Семинар по планированию учебного процесса с учетом изменений ФГОС ВО в СПбПУ

20 Марта 2015 Наука и инновации 490

19-20 марта 2015 г. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого совместно с Лабораторией ММИС (Лаборатория математического моделирования и информационных систем – ведущий разработчик программного обеспечения для автоматизации управления учебным процессом в образовательных организациях различного уровня – Примеч. Ред.) провели обучающий семинар для руководителей и специалистов учебно-методических подразделений вузов РФ на тему: «Планирование и реализация учебного процесса с учетом изменений ФГОС ВО».

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) высшего образования (ВО) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Разработка очередных ФГОС ВО – логическое обобщение тех изменений, которые произошли в обществе в период действия стандартов предыдущего поколения. В частности, изменения на рынке труда, возрастающие требования интернационализации образования в контексте Болонского процесса – все это требует и новой парадигмы образования, и совершенствования образовательных стандартов.

Первый проректор СПбПУ В.В. Глухов
Семинар по планированию учебного процесса с учетом изменений ФГОС ВО в СПбПУ

В работе двухдневного семинара приняли участие около 100 человек – представители более 60 российских вузов. Открывая мероприятие, первый проректор СПбПУ В.В. Глухов отметил, что современная ситуация в системе высшего образования характеризуется обновлением содержания, структуры, технологий обучения и ресурсного обеспечения на основе ФГОС. В связи с этим вузам целесообразно объединить свой профессиональный и методический опыт для разработки предложений по улучшению стандартов подготовки специалистов. Отметив, что нынешний семинар в немалой степени этому поспособствует, проректор предложил проводить подобные встречи на постоянной основе.

В рамках семинара выступили эксперты Рособрнадзора Е.А. Зима и Ю.Г. Сапронов, исполнительный директор Ассоциации классических университетов России Е.В. Караваева, руководство и ведущие специалисты Лаборатории математического моделирования и информационных систем (ММИС) – И.М. Мальцев, К.А. Михайлов, В.В. Ямов и др. От СПбПУ в работе семинара приняли участие заместитель директора по методической работе ДУМД О.В. Загороднюк, начальник методического отдела ДУМД Р.А. Паршиков, начальник отдела лицензирования и аккредитации ДУМД В.В. Дубяго, председатели методических советов ИСИ, ИЭиТС, ИММиТ, ИФНиТ, ИПММ, ИИТУ, ИЭИ, ГИ, ИВТОБ, ИМОП, сотрудники отдела аспирантуры.

В представленных на семинаре докладах были освещены следующие вопросы: нормативно-методические вопросы и проблемы процедуры государственной аккредитации образовательных программ на основе ФГОС 3+; разработка и реализация программ высшего образования на основе ФГОС ВО (ФГОС 3+) с учетом Профессиональных стандартов; ЕПВО (Болонский процесс), методология TUNING ECTS (возможности применения в российском образовании); проблемы перехода на ФГОС ВО 3+ в действующих учебных планах и пути их решения; расчет и пути оптимизации учебной нагрузки кафедр в условиях дефицита финансирования; распределение учебной нагрузки с учетом требований ФГОС ВО 3+ (кадровое обеспечение программ в соответствии с ФГОС ВО 3+); проектирование рабочих программ дисциплин в соответствии с ФГОС ВО 3+ и приказом Минобрнауки № 1367. В завершение был представлен обзор решений Лаборатории ММИС в области автоматизации управления учебным процессом, набора обучающихся, ведения контингента, учета успеваемости, компьютерного тестирования, составления расписания занятий, и др.

Итогами семинара стали выводы о том, что основной плюс нового ФГОС – это сохранение фундаментального научного ядра, которым всегда отличалось российское высшее образование, а деятельность по реализации ФГОС ВО должна быть системной и управляемой. Радикальная смена парадигмальных оснований теории и практики образования, переход к компетентностному подходу всей системы высшего профессионального образования обуславливают необходимость высокоэффективного менеджмента, основанного на современных концепциях, стратегиях и моделях управления, ориентированных на достижение конкретного образовательного результата.

Версия для печати