В СПбГПУ состоялось заседание научно-методического совета по физике
11 февраля 2011 года в НИУ "Санкт-Петербургский государственный политехнический университет" состоялось заседание Президиума научно-методического совета по физике, который в 2002 году был сформирован Министерством образования и науки России на базе СПбГПУ. Заседание вел председатель совета декан физико-механического факультета Политехнического университета академик Ж.И.Алферов.
В работе заседания научно-методического совета приняли участие ведущие ученые, руководители вузов из Москвы, Санкт-Петербурга, Ульяновска, Иркутска, Таганрога (РГПУ им.А.И.Герцена, МГТУ им.Н.Э.Баумана, ИТМО, МАИ, МГУП и др.). СПбГПУ на заседании Совета представляли Президент университета академик Ю.С.Васильев, декан ФМФ проф. В.К.Иванов, ученый секретарь НМС проф. Н.М.Кожевников, другие коллеги. Присутствовали приглашенные пресс-службой СПбГПУ журналисты изданий «Наука и технологии РФ» и РИА Новости.
На заседании обсуждались проблемы преподавания физике в школе и вузе, в том числе для разных направлений подготовки бакалавриата. Тема заседания напрямую связана с обсуждаемым сейчас на уровне Министерства новым стандартом школьного образования. Большое место в работе заседания было уделено мировоззренческому компоненту естественнонаучных дисциплин – таких, как физика, концепции современного естествознания.
С докладами выступили Ю.А.Горохватский (РГПУ им.А.И.Герцена), Н.С.Пурышева (МПГУ), В.В.Гаврушко ( НГУ), А.Н.Морозов (МГТУ им.Н.Э.Баумана), В.К. Воронов (Иркутский госуниверситет).
Выступавшие отмечали, что физика в школе становится дисциплиной «по выбору», на единый государственный экзамен по физике записывается все меньше и меньше выпускников. Отсюда резкое снижение конкурса на технические направления подготовки в вузах. В примерных программах по многим педагогическим и другим «нефизическим» направлениям подготовки бакалавров физика вообще отсутствует. Там же, где она еще сохранилась, ее трудоемкость в новых стандартах заметно ниже, чем в развитых странах Западной Европы и США. А исключение из базовых учебных программ дисциплины «Концепции современного естествознания» фактически обрушило естественнонаучный, мировоззренческий компонент образования студентов гуманитарных и социально-экономических направлений.
С точки зрения Президента СПбГПУ академика Ю.С.Васильева, ситуация, которая происходит в последнее время в области новых образовательных стандартов средней школы по физике, ущемляет интересы молодого поколения.
Мнение академика Васильева поддерживают и другие члены Совета, что нашло отражение в Постановлении, цитируем: «Реализация мероприятий, предлагаемых в рамках реформы образования, ведет к <…> ослаблению научно-технического потенциала страны».
По итогам заседания Совет принял целый ряд решений.
Во-первых, принято решение распространить в вузах России примерную программу по физике для различных направлений бакалавриата. Во-вторых, по мнению Совета, необходимо продолжить широкое обсуждение Закона «Об образовании» и стандартов общего среднего образования по физике. Члены Совета также считают, что в Президиуме НМС по физике и в секции «Физика в педагогических вузах» должно быть более широкое представительство учителей физики средней школы.
На заседании была создана комиссия по разработке новой примерной программы дисциплины «Концепции современного естествознания», которая могла бы остаться в учебных планах как вариативный предмет.
Участники заседания приняли проект Обращения НМС по физике к ректорам российских вузов, в котором говорится, что «для исправления ситуации с преподаванием физики в средней и высшей школе самим вузам следует проявить волю и понимание того, что решение многих проблем находится в их собственных руках». Полный текст обращения будет размещен на сайте СПбГПУ.
Завершая заседание Совета, академик Ж.И.Алферов предложил провести на базе СПбГПУ конференцию по проблемам преподавания физики с участием Комитетов Госдумы по образованию и Совета по науке, технологиям и образованию при Президенте РФ.
PS. Впрочем, как оказалось, в области физики не все так печально, есть и положительные примеры: на заседании Совета была представлена презентация, рассказывающая о работе недавно открытого в Санкт-Петербурге интерактивного музея занимательной науки «ЛабиринтУм». О работе музея рассказал его научный консультант, декан естественно-научного факультета ИТМО проф. С.К.Стафеев.
Примечательно, что «ЛабиринтУм», пользующийся большой популярностью среди школьников (все экскурсии уже расписаны на месяц вперед, и в марте в «ЛабиринтУм» уже не попасть) – не просто научно-популярный проект. Он коммерческий. И зарабатывают в проекте в том числе и студенты – ребята проводят экскурсии по музею.
А после одного из оптических иллюзионов сотрудники Музея нашли на стене надпись: «Хочу быть оптиком». Собственно, это яркий пример научного подхода к профориентации школьников.
PPS. Популяризация науки во всем мире давно уже достигла невероятных высот. В развитых странах Европы и в США работают десятки современных научных музеев, почти во всех них есть специальные программы для школьников, а, к примеру, в Сан-Франциско под солидным названием «Калифорнийская академия наук» открылся современнейший музей. В этом музее под одной крышей (она выглядит как альпийский луг) объединены аквариум (самый большой в мире), планетарий и исследовательский центр с открытыми лабораториями, вечерними лекциями известных ученых и просветительскими программами. Здесь можно наблюдать живую природу со всеми ее обитателями в их естественной среде под водой, на суше и в небесах. А несколько раз в год можно даже переночевать в Африканском зале ? программа для детей называется «пингвины +пижамы». Как пишет журнал «Вокруг света» за октябрь 2010 года, «…даже короткая, на пару часов, прогулка по прозрачному и невесомому музею заставляет почувствовать себя полноценной частью биосферы, сознательным и ответственным обитателем Земли и Вселенной».