор донских казаков дал в XX веке зарубежным слушателям яркое представление о хоровом искусстве России, послужил раскрытию духовного богатства и глубины нашей русской культуры, сохранению и приумножению традиций русского хорового пения. «На него и сейчас ориентируются ведущие отечественные хоры. В этом году исполнилось тридцать лет со дня кончины Сергея Алексеевича Жарова, но дело его хора, дело приобщения слушателей к высокой духовно-певческой культуре русского народа продолжает жить. Русские песни и романсы, исполняемые со всею искренностью, раскрывают перед слушателями величие православной культуры и глубины чувств верующей души», – отметил епископ.

В фестивале приняли участие праздничный мужской хор московского Данилова монастыря (регент Георгий Сафонов), ансамбль солистов патриаршего хора храма Христа Спасителя «Эйдос» (регент Илья Толкачев, дирижер Андрей Капланов), сводный хор в составе Академического камерного хора Государственной филармонии Костромской области и хора Троицкого собора  Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря (дирижер Алексей Мельков) и всемирно известный хор Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга (художественный руководитель и главный дирижер народный артист СССР, лауреат государственной премии, профессор Владислав Чернушенко).

Музыкальный фестиваль, названный в честь яркого представителя русской культуры за рубежом Сергея Жарова, на костромской земле собрал не только любителей классической, духовной и народной музыки, но и исследователей творчества Жарова. Конференция «Казачий хор Сергея Жарова – феномен в музыкальной культуре русского зарубежья ХХ века», прошедшая в рамках смотра, внесла существенный вклад в изучение наследия выдающегося музыканта. Участники конференции смогли познакомиться не только с уникальными произведениями русской духовной культуры разных эпох, но и друг с другом, что, несомненно, приведет к взаимному научному обогащению в плане изучения творческого наследия выдающегося мастера хорового пения русского зарубежья Сергея Жарова.

Материал подготовлен Медиа-центром СПбПУ

Версия для печати