Что объединяет Политех и династию Бенуа

8 Сентября 2017 Культура 521

Современному облику Политехнический университет во многом обязан представителю прославленной фамилии – Альберту Николаевичу БЕНУА. Он в составе Особой строительной комиссии по сооружению тогда еще Политехнического института осуществлял «высший технический надзор» за строительством и вносил коррективы в изначальный проект, предложенный архитектором Э.Ф. ВИРРИХОМ. В 2017 году отмечается юбилей – 165-летие со дня рождения А.Н. БЕНУА. По этому случаю Музейный комплекс СПбПУ организовал выставку «Бенуа в пространстве Политехнического», однако в процессе подготовки была обнаружена причастность к истории Политеха и других представителей династии Бенуа.

Современному облику СПбПУ во многом обязан А.Н. Бенуа. Архивное фото Главного здания

Экспозиция, открывшаяся в Выставочном зале Главного учебного корпуса, состоит из двух частей. Одна – посвящена истории семьи Бенуа, роли Альберта Николаевича в создании университета, а также связи других членов рода Бенуа с Политехом. На второй – разместились репродукции акварелей А.Н. БЕНУА, предоставленные музеем Академии художеств, и даже подлинник – небольшая картина «Тунис», которая принадлежит семье одного из сотрудников Музейного комплекса СПбПУ.

А.Н. БЕНУА был великолепным живописцем, несмотря на то, что по окончании Академии художеств он получил звание архитектора. Главным делом его жизни стала акварельная живопись – он был любимым художником царской семьи и даже принимал участие в плаваниях Александра III по финским шхерам. На выставке также представлен акварельный ряд, который был написан мастером во время северной экспедиции на Кольский полуостров. Грандиозное по тем временам путешествие Альберт Николаевич совершил в возрасте 68 лет.

Самым ценным экспонатом выставки является подлинная картина А.Н. Бенуа Тунис

Художественные вкусы А.Н. БЕНУА нашли отражение в проектировании и строительстве ансамбля Политехнического института. «Альберт Николаевич внес свою лепту в улучшение проекта Вирриха и придание ему облика, близкого к ампиру, – говорит куратор выставки Л.А. ЮРКОВСКАЯ. – Тем более что Альберт Николаевич при открытии музея Александра III, ныне – Русского музея, был назначен его главным хранителем. Преклонение перед творчеством Росси, создателя знаменитейших архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге, повлияло на изменение проекта нашего университета в сторону позднего классицизма». В монографии сотрудницы музея Академии художеств Е.А. САВИНОВОЙ «Альберт Бенуа – великий представитель художественной династии», с которой также можно ознакомиться на выставке, представлены письма первого директора Политехнического института князя А.Г. ГАГАРИНА. Почти в каждом письме есть упоминание имени Альберта Николаевича: по строительству института велось очень тесное сотрудничество, причем оно было неофициальным и очень дружественным.

В дальнейшем представители этой семьи имели непосредственное отношение к истории и жизни Политехнического института. В 1904 году двоюродный брат А.Н. БЕНУА Юлий Юльевич построил неподалеку от Политеха, на пересечении современных Светлановского и Тихорецкого проспектов, ферму. Кстати, до 1952 года Тихорецкий именовался проспектом Бенуа, поскольку эта дорога вела к хозяйству Юлия Юльевича, которое было довольно внушительным – на ферме содержалось более 200 коров.

«Юлий Юльевич тоже участвовал в заседаниях Особой строительной комиссии по сооружению Политеха и не только как архитектор, но и как владелец фермы. По проекту сточные воды из института по специальным трубам поступали на поля фермы в качестве удобрения», – комментирует директор Историко-технического музея СПбПУ Р.А. ПАНОВ. После революции ферма была национализирована и преобразована в совхоз «Лесное», а Юлия Юльевича пригласили в Москву для работы в Министерстве продовольствия. Впоследствии бывшая территория фермы превратилась в небольшой парк и получила название «Сад Бенуа», сейчас здесь расположен детский культурно-образовательный центр.

Р.А. Панов рассказал посетителям выставки о связи династии Бенуа с Политехом

В Политехническом институте учились внучатые племянники А.Н. БЕНУА – Юлий Юльевич и Федор Францевич. Оба они в 1930 году окончили кораблестроительное отделение Политеха. Юлий Юльевич стал выдающимся конструктором-судостроителем. Под его руководством были разработаны проекты пассажирских теплоходов и пароходов, дивизионных катеров, амфибийных десантных кораблей на воздушной подушке. Особо следует отметить его работу по созданию бронекатеров проектов 1124 и 1125 («морских танков» или «букашек», как называли их военные), которые блестяще проявили себя в ходе Сталинградской битвы и в битве за Ленинград.

Федор Францевич же стал крупным специалистом по применению электросварки в судостроении и судоремонте. Являясь автором многих статей и учебных пособий, он создал новые методы ремонта судовых котлов, деталей и механизмов с помощью электросварки. Ф.Ф. БЕНУА был автором практически всех правил Регистра СССР по применению электросварки в судостроении, изданных в 1930-1972 гг.

На выставке можно насладиться акварелями великого мастера

«Так интересно закручивается цикл судьбы, что в знакомом многим петербуржцам Доме трех Бенуа на Каменоостровском проспекте одно время проживал первый директор Политехнического института князь Гагарин, – говорит директор Музейного комплекса СПбПУ Л.Н. ТОКАРЬ. – Эти и многие другие интересные факты из жизни династии Бенуа можно узнать на выставке и, конечно, насладиться акварелями великого мастера». 

Выставка продлится до 15 сентября, после с ней можно будет ознакомиться на площадке Музейного комплекса СПбПУ «Марата, 64».

Материал подготовлен Медиа-центром СПбПУ. Текст: Илона ЖАБЕНКО

Версия для печати