Оформление витрины. Как вузу себя показать, газета "Поиск"

12 Декабря 2014 183

  В начале декабря в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете (СПбПУ) прошла традиционная “Неделя науки”. Это ежегодное мероприятие, проводившееся уже в 43-й раз, имело статус научного форума с международным участием и привлекло свыше тысячи гостей - студентов, аспирантов, преподавателей, ученых не только из России, но и из Германии, Нидерландов, США, Финляндии и других стран. Смысловым ядром встречи стали пять междисциплинарных секций, тематика которых созвучна приоритетным исследовательским направлениям университета: индустрия наносистем; информационно-телекоммуникационные системы; энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика; системный подход к изучению биологических процессов; науки об обществе. Помимо этого, в ходе секционных заседаний обсуждались проблемы управления наукой, искусство подготовки научных публикаций и развития научных связей, способы поддержки работ молодых исследователей и многое другое. 
Во время пленарных заседаний с докладами выступали такие известные ученые, как директор НИЦ “Курчатовский институт” Михаил Ковальчук (с сообщением на тему “Конвергенция наук и технологий - прорыв в будущее”) и председатель Комитета Государственной Думы РФ по науке и наукоемким технологиям академик Валерий Черешнев, прочитавший всеобъемлющую и особенно актуальную на текущий момент лекцию по истории Российской академии наук. Кроме того, прошел ряд мастер-классов, деловых игр, были подведены результаты деятельности студенческих научных и научно-технических объединений в 2014 году, объявлены финалисты состязаний “Студент года СПбПУ”, “Аспирант года СПбПУ”, состоялось подведение итогов конкурса “УМНИК” по Санкт-Петербургу. 
Любопытной инициативой СПбПУ является и конкурс “Дублер проректора” (по научной работе), результаты которого также огласили в первую неделю декабря. Этот конкурс - некая попытка найти непростой баланс между управленцами в науке и теми, кто генерирует научные знания. Он должен дать выход энергии, предложениям студентов, которые видят те или иные несовершенства в организации науки в Политехе. Такие идеи должны быть оформлены в виде структурированного системного решения, которое победитель конкурса впоследствии может попробовать реализовать в стенах родного вуза (получив на это не только полномочия, но и определенный бюджет, если он потребуется). Так в СПбПУ убивают сразу нескольких зайцев: выявляют и озвучивают проблемы, требующие внимания, которые затем входят в повестку дня и устраняются администрацией университета; какие-то вопросы решают силами активных студентов; наконец, выявляют активных и талантливых управленцев в научной сфере. Кстати, если в прошлые годы призеры “Дублера проректора” довольствовались “всего лишь” полномочиями и возможностью вносить организационные изменения в научную работу вуза на свой лад, то новшеством нынешнего “Дублера” стало изменение формата: попытка не просто дать молодежи власть, но и обучить, познакомить будущих эффективных научных менеджеров с внутренними механизмами работы и системой управления огромным комплексом СПбПУ...
Отдельного внимания на “Неделе науки” удостоились и школьники: открытая мастерская для молодежи “Фаблаб Политех”, расположенная в кампусе СПбПУ, уже не первый раз проводит собственную секцию на этой конференции. Организаторы отмечают некую неформальность “Фаблаба”, которая, возможно, более привлекательна для детей, тяготеющих не просто к написанию скучных научных работ, а к креативности и изобретательству. Кстати, в уходящем году СПбПУ подписал соглашение о сотрудничестве со знаменитым детским лагерем “Артек”, по которому уже следующим летом в “Артеке” будет создан свой собственный “Фаблаб Политех”. Так появится площадка федерального масштаба, которая, с одной стороны, будет выполнять функцию популяризации науки и техники, а с другой - не скрывают в СПбПУ, станет инструментом для продвижения вуза и привлечения в него все большего количества талантливых абитуриентов. Между тем еще до открытия этакого “филиала” в “Артеке” в Политехе уже отмечают: интерес молодого поколения к науке за последние два-три года значительно возрос! И если еще пять-семь лет назад речь шла о “потерянном” поколении, качество обучения и степень заинтересованности которого оставляли желать лучшего, то сегодня заметны явные позитивные тренды в изменении отношения молодежи к сфере инженерных и естественных наук. 
Отчасти этому способствуют яркие и известные популяризаторы знаний, умеющие не только вести исследования, но и увлечь аудиторию. Например, неподдельный интерес и массу вопросов из зала вызвали на “Неделе науки” открытые лекции приглашенных “звезд”, выступавших в рамках симпозиума “Системный подход к изучению биологических процессов”: профессор факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ Михаил Гельфанд рассказал об эволюции регуляции транскрипции у бактерий, а профессор Университета Южной Калифорнии (США) и по совместительству руководитель научно-исследовательской лаборатории “Системная биология и биоинформатика” СПбПУ Сергей Нуждин поведал о геномике и социальном поведении у дрозофил (интервью с Сергеем Нуждиным читайте в одном из ближайших номеров “Поиска”. - Прим. ред.). 
Организаторы “Недели науки” всячески подчеркивали, что делают ставку на “политехничность и системную интеграцию”. Основной задачей встречи стало усиление кооперации между научными коллективами, а также предоставление возможности представителям различных кафедр, подразделений и институтов СПбПУ узнать о работе друг друга в смежных областях, обсудить точки взаимного интереса. Подробнее о концепции “Недели науки”, об изменениях, которые коснулись конференции в этом году, а также о том, какие повороты ждут науку СПбПУ в ближайшем будущем, корреспонденту “Поиска” рассказал проректор университета по научной работе Дмитрий Райчук (на верхнем снимке):
- Это мероприятие, уже ставшее традицией, имеет длительную историю, которой мы гордимся. Все начиналось, как попытка создать площадку, на которой студенты и аспиранты имели бы возможность показать себя, приобретая первый опыт публичных выступлений и делясь результатами своих научных исследований. Дальше, по мере развития университета, все это приобретало дополнительные очертания. Такие выступления начали оформляться в виде тезисов - так у наших студентов и аспирантов стали появляться первые научные статьи. Мероприятие со временем стало сопровождаться также различными конкурсами студенческих достижений в научной деятельности. Правда, конкурсы эти проходили не только среди молодежи, но и среди профессорско-преподавательского состава - на звание лучшего преподавателя, доцента, профессора и т.д. В результате в какой-то момент все это приняло несколько избыточный характер.

Что же изменилось теперь в “Неделе науки” СПбПУ? Мы стали строже относиться к себе с точки зрения оценки собственных результатов и поэтому подняли планку и для студенческих, и для аспирантских, и для исследовательских докладов, как презентуемых устно, так и публикуемых в наших журналах. Хотим, чтобы данный форум все-таки собирал реальные достижения, а не все подряд разнообразные студенческие экзерсисы, которые возникли за этот год. Мы понимаем, что это мероприятие, при правильной его организации, может и должно стать не только внутренним “смотром”, но и внешней, в хорошем смысле, “витриной вуза”. Именно поэтому в последние годы мы стали все активнее приглашать на “Неделю науки” представителей других университетов из Северной столицы, со всей России и даже из-за рубежа, что тоже вносит свои пороговые требования к представленным работам. Поскольку, согласитесь, если эта конференция - наша витрина, то на ней должно быть только самое лучшее. 

До последнего времени основу “Недели науки” составляли научные студенческие и аспирантские доклады. Однако в последние несколько лет мы добавляем в смысловую часть этого мероприятия дискуссионный формат. Это происходит в силу того, что в системе организации российской науки и отечественного образования сейчас идут значительные изменения. И, во-первых, о них надо говорить, чтобы все были в курсе происходящего, во-вторых, стоит обсуждать, каким образом СПбПУ в них участвует, какую позицию занимает. Было решено, что наш форум - правильная площадка не только для сугубо научных дискуссий, но и для дискуссий такого рода. В этом контексте и появились круглые столы, дебаты, в том числе с привлечением представителей промышленности и медиа, ориентированные и на предпринимательский аспект. 

Важная особенность именно этого года состоит в том, что мы впервые попытались “перемешать” все ключевые направления деятельности нашего университета на нескольких площадках. Попытавшись объединить различные междисциплинарные секции, дали возможность всем нашим студентам, аспирантам, сотрудникам и гостям узнать, кто, чем и на каком уровне занимается, какие задачи решает. Тем самым, исследования в СПбПУ поднимутся на новый уровень и примут другой масштаб: теперь это будут не просто “ниточки”, теперь это будет “научная ткань”. По итогам конференции будет выпущен специальный сборник докладов: на уровне всего университета и на уровне отдельных институтов (бывших факультетов). А самые достойные из них получат рекомендации для публикации на страницах тех научных журналов СПбПУ, которые входят в перечень ВАК.

Что касается дальнейших планов нашего вуза, то в его жизни сейчас играет огромную роль небезызвестный Проект повышения конкурентоспособности университетов 5-100, участником которого Политех является уже два года. Надо признать, что он стал реальным импульсом к развитию нашего университета. Его можно в чем-то критиковать и, наверное, нужно в чем-то улучшать, однако благодаря именно этому проекту мы взглянули на себя с другой стороны и стали оценивать то, что делаем и планируем, по более высоким меркам. В результате сейчас мы готовы четко сформулировать ряд отраслевых и межотраслевых направлений, в которых хотим и готовы совершить прорыв. Конечно, они опираются на наши сильные стороны, на востребованность тех или иных областей науки и технологий, существующих сегодня. Пока рано их называть, но они уже есть. Кроме того, особый упор будет сделан на междисциплинарность и поиск различных форм кооперации между образованием и наукой. Ведь ранее в большинстве отечественных университетов они имели собственные траектории развития и были в значительной степени автономны. Сейчас мы понимаем, что подняться на другой уровень можно только путем совместного решения научно-образовательных проблем. Поэтому в Политехе будем выводить новую формулу взаимодействия образовательного и научного процессов.

 

Анна ШАТАЛОВА

Версия для печати