Интервью с ректором СПбГПУ М.П. Фёдоровым и проректором по учебной работе В. В. Глуховым, газета "Известия", 30 июня 2010г.

30 Июня 2010 161

Олимпийский рецепт

В Политехе знают, как поддержать талантливых студентов

Михаил Петрович Федоров

Вчера в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете вручали медали лучшим выпускникам. Главной университетской награды удостоились вчерашние студенты, у которых за весь период обучения были только отличные отметки — ни одной четверки. Таких в этом году довольно много — 75 человек. Еще 600 выпускников получили дипломы с отличием. А теперь еще одна немаловажная деталь: практически все медалисты и отличники активно участвовали в студенческих олимпиадах, конкурсах и других интеллектуальных соревнованиях. Зачем студентам нужна эта, казалось бы, дополнительная нагрузка, корреспондент «Известий» Инга Дроздова выяснила у ректора СПбГПУ Михаила Петровича Федорова   и проректора по учебной работе Владимира Викторовича Глухова.

Самый верный стимул

известия: Любая олимпиада или студенческий конкурс — всегда состязание самых сильных, талантливых, хорошо подготовленных. А как в высшей школе ищут таланты? Ведется ли какая-то адресная работа с такими студентами?

М.П. Федоров: Сегодня, когда наша страна встала на инновационный путь развития, повышение качества подготовки специалистов для наукоемких отраслей отечественной промышленности и научной сферы входит в число самых важных, я бы даже сказал, первоочередных задач. На государственном уровне четко определено: для решения этой проблемы российская система высшего образования должна выработать эффективные способы и механизмы стимулирования инновационной активности молодежи. Таким образом, системное выявление наиболее одаренных студентов и аспирантов в вузах приобретает определяющее значение. Не секрет, что важнейший фактор мотивации научной деятельности молодежи — материальное стимулирование студенчества через гранты, стипендии, конкурсы. Правительством Российской Федерации, Министерством образования и науки, администрацией Санкт-Петербурга в последние годы принят ряд масштабных мер по развитию конкурсно-грантовой системы для поддержки и привлечения творческой молодежи к исследовательской и инновационной деятельности, созданию условий для объединения усилий государства, бизнеса и научного сообщества. В частности, национальный проект «Образование» предусматривает ежегодное определение более 5 тысяч юных талантов во всех регионах России. А в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации «О премиях для поддержки талантливой молодежи» ежегодно выявляются более 1200 победителей российских и призеров международных олимпиад и конкурсов с премированием в размере 60 тыс. руб., 4000 победителей региональных и российских олимпиад с премированием по 30 тыс. руб.

и: Но «Образование», как вы справедливо заметили, национальный проект. А как поддерживают одаренных студентов в Петербурге, например, в Политехе?

Владимир Викторович Глухов

Активность наших студентов в последние годы заметно выросла. Ребята стремятся проявить себя, проверить свои возможности. Этому помогает сложившаяся система ежегодных мероприятий: всероссийские и международные молодежные конференции, конкурсы, всероссийские олимпиады студентов по междисциплинарным направлениям инновационного характера; национальные конкурсы научных работ студентов, выпускных итоговых работ; конкурсы в рамках стипендиальных программ крупных компаний и банков, общевузовская «Неделя науки СПбГПУ»; публикации сборников студенческих работ. Уже несколько лет правительство Санкт-Петербурга проводит конкурсы грантов для молодых исследователей, конкурс на лучшие выпускные работы, выполняемые в интересах городской экономики. Таким образом, система поддержки талантливых студентов есть, она существует. Важнейшая задача нашего вуза в рамках проводимых мероприятий — усиление инновационной направленности молодежных олимпиад, предоставление победителям, авторам лучших работ гарантированной финансовой поддержки исследований (разработок). Соревновательный аспект здесь только на пользу — он позволяет готовить целеустремленных, активных и инновационно мыслящих специалистов, исследователей и изобретателей, ориентированных на творческую самореализацию и успех. Именно поэтому в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах принимают участие студенты всех курсов обучения, начиная с первого. 

Пройти испытание «здесь и сейчас»

и: Студенческие олимпиады и конференции едва ли можно назвать «новинкой сезона», они проводились и 10, и 15 лет назад. В чем ноу-хау, есть какие-то новые тенденции?

В.В. Глухов: Действительно, олимпиады проводятся давно и уже стали традицией. В то же время нельзя не отметить, что в государственной поддержке молодежных соревновательных мероприятий в последние годы обозначились новые тенденции. В частности, олимпиады стали крупными студенческими научно-техническими форумами России. Поддерживается участие студентов и в международных олимпиадах, развиваются новые формы студенческих конкурсов. Как отмечено в положении о Всероссийской студенческой олимпиаде — это соревнование студентов в творческом применении знаний и умений при выполнении заданий по дисциплинам, изучаемым в вузе, а также в профессиональной подготовленности будущих специалистов. Но любая олимпиада — это интеллектуальное испытание «здесь и сейчас». Конференции, конкурсы научных работ среди студентов опираются на другой принцип, на них рассматриваются материалы студенческих исследований, полученные за достаточно длительный отрезок времени. Таким образом, олимпиады ничуть не исключают конкурсы научных студенческих работ. Наоборот, эти два компонента — основополагающие элементы системы подготовки инженерных и научных кадров.

и: В том, что олимпиады нужны и важны, едва ли кто-то сомневается. Но как заинтересовать конкретного студента? Зачем ему эта дополнительная нагрузка? Какой опыт можно приобрести, участвуя в подобных состязаниях?

М.П. Федоров: Главная задача любого вуза — подготовить грамотного, адаптированного к современным реалиям специалиста. Участие в олимпиадах дает именно такой практический опыт, развивает способность действовать в условиях ограниченного времени и ресурсов и повышенной ответственности за принимаемые решения. Молодой специалист потом легче адаптируется в условиях производства. Олимпиадная среда позволяет моделировать ситуации, развивающие готовность к проявлению творческих способностей. Многие студенческие олимпиады сознательно организуются как командные соревнования, а это приучает к коллективному творчеству, работе каждого в постоянном взаимодействии с другими членами группы. В этом плане олимпиадное движение позволяет выявлять и развивать коммуникативно-лидерские задатки. Нельзя сбрасывать со счетов и такой фактор, как повышение личностной удовлетворенности студента от процесса познания и творчества. Да и позитивный пример имеет значение: студентам младших курсов есть у кого перенимать опыт, на кого равняться, за кем тянуться.

Всегда в числе победителей

и: В олимпиадах участвуют, чтобы побеждать. Назовите самые значимые достижения ваших студентов.

М.П.Федоров: Список побед достаточно длинный. И в первую очередь мне приятно отметить, что по итогам комплексных достижений в различных Всероссийских соревновательных мероприятиях целый ряд наших студентов получил премию президента РФ «Для поддержки талантливой молодежи». Среди них победители конкурса Минобороны России, Всероссийских студенческих олим пиад по физике среди студентов технических вузов; по сопротивлению материалов, Всероссийской студенческой олимпиады по гидравлике, Всероссийской олимпиады по прикладной механике (ВСОПМ-2009). А по итогам самого престижного конкурса РАН для молодых ученых и для студентов вузов России в период 2005–2009 годов медалями с премиями за лучшие научные работы награждены 11 студентов СПбГПУ по направлениям: «Общая физика и астрономия», «Физико-технические проблемы энергетики», «Физико-химическая биология» и «Экономика». И этот список можно продолжить: ежегодно студенты СПбГПУ получают 20–25 медалей «За лучшую научную студенческую работу» и 35–40 дипломов Минобрнауки России. По итогам нового Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ студентов вузов в области нанотехнологий и наноматериалов студентам-политехникам присуждено 7 медалей. На международном студенческом конкурсе в области генной инженерии команда СПбГПУ завоевала золотую медаль. Студенты-политехники успешно выступают на корпоративных и отраслевых конкурсах. В частности, по итогам конкурсов РАО «ЕЭС России» и РАН на соискание премии «Новая генерация» 2005–2008 годов награды получили 18 студентов и 8 молодых исследователей СПбГПУ. В конкурсе «Знания молодых ядерщиков — атомным станциям», организуемом концерном «Росэнергоатом», наши студенты получили два гранта, две стипендии имени выдающихся ученых, 11 стипендий. Политехники регулярно составляют основное число победителей в открытых конкурсах Северо-Западного энергетического комплекса ОАО «ТГК-1» с премиями для студентов вузов СЗФО. В городе Политех тоже заметен. По итогам региональных предметных олимпиад студентов вузов Санкт-Петербурга 2010 года политехники стали победителями, завоевав первые места в личном и командном зачете на олимпиадах по физике, теоретическим основам электротехники и на олимпиаде «Радиотехнические и телекоммуникационные системы». Студенты университета стали победителями и лауреатами региональных олимпиад по сопротивлению материалов в командных состязаниях; по компьютерной графике и графическому дизайну и др. Каждый год в конкурсах молодежных грантов правительства Санкт-Петербурга гранты выигрывают 60–80 студентов СПбГПУ. В 2010 году наши студенты представили на этот конкурс 340 заявок — рекорд за все время проведения этого мероприятия.

и: Список действительно огромен, внушает уважение. А какие крупные студенческие соревнования организует сам Политехнический университет?

В.В. Глухов: Таких состязаний несколько. В первую очередь — Международные олимпиады по автоматическому управлению (совместно с СПбГУ ИТМО), Всероссийская олимпиада «Компьютерное моделирование нано- структур и возобновляемых источников энергии» 2009 года; региональная олимпиада по робототехнике; региональные этапы Всероссийских олимпиад с использованием интернет-технологий; международные инженерные студенческие соревнования. Кстати, сравнительно новый для нас опыт проведения интернет-олимпиад показал, насколько удобны и эффективны интернет- технологии. Такие олимпиады позволяют охватить широкий круг одаренных студентов практически по всей стране.

и: А вечная проблема «физиков и лириков» проявляется в Политехническом?

В.В. Глухов: В студенческом коллективе нашего вуза ежегодно проходят несколько десятков различных творческих конкурсов и состязаний. Сферы самые разные: фотография, музыка, студенческие журналы, массовые студенческие спортивные соревнования, участие в театральных постановках, поэтические и литературные конкурсы, КВН, состязание команд «Что? Где? Когда?», вечера классической музыки. Одним словом, выбор есть. И как показывает практика, никакого конфликта тут нет, студенчество живет, соединяя физику и лирику.

Версия для печати