Делегация СПбПУ во главе с ректором А.И. Рудским приняла участие в XXI семинаре-конференции Проекта 5-100

25 Сентября 2017 Партнёрство 1292

Мероприятие, собравшее более 400 участников, прошло на базе Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта (Калининград) 21-22 сентября. Представители российского и мирового научного сообщества, в том числе – делегация СПбПУ во главе с ректором А.И. РУДСКИМ и проректором по перспективным проектам А.И. БОРОВКОВЫМ, встретились для обсуждения проблем и перспектив реализации приоритетного проекта Минобрнауки России.

Слева направо - директор проектного офиса Проекта 5-100 СПбПУ С.В. Салкуцан, ректор СПбПУ А.И. Рудской, проректор по перспективным проектам СПбПУ А.И. Боровков

Этот ежеквартальный форум уже стал признанной площадкой для взаимодействия профессионалов в области повышения мировой конкурентоспособности вузов. Поэтому среди присутствующих – не только представители университетов Проекта 5-100, но и других вузов России – от Калининграда до Владивостока. В числе иностранных участников – представители рейтинговых агентств, в частности QS, и национальных рейтингов Польши, Германии, России. Основными темами программы семинара-конференции на этот раз стали сетевое взаимодействие университетов и редизайн образования, международные магистерские программы и летние школы, гуманитаристика в цифровую эпоху, инновационный и научный потенциал российских вузов, Россия в мегасайенс-проектах, и др.

Ежеквартальные форумы Проекта 5-100 уже стали признанными площадками для взаимодействия профессионалов в области повышения мировой конкурентоспособности вузов

Семинар открыла пленарная сессия, посвященная трансформации университетов в условиях цифровой экономики. С приветственными словами к участникам обратились заместитель министра образования и науки РФ Л.М. ОГОРОДОВА, вице-губернатор Калининградской области И.А. БАРИНОВ и ректор БФУ им. Иммануила  Канта А.П. КЛЕМЕШЕВ. Также в пленарной сессии приняли участие руководитель Департамента государственной политики в сфере  высшего образования Минобрнауки России А.Б. СОБОЛЕВ, директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив (АСИ) Д.Н. ПЕСКОВ, ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, академик РАН А.И. РУДСКОЙ, первый проректор по учебной, внеучебной и учебно-методической работе СПбГУ Е.Г. БАБЕЛЮК, проректор Высшей школы экономики А.В. НОВОСЕЛЬЦЕВ, куратор сети технопарков «Кванториум» М.Н. РАКОВА.

Пленарная сессия форума была посвященная трансформации университетов в условиях цифровой экономики

Приветствуя участников конференции, ректор БФУ имени Иммануила  Канта рассказал о том, какие трансформации происходят в университете. Он отметил, что вуз активно развивает междисциплинарные исследования и образовательные программы как глобального, так локального и национального уровней. По словам А.П. КЛЕМЕШЕВА, БФУ стремится стать признанным научно-образовательным центром в вопросах географии, прикладной философии и проблемах комплексного развития особых территорий, экосистем и обеспечения устойчивого развития эксклавного региона России. Вице-губернатор Калининградской области добавил, что в БФУ обновлена материально-техническая база, растет цитируемость ученых, существенно вырос конкурс, причем 26% поступающих – абитуриенты из других городов. «Это четко соответствует нашей политике привлечения молодежи в регион», – подчеркнул И.А. БАРИНОВ.

Ректор БФУ им. Канта А.П. Клемешев поприветствовал участников конференции

Открыла конференцию заместитель министра образования и науки Российской Федерации Людмила Михайловна ОГОРОДОВА. Она напомнила, что в стране более 1,5 тысячи организаций профессионального образования, и только 21 вуз участвует в Проекте 5-100. По ее словам, выход российских университетов в глобальное образовательное пространство является частью государственной политики, а подобные семинары-конференции – важный элемент стратегии продвижения. «Для того чтобы быть эффективным и входить в мировые рейтинги, надо выполнять несколько мероприятий. Одно из них – это трансформация университетов, – отметила Л.М. ОГОРОДОВА, переходя к основной теме конференции. – Если университет не меняется, не становится более эффективным в подготовке и в своей деятельности, то он не может вступить в конкуренцию на глобальном рынке образования».

В конференции Проекта 5-100 приняла участие замминистра образования и науки России Л.М. Огородова

Л.М. ОГОРОДОВА также отметила, что сегодня важно создать образовательную среду, которая предоставляла бы возможности для реализации лучших мировых образовательных трендов. По ее словам, чтобы ускорить этот процесс, правительство меняет подходы. В частности, речь идет о проектном подходе, который дает возможность «горизонтально выстраивать коммуникации» и заявлять о новых направлениях подготовки, соответствующих современным вызовам. Замминистра акцентировала внимание и на том, что цель образования сегодня уже не исчерпывается подготовкой специалистов по какому-то одному направлению. Поэтому междисциплинарность становится одним из главных условий успешного развития образования в современном мире. «Пришло время определяться университетам: открытые данные, цифровые платформы, сквозные технологии, междисциплинарность – всё то, без чего ни один вуз не сможет быть передовым», – пояснила она. Также замминистра добавила, что почти все вузы Проекта 5-100 хорошо продвигаются в международных рейтингах, но «сегодня пора говорить о скорости бега»: «Нужно не просто готовить кадры для рынка, а стать драйвером развития рынка».

Директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования А.Б. СОБОЛЕВ напомнил, что государственная политика в сфере высшего образования реализуется через три приоритетных проекта. Это «Экспорт российского образования», «Вузы как центр пространства инноваций» и «Современная цифровая образовательная среда». «Если говорить о задачах проекта “Современная цифровая образовательная среда”, то у него одна цель – чтобы к 2020 году российское образование в значительной мере было цифровым, современным, отвечающим международным стандартам», – пояснил он. Вообще, необходимость как можно скорее внедрять цифровые технологии в нашу экономику соответствует заявлениям руководства страны. Эволюция технологий стала и основной темой Международного инновационного форума, прошедшего  в Санкт-Петербурге на прошлой неделе.

Слева направо - замминистра образования и науки Л.М. Огородова, руководитель Департамента госполитики в сфере образования Минобрнауки России А.Б. Соболев, ректор СПбПУ А.И. Рудской, директор направления Молодые профессионалы АСИ Д.Н. Песков

В рамках пленарного заседания семинара-конференции ректоры и проректоры ведущих российских вузов – СПбГУ и Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, НИУ ВШЭ и БФУ им. И. Канта – представили свое видение развития университетов в рамках Проекта 5-100, а также перспективы сетевого взаимодействия с мировыми университетами и промышленными компаниями. Эксперты говорили и о том, как меняется мир и каким должно стать высшее образование, чтобы органично войти в наступающую цифровую эпоху. Каждый участник дискуссии выразил свое мнение по этому поводу, о трансформации и новых вызовах, по сути, еще раз подтвердив, что универсального рецепта для выживания в мире будущего не существует. Ярче всех это сформулировала Л.М. ОГОРОДОВА, заявив: «Каждый университет должен для себя выделить то перспективное направление, которое сможет его вытащить. Должно прийти понимание: будущее наступает так быстро, что если мы не будем трансформироваться и меняться, то для некоторых оно не наступит».

Политехнический университет, например, таким приоритетным для себя направлением, о котором сказала замминистра, уже несколько лет назад определил передовые производственные технологии. Его развивает проректор по перспективным проектам СПбПУ, лидер-соруководитель рабочей группы «Технет» НТИ, лидер мегапроекта «Фабрики Будущего» А.И. БОРОВКОВ. «Наш вуз особенно интересуют передовые производственные технологии, с помощью которых формируются “Фабрики Будущего” – Цифровые, “Умные”, Виртуальные, – пояснил ректор СПбПУ А.И. РУДСКОЙ. – Мы видим “Фабрики Будущего” как пересечение передовых производственных технологий: цифровое проектирование и моделирование, новые материалы и аддитивные технологии». По словам Андрея Ивановича, это определенный тип бизнес-процессов, который характеризуется тремя уровнями: на первом – создание экосистемы технологий мирового класса; второй уровень – цифровые модели с высокой степенью адекватности реальным материалам, объектам и физико-механическим процессам; третий уровень – тотальная цифровизация всего жизненного цикла, создание цифровых двойников.

Доклад А.И. Рудского был посвящен передовым производственным технологиям – приоритетному направлению для СПбПУ

В продолжение своего выступления ректор СПбПУ, академик РАН А.И. РУДСКОЙ сделал акцент на характеристиках Университета 4.0 и способах его взаимодействия с высокотехнологичной промышленностью. «Вы знаете, что первая модель – это обычный университет, который реализует образовательные программы. Университет 2.0 – это университет, где реализуются научно-образовательные программы (модель исследовательского университета). Университет 3.0 – это экосистема инноваций, модель предпринимательского университета, больше свойственная зарубежным вузам, хотя у нас она тоже набирает силу. И наконец, Университет 4.0 – это когда отдельные подразделения университета (не все) обладают ресурсами и компетенциями для решения не реализуемых на предприятиях промышленности задач. Такие задачи являются проблемами, вызовами. Но если предприятия не могут их решить, почему же тогда эти подразделения способны их решать? Потому что сейчас изменяется структура передового производства, центр тяжести смещается в зону проектирования. Все особенности продукта закладываются уже на этой стадии. Уметь так проектировать могут только инженеры с компетенциями мирового уровня», – пояснил А.И. РУДСКОЙ.

Руководитель направления Молодые профессионалы АСИ Д.Н. Песков

Собственную позицию по поводу стратегии продвижения российских вузов озвучил руководитель направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив Д.Н. ПЕСКОВ. По его мнению, проектный подход перспективен только в стабильной ситуации и на длинных циклах: «При создании нового не может быть стандартов, в противном случае российские вузы останутся в позиции догоняющих». Он призвал российских ректоров не ориентироваться на «догоняющее развитие», а создавать что-то новое. «После 2020 года нам предстоит работать по другим законам. Это будет мир сквозных технологий. Мир, который поощряет культуру риска. Мир “больших данных”, искусственного интеллекта, архитектуры новой реальности и неожиданных талантов», – уверен эксперт из АСИ. Также он озвучил некоторые конкретные практики, которые, как он считает, могут стать ответами на вызовы времени. Это университетская лига WorldSkills, участие в федеральной программе по цифровой экономике, создание в вузах центров компетенций, и др.

За два дня XXI семинара-конференции Проекта 5-100 прошли пленарные сессии, круглые столы и закрытые заседания
Сотрудники международных служб СПбПУ приняли участие в круглых столах по темам коммерциализации и создания международных магистерских программ

За два дня XXI семинара-конференции Проекта 5-100 прошли пленарные сессии «Трансформация университетов в современных условиях» и «Рейтинги QS: свежие результаты и планы, прогресс и перспективы российских вузов»; круглые столы «Международные магистерские программы и летние школы» и «Национальные рейтинги университетов»; сессия «Наукометрические показатели в оценке научных исследований и рейтингах университетов»  и многие другие мероприятия. За два дня до официального открытия конференции рабочие группы Ассоциации «Глобальные университеты» начали трудиться в Калининграде, обсуждая актуальные проблемы кадрового развития и поддержки иностранных специалистов в российских вузах (приняла участие начальник Управления персонала СПбПУ М.В. Пахомова), вопросы нормотворчества  (приняли участие М.В. Пахомова, помощник проректора по международной деятельности В.А. Долгополов, директор Центра организации учебного процесса К.В. Гузенко), олимпиадного движения, и т.д. Выступая на рабочей встрече проектной группы по проекту «Международная олимпиада», начальник Управления международного образования СПбПУ Е.В. САТАЛКИНА напомнила, что сейчас иностранные граждане поступают в российские вузы по квотам от правительств своих стран. Однако со следующего года они будут поступать к нам через международную олимпиаду. «Олимпиада, прежде всего, нацелена на поиск талантливых иностранных абитуриентов, – пояснила Евгения Васильевна. – Она предполагает испытания по ряду дисциплин, сейчас их список утверждает Минобрнауки России. Сначала олимпиады будут проводиться на местах. Первый этап заочный, второй – очный, но в своей стране. Будет создан портал олимпиады, и абитуриенты должны будут, помимо прохождения испытаний, предоставить письма-обоснования, почему они хотят учиться в России».

проректор по перспективным проектам СПбПУ А.И. Боровков и региональный директор по Восточной Европе и Центральной Азии рейтинга QS Зоя Зайцева
начальник Управления международного образования СПбПУ Е.В. Саталкина и директор Медиа-центра Р.С. Бестугина

Также в рамках семинара делегаты СПбПУ приняли участие в закрытом совещании проектных офисов (директор проектного офиса С.В. САЛКУЦАН и замначальника Управления международного сотрудничества Н.М. ГОЛОВИН), посетили круглые столы по темам коммерциализации и создания международных магистерских программ. С докладом об особенностях продвижения международных образовательных программ магистратуры на английском языке – от анализа рынка и выбора маркетинговых инструментов до набора иностранных студентов – выступила руководитель Центра международного маркетинга и ректрутмента иностранных студентов СПбПУ М.В. ВРУБЛЕВСКАЯ.

В традиционной PR-мастерской, посвященной вопросам научной коммуникации, т.е. тому, что и как делать вузам, чтобы эффективно информировать широкую общественность о результатах научной деятельности, приняли участие директор Медиа-центра СПбПУ Р.С. БЕСТУГИНА и ведущий специалист по связям с общественностью И.В. ПЛАТОВА.

Во второй день конференции прошли круглые столы, посвященные запуску и работе единой платформы управления объектами интеллектуальной собственности, созданной на основе технологии блок-чейн. Также эксперты из разных стран поделились опытом создания национальных рейтингов университетов. В этот же день прошла традиционная сессия по наукометрии.

Следующий семинар состоится 27-28 ноября в Москве на базе НИЯУ МИФИ.

Материал подготовлен Медиа-центром СПбПУ. Текст: Инна ПЛАТОВА

Версия для печати