Технологии дополненной реальности, СПБ ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ, 06.11.2012

6 Ноября 2012 Наука и инновации 121

Недавно в Ленэкспо состоялась презентация Банка данных инновационных разработок Санкт-Петербурга, организованная Комитетом по информатизации администрации города. Из более 100 представленных разработок для презентации были отобраны пять лучших. Одна из них создана на кафедре информационных технологий в дизайне Санкт-Петербургского государственного политехнического университета (СПбГПУ).

Что же такое «дополненная реальность»? Эти технологии, основанные на идее  дополнения физической реальности виртуальными объектами, существуют в мире уже несколько лет и с каждым годом завоевывают все большее число поклонников (а значит, и заказчиков). Наиболее часто данные технологии применяются в рекламе в качестве инструмента для презентации продуктов, в шоу-бизнесе и в индустрии развлечений. Использование их, например, в музеях открывает новые пути для взаимодействия с посетителями: с помощью виртуального контента можно донести дополнительную информацию, показать объекты с новых точек зрения или добавить в экспозицию мультимедиаконтент.

Следует назвать несколько проектов, в которых уже использовался этот подход.  Во-первых, к 300-летию Ораниенбаума специалистами кафедры была создана мультимедийная экспозиция для Большого Меншиковского дворца. Реалистичность визуализации объекта и быстрота отклика позволили приблизить ощущение от манипуляции с объектом к реальному взаимодействию.

Во-вторых, в мае этого года состоялось открытие Летнего сада после проведенной реконструкции. Помимо видеофильмов, иллюстрирующих все этапы реконструкции, были созданы также специальные открытки с маркерами с изображением тех или иных объектов Летнего сада. При открывании открытки («Открой для себя Летний сад!») и поднесении маркера к веб-камере компьютера на экране возникает анимированное изображение, например, фонтана, которое можно поворачивать, рассматривать со всех сторон, а также прочитать историю его создания и прослушать аудиофайл. Таким образом, посетитель музея или парка может не только приобрести памятную открытку с изображением понравившегося объекта, но также и целый мультимедийный продукт, спрятанный в этой открытке. Нам представляется, что эти открытки могут быть новым видом сувенирной продукции, сочетающим игровой и культурно-познавательный аспект.

На церемонии открытия Летнего сада эти открытки  демонстрировались губернатору города Г. С. Полтавченко, а также директору  Русского музея В. А. Гусеву. В Ленэкспо данная разработка была показана ведущим предпринимателям города. Следует отметить также и весьма заинтересованный отклик музейного сообщества на данный проект: это и Русский музей, и Петродворец, и Ораниенбаум, а также новый создаваемый Музей защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений.

Поэтому можно достаточно оптимистично смотреть на дальнейшее прикладное и коммерческое использование разработки. В частности, для родного Политеха мы планируем разработать серии подобных открыток, отражающих как архитектурные объекты университета, так и научно-технические разработки, созданные в его стенах.

Мы надеемся использовать эти технологии и при организации экспозиций Музея профессионального образования, который планируется разместить в Гидробашне после ее реконструкции, с целью сделать этот музей современным и живым.

Автор: В. М. Иванов, завкафедрой информационных технологий в дизайне СПбГПУ

Версия для печати