Под председательством ректора СПбПУ А.И. Рудского прошло заседание президиума Координационного совета по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки»

3 Ноября 2017 Партнёрство 1487

2 ноября в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете состоялось расширенное заседание президиума Координационного совета по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки». Напомним, что Координационный совет (КС) – это консультативный орган при Министерстве образования и науки РФ, обеспечивающий взаимодействие между участниками на предмет совершенствования системы высшего образования в области «Инженерное дело, технологии и технические науки». В состав совета входят и представители высших учебных заведений, промышленных предприятий, аналитических центров и органов государственной власти.

Ректор СПбПУ А.И. Рудской провел расширенное заседание КС по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки»

Главной темой заседания стало совершенствование системы подготовки инженерных кадров для кораблестроительных и судостроительных предприятий России, а также для Военно-морского флота. Актуальность данной тематики пояснил сопредседатель КС, ректор СПбПУ, академик РАН А.И. РУДСКОЙ, напомнив, что стратегия инновационного развития экономики Российской Федерации, обеспечение ее национальной безопасности и обороноспособности выдвигают особые требования к судостроительной отрасли. При этом кадровое обеспечение является важнейшим элементом инновационного развития судостроения.

«Никого не надо убеждать в понимании той особой роли, которую играет флот как в экономике, так и в оборонной способности для нашего государства, – пояснил А.И. РУДСКОЙ. – В июле 2017 года Владимир Владимирович Путин утвердил основы государственной политики в области военно-морской деятельности на период до 2030 года. В этом указе поставлена задача – создать высокотехнологичную, конкурентоспособную продукцию, которая обеспечит развитие нашего государств и позволит России стать как минимум вторым по мощности флотом мира». Также ректор СПбПУ напомнил, что в стратегии научно-технического развития РФ в качестве одного из вызовов определено укрепление позиций нашей страны в области освоения Мирового океана, Арктики и Антарктики. «Сегодня здесь собрались профессионалы, представляющие все этапы жизненного цикла флота – от проектирования и создания кораблей до их эффективного использования и утилизации, – продолжал А.И. РУДСКОЙ. – Надеюсь, что нынешние решения будут способствовать тому, чтобы указания Президента были выполнены. Мы готовим кадры для военно-морского флота, на наших плечах значительная часть ответственности и успех выполнения этих государственных задач».

В заседании приняли участие представители Минобрнауки России и других органов власти, бизнеса, ректоры и проректоры ведущих технических вузов

В мероприятии, кроме членов президиума КС, приняли участие заместитель секретаря Совета безопасности РФ М.М. Попов; заместитель главнокомандующего Военно-морским флотом А.Н. Федотенков; замдиректора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России С.А. Пилипенко; замдиректора Департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России К.П. Анциферов; замруководителя Федерального агентства морского и речного транспорта А.И. Пошивай; зампредседателя Комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга А.О. Степанова; вице-президент по техническому развитию АО «Объединенная судостроительная корпорация» Д.Ю. Колодяжный; президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Российская палата судоходства» А.Ю. Клявин; гендиректор ФАУ «Российский морской регистр судоходства» К.Г. Пальников; руководитель ФБУ «Администрация Волго-Балтийского бассейна внутренних вод» В.К. Николаев; а также руководители ведущих технических вузов, научно-производственных объединений и государственных корпораций России.

И.о. ректора СПбГМТУ Г.А. Туричин сделал доклад о подготовке кадров для судостроительной отрасли России

Первым по вопросу повестки дня – о совершенствовании системы подготовки инженерных кадров для кораблестроительных и судостроительных предприятий России, а также для Военно-Морского Флота – выступил и. о. ректора Санкт-Петербургского государственного морского технического университета Г.А. ТУРИЧИН. СПбГМТУ играет системообразующую роль в российском судостроении. Это единственный вуз, в котором ведется подготовка кадров по всему спектру специальностей и направлений, связанных с проектированием и постройкой судов и кораблей всех классов, с разработкой и созданием судовых энергоустановок и средств судовой автоматики, судового машиностроения, технических средств освоения Мирового океана, корабельного вооружения. Г.А. Туричин подробно рассказал о том, как на сегодняшний день обстоят дела в российской судостроительной отрасли, и о том, что происходит в профильном образовании.

Замдиректора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России С.А. Пилипенко
Слева направо - вице-президент по техническому развитию АО «Объединенная судостроительная корпорация» Д.Ю. Колодяжный, и.о. ректора СПбГМТУ Г.А. Туричин, советник аппарата Совбеза РФ А.Н. Шарапов

Несмотря на то что судостроение в России последние годы развивается быстрыми темпами (это связано с принятием госпрограммы развития судостроения), сейчас отрасль не является глобально конкурентоспособной, а ее технологический уровень, по мнению Глеба Андреевича, соответствует «не второму десятилетию XXI века, а предпоследнему XX». При этом очевидна проблема современного кадрового обеспечения отрасли. Сравнив инженерное судостроительное образование в России и за рубежом, в частности опыт стран, обладающих высоким потенциалом судостроения, таких как ФРГ, Франция, США, Южная Корея, КНР, Япония, эксперт пришел выводу, что наша страна «недовкладывает»: «Судостроитель – очень сложная, высокотехнологичная специальность. Его подготовка требует большого объема ресурсов и материальных, и человеческих, и мы пока уступаем в их подготовке. Кроме того, российский инженерный корпус судостроителей – а это порядка 50 тысяч человек, уже немолод. Существующая система подготовки не справляется с восполнением естественной убыли кадров, и мы должны работать хотя бы над этим».

Председатель ФУМО по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки «Техника и технология кораблестроения и водного транспорта», ректор ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова С.О. Барышников
Первый проректор Российского университета транспорта (МИИТ) А.А. Климов

Дальнейшая дискуссия участников заседания Координационного совета касалась совершенствования системы подготовки инженерных кадров для кораблестроительных и судостроительных предприятий России, а также для Военно-морского флота. По данным вопросам высказали свое мнение представители всех заинтересованных сторон, в частности вице-президент по техническому развитию АО «Объединенная судостроительная корпорация» Д.Ю. КОЛОДЯЖНЫЙ; председатель ФУМО по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки «Техника и технология кораблестроения и водного транспорта», ректор ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова С.О. БАРЫШНИКОВ; первый проректор Российского университета транспорта (МИИТ) А.А. КЛИМОВ; заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта А.И. ПОШИВАЙ; помощник главнокомандующего Военно-морским флотом О.А. СУРГАНОВ; советник аппарата Совета безопасности Российской Федерации А.Н. ШАРАПОВ; ректор Национального исследовательского Московского государственного строительного университета А.А. ВОЛКОВ; заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России С.А. ПИЛИПЕНКО.

Замруководителя Федерального агентства морского и речного транспорта А.И. Пошивай
Помощник главнокомандующего ВМФ О.А. Сурганов

Общее руководство подготовкой к мероприятию осуществлял проректор по перспективным проектам, ученый секретарь Координационного совета А.И. Боровков, за проведение организационных мероприятий по подготовке и проведению заседания Координационного совета отвечал директор НМЦ КС федеральных УМО «Инженерное дело» П.И. Романов. В рамках заседания были выработаны общие взгляды на пути и методы решения существующих проблем, предложены дополнительные меры, направленные на совершенствование учебно-методического обеспечения деятельности инженерных вузов страны. Заслушав и обсудив доклады, президиум Координационного совета по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки» Минобрнауки России, решил:

  1. Отметить особую роль федеральных учебно-методических объединений (далее – федеральное УМО) в системе организации взаимодействия между образовательными организациями высшего образования, научными учреждениями и работодателями – представителями реального сектора экономики.
    В целях повышения эффективности такого взаимодействия при решении стратегических задач научно-технологического развития Российской федерации в части перспективного планирования и повышения качества подготовки высококвалифицированных кадров, обратить внимание Минобрнауки России на необходимость расширения организационных возможностей и повышения личной ответственности руководителей федеральных УМО, допуская возможность их назначения из числа ректоров профильных образовательных организаций высшего образования, фактически выполняющих функции базовых организаций федеральных УМО, с возможностью закрепления за профильными образовательными организациями высшего образования соответствующего статуса.
  2. Рекомендовать Минобрнауки России внести изменения в приказ от 27 октября 2015 г. № 1220 «О председателях федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования» в части определения сопредседателями федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки 26.00.00 «Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта»: ректора ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова С.О. Барышникова; и. о. ректора Санкт-Петербургского государственного морского технического университета Г.А. Туричина.
  3. Утвердить примерное положение «О порядке проведения экспертизы качества учебного издания» и на основании решения Координационного совета от 23.05.2107 года направить его в федеральные учебно-методические объединения в системе высшего образования, относящиеся к области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки».
  4. Рекомендовать Минобрнауки России разработать и утвердить единое для всех областей высшего образования типовое положение «О порядке проведения экспертизы качества учебного издания».

Материал подготовлен Медиа-центром СПбПУ

Версия для печати