«Организация работы по обеспечению роста оплаты труда»: семинар в СПбГПУ

21 Июня 2013 Наука и инновации 349

19 июня в Белом зале Политехнического университета прошел семинар «Организация работы по обеспечению роста оплаты труда (опыт ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет»). В его работе приняли участие ректоры, проректоры и специалисты российских университетов ? в их числе МГУ, МФТИ, НИЯУ МИФИ, РГТЭУ, РГПУ им. А.И.Герцена, НИУ Томский политехнический университет, СПбГЭТУ, СПБГУ ИТМО, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В.Ломоносова и другие. В общей сложности в семинаре на базе СПбГПУ приняли участие представители 75 университетов.

 

 

Семинар в Белом зале СПбГПУ

Основной темой семинара стали организационные аспекты повышения оплаты труда в вузах. Распоряжениями Президента РФ, постановлениями Правительства РФ определены требования об установлении средней оплаты труда преподавателей вузов с 2013 г. на уровне средней по региону, а к 2018 г. ? на уровне двукратной средней заработной платы в регионе. При этом повысить заработную плату необходимо в условиях фиксированных цен на образовательные услуги.

 

На открытии семинара его участников приветствовали ректор СПбГПУ Андрей Иванович Рудской и заместитель министра Минобрнауки России Александр Борисович Повалко.

 

В качестве основных инструментов решения поставленной перед российскими вузами задачи А.И. Рудской назвал оптимизацию структуры университета, укрупнение кафедр,  избавление от ненужных активов, разумное управление хозяйственной деятельностью вуза.  А.Б.Повалко обратил внимание участников семинара на тот факт, что в процессе поэтапного повышения оплаты труда не должно быть «уравниловки»: «Мы ни в коем случае не говорим, что все преподаватели всех вузов должны получать 100% или 200% от средней зарплаты по региону. Но среднюю заработную плату по региону для преподавателей вузов мы, конечно, обеспечим».

 

Представители СПбГПУ поделились с коллегами опытом проведенной реструктуризации, в целях которой немаловажное место занимал и занимает вопрос оплаты труда педагогического коллектива.

 

Семинар по оплате труда в Белом зале СПбГПУ

Проректор по учебной работе Александр Витальевич Речинский рассказал о причинах и этапах оптимизации структуры вуза. После введения в 2010 году нормативно-подушевого финансирования стали очевидны ряд проблем, связанных с оплатой труда преподавателей. Во-первых, заработные платы сотрудников университета не являлись конкурентными на рынке труда, а во-вторых, отсутствовал достаточный приток молодых кадров и наблюдался постоянный рост среднего возраста профессорско-преподавательского состава. Чтобы решить эти проблемы, было решено провести реорганизацию структуры университета: так, вместо 22 факультетов (и ряда факультетов присоединенных к вузу структур) на сегодняшний день в Политехническом университете 12 институтов и Университетский политехнический колледж.

 

 Новая структура университета  позволила оптимизировать количество кафедр и учебную нагрузку преподавателей. Для высвобожденных в результате реорганизации преподавателей разработана система повышения квалификации. Кроме этого, в образовательный процесс внедряются новые информационные технологии, позволяющие повысить качество подготовки студентов без дополнительной нагрузки на преподавателя.

 

Проректор по организационной и экономической деятельности Владимир Викторович Глухов в своем докладе «Принципы составления бюджета вуза, система лицевых счетов подразделений» обратил внимание участников семинара на то, что происходящие в системе высшего образования изменения с точки зрения финансировании отражают новые принципы экономики в целом по стране. Эти принципы заключаются в переходе на бюджеты, ориентированные на результат ?  вместо бюджетов, ориентированных на расходы. И для вузов очень важно вовремя реагировать на изменяющиеся условия.

 

Директор Института физики, нанотехнологий и телекоммуникаций, руководитель кадровой комиссии Ученого совета Сергей Борисович Макаров рассказал о принятой в СПбГПУ системе оценки качества труда профессорско-преподавательского состава. На основе анализа отечественного и зарубежного опыта были выделены четыре принципа оценки труда: учет неоднозначности разделов, ориентация на общеуниверситетский индикатор, открытость и изменчивость, а также учет мнения студентов. На основании этих принципов была создана новая методика, в которой важным элементом стал «Личный кабинет сотрудника» ? программное обеспечение, с помощью которого каждый преподаватель сможет сам контролировать свою заработную плату.

 

Как в вузе реализован этот автоматизированный контроль, объяснил директор отделения информационных технологий и  телекоммуникаций СПбГПУ Владислав Степанович Синепол. Концепция новой информационной инфраструктуры университета заключается в оценке эффективности работы структуры через оценку эффективности отдельного сотрудника. Новое приложение не только делает систему оплаты труда прозрачной, но и становится методологической базой, которая объединяет различные данные вуза в единое хранилище данных. А это ? необходимое условие для принятия успешных управленческих решений.

Завершающим стал доклад «Система оценки качества работы кафедр» директора Департамента менеджмента качества СПбГПУ Людмилы Васильевны Черненькой. В своем докладе проф. Черненькая привела сравнительный анализ существующих международных рейтингов университетов по основным показателям, а также напомнила показатели, по которым составляется рейтинг вузов по методике Минобрнауки России. Отдельно Л. В. Черненькая остановилась на внутреннем рейтинге Политехнического университета, который составляется для институтов(после реорганизации), а также разработанных в Департаменте методиках его создания.

 

Л.В.Черненькая также озвучила рекомендации по повышению качества, основные из них таковы: регулярный мониторинг показателей деятельности подразделений вуза; внедрение новых подходов к организации и технологии мониторинга; публикация результатов мониторинга на сайте и во внутренних СМИ; финансирование подразделений на основании результатов комплексной оценки их деятельности.

В завершение семинара состоялась дискуссия.

Версия для печати