В Политехе обсудили, как рассказывать об истории культуры в техническом музее

9 Июня 2016 Культура 285

Во время визита в Политехнический университет профессор Альфред Нордманн (Дармштадтский технический университет) и профессор Адриан Буттлар (Берлинский технический университет) приняли участие в научно-практическом семинаре «Как рассказывать об истории культуры в техническом музее», который состоялся в Историко-техническом музее СПбПУ.

Профессора Альфред Нордманн и Адриан Буттлар знакомятся с Историко-техническим музеем СПбПУ

 Помимо немецких ученых, в семинаре приняли участие представители Политехнического университета, Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербургского горного университета, Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Высшей школы экономики, Государственного Эрмитажа, Центрального музея связи имени А.С. Попова.

В рамках семинара участники обсудили современные тенденции музеефикации научно-технического наследия, возможности использования в экспозиционно-выставочной работе методов культурной истории, STS (Science and Technology Studies), современной философии и культурологии. Спикерами были доцент кафедры «Философия» СПбПУ Наталия Никифорова, доктор искусствоведения Адриан Буттлар и доктор философии Альфред Нордманн.

В своем выступлении Н. Никифорова отметила, что соотнесение тем технологии и культуры особенно актуально в стенах технического университета, поскольку инженеры и ученые – творцы материальной культуры – должны иметь представление о множественных контекстах и значениях технологий. «Музейная экспозиция – это повествование, высказанное с помощью предметов, и музейный нарратив может подчеркивать культурные контексты, но может и не замечать их, – поясняет Наталия НИКИФОРОВА. – Один из способов включить социокультурный контекст в рассказ о предмете – привлечение методологических подходов современной гуманитаристики. Другой – экспликация “культурной биографии” вещи, то есть истории ее домузейного бытования, изъятия предмета из аутентичного контекста практического применения и его перемещение в мир знаков и значений, то есть в музей». Музей университета демонстрирует объекты разного порядка, связанные с технологическими достижениями, повседневностью той или иной эпохи, а также эпистемологические объекты, то есть предметы, участвующие в исследованиях и производстве научного знания.

Выступает доцент кафедры Философия ГИ СПбПУ Наталия Никифорова

Профессор Буттлар в своем докладе охарактеризовал опыт историко-технических музеев Германии и Австрии, кратко обозначил историю принципов экспонирования технологий – от дидактической демонстрации отдельных музейных предметов к сегодняшним интерпретативным и развлекательным подходам. «Само построение экспозиции может считаться историческим артефактом, поэтому модернизация университетских музеев Германии проводится очень аккуратно деликатно, – считает профессор БУТТЛАР. – Стоит развивать удачный опыт взаимодействия университетского музея с образовательными программами и привлечением студентов». Студентам могут быть предложены проектные задания, результатом которых становились бы обновляющиеся тематические экспозиции, выставки, виртуальные проекты, разнообразящие интерпретацию музейных предметов, раскрывающие их культурный подтекст.

Профессор Нордманн отметил, что о музее техники можно рассуждать в терминах коммуникации (нарратив, диалог, повествование), но можно рассуждать о нем с позиции «грамматики вещей». В экспозиции данного музея присутствуют три порядка вещей. Первый образуют предметы, находящиеся на расстоянии вытянутой руки. Вещи второго порядка доступны только взгляду – например, портреты выдающихся ученых на стенах музея. Образы людей отделены от вещей и вознесены над ними, демонстрируя превосходство интеллекта над предметной реальностью. Такое соотношение людей и вещей является фактом культуры, и все чаще оспаривается современными философскими концепциями.  «Наиболее сложен для музейного экспонирования третий порядок – связь между людьми и вещами. Важно эксплицировать не только то, что касается людей – достижения, открытия, подвиги, но и то, что касается вещей – например, какими способами предметы могут быть объединены в группы», – уверен профессор НОРДМАНН.

Семинар Как рассказывать об истории культуры в техническом музее в Историко-техническом музее СПбПУ

В рамках дискуссии участники затронули специфику репрезентации современных достижений науки и техники в историческом музее, которые являются объектами без ауры и без истории. Демонстрация современности в музее может стать продуктивным совместным размышлением о будущих проектах и возможностях, своеобразной «археологией будущего». Особую проблему в современных музеях составляет поиск баланса между образовательным, дидактическим контентом и занимательностью, развлекательным компонентом экспозиции. Миссия университетского музея – хранить историю вуза как часть истории страны, научного подвига и технического прогресса. При этом важно осознавать, что готового «упакованного» героического нарратива прогресса сегодня не существует. Этот нарратив нужно создавать, а в экспозиции эксплицировать сам процесс его формирования.

Материал подготовлен кафедрой «Философия»

Версия для печати