Открытый диалог: ректор СПбПУ провел традиционную встречу со студентами СПбПУ

День космонавтики в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого был отмечен еще одним важным событием. Состоялась ежегодная традиционная встреча ректора А.И. РУДСКОГО со студентами и аспирантами вуза – старостами учебных групп, кураторами групп 1 курса, студенческим и профсоюзным активом.

Открытый диалог: ректор СПбПУ провел традиционную встречу со студентами СПбПУ

В мероприятии также приняли участие первый проректор СПбПУ В.В. ГЛУХОВ, проректор по образовательной деятельности Е.М. РАЗИНКИНА, проректор по административно-хозяйственной работе С.В. РОМАНОВ, проректор, пресс-секретарь Д.И. КУЗНЕЦОВ, руководитель административного аппарата ректора В.П. ЖИВУЛИН, помощник ректора по делам молодежи М.А. ПАШОЛИКОВ, директора институтов и др.

Поприветствовав собравшихся, ректор рассказал о ситуации в университете, связанной с существенными изменениями в финансировании государством системы высшего образования и в механизмах распределения бюджетных средств между высшими учебными заведениями. В частности, о введении единых нормативных затрат по направлениям подготовки (специальностям) и переходе к нормативно-подушевому финансированию образовательных программ высшего профессионального образования. «Мы перешли на субсидию. Чтобы вы понимали: если раньше бюджет выделялся государством на N-ное утвержденное количество ставок преподавателей, выделялись деньги на содержание университета (с учетом его площадей и исторического значения), а также на социальную помощь, коммунальные услуги и прочее, то теперь совсем по-другому. Берется усредненный по России расчет стоимости обучения студента по разным направлениям (специальностям), умножается на количество студентов и определяется сумма, выделяемая университету», – пояснил ректор.

В мероприятии приняли участие старосты учебных групп, кураторы групп 1 курса, студенческий и профсоюзный актив, а также проректоры и директора институтов

Кроме того, руководитель вуза пояснил, что есть еще и требование указа Президента РФ о том, что средняя зарплата профессорско-преподавательского состава вузов к 2018 году должна быть доведена до 200% от средней по соответствующему региону. Поэтому эти базовые нормативы подушевого финансирования умножаются на корректирующие коэффициенты в зависимости от того, в каком регионе находится вуз. «Мы должны  обеспечить зарплату преподавателя с коэффициентом 1,8 от среднего по экономике региона – у нас в регионе это 45 тысяч, – продолжал А.И. РУДСКОЙ. Кроме того, финансирование государственных вузов сейчас напрямую зависит от того, сколько будет выделено бюджетных мест: «Это, как говорится, палка о двух концах. С одной стороны, мы третий год подряд самый крупный вуз Санкт-Петербурга по бюджетному приему студентов – в прошлом году 4 673 абитуриента зачислено, в этом еще на 100 человек больше. С другой стороны, у нас было соотношение преподавателей и студентов 1 к 5 – и под это государством нам были выделены ставки. А когда перешли на подушевое финансирование, на субсидии, то оказалось, что преподавателей у нас в два раза больше, чем мы можем потянуть… ».

Руководитель вуза пояснил, что в сложившихся условиях приходится проводить оптимизацию расходов и снижать неэффективные траты. «Вы знаете, что здания и сооружения Политеха – это 700 тысяч квадратных метров, 450 тысяч из них – памятники архитектуры федерального значения, где понятия “ремонт” нет – есть только “реставрация”. Университет потерял почти 30% бюджета. Поэтому, находясь в жестких финансовых условиях, два года назад мы приступили к приведению количества профессорско-преподавательского состава в соответствие с нормами, чтобы достичь соотношения 1 преподаватель на 12 студентов.  Мы направим сэкономленные средства на социальные программы, зарплаты, содержание университета», – сообщил ректор.

Во время встречи со студентами А.И. Рудской коснулся практически всех аспектов жизни вуза и студентов - образования, науки, досуга, социальных гарантий и бытовых условий, перспектив развития и мн.

Закрывая тему финансирования вуза, ректор напомнил, что три года назад была введена система персональных кабинетов преподавателей, где отражаются показатели научно-исследовательской работы, публикационной активности, и т.д. «Вы в Политехе имеете полное право получать образование самого высшего уровня. А если сегодня преподаватель не занимается наукой, не публикует свои статьи, он – не преподаватель высшей школы. Поэтому мы с ним вынуждены будем расстаться. Наша задача – привести количество профессорско-преподавательского состава в соответствие с нормами и сделать так, чтобы они зарабатывали достойные деньги. И, зарабатывая достойные деньги, ответственно подходили к своим профессиональным обязанностям. Поверьте, мы этого добьемся. При этом постараемся, чтобы не было допущено ни одной ошибки», – подытожил ректор.

Особое внимание на встрече было уделено перспективам в связи с объединением Торгово-экономического университета с Политехом, произошедшим в прошлом году. Ректор подробно остановился на вопросе благоустройства новоприобретенных территорий, учебных корпусов и общежитий университета, отметив значительный объем проделанных работ: отремонтированы спортзал и некоторые учебные аудитории, ликвидированы протечки крыши, в данный момент прорабатываются вопросы энергоэффективности и ремонта фасада здания бывшего Торгово-экономического университета. Также ректор сообщил о планах перевести в это здание Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли (ИПМЭиТ) СПбПУ, а в будущем создать отдельный полноценный кампус для экономистов и специалистов в области товароведения и торговли. Что касается образовательной составляющей, то руководство Политеха планирует скорректировать формат подготовки студентов в области торговли. «Когда мы провели анализ, выяснили, что у нас в России нет ни одного вуза, который бы готовил специалистов в области торговли высокотехнологичным оборудованием. Специалистов, которые знают иностранный язык, обладают необходимыми знаниями в области психологии, экономики, юриспруденции, и, конечно, инженерными знаниями – чтобы они не боялись “этой железяки”, а понимали, о чем речь идет. Мы будем менять формат наших специалистов в области торговли. Их специализация будет заточена на высокотехнологичную продукцию – станки, трубы, самолеты, не колбаса или сыр. Будем преподавать им целый цикл специальных дисциплин, и, я уверен, что они будут весьма востребованы на рынке труда», – пояснил А.И. РУДСКОЙ.

Во время встречи, продолжавшейся почти 2 часа, студенты задали ректору много вопросов

В продолжение встречи ректор пояснил изменения, происходящие в организации образовательного  процесса. В частности, расширение сети базовых кафедр на промышленных предприятиях, уплотнение академических групп, а также введение дистанционных методов обучения и комбинирование самостоятельного обучения студентов со стандартным (Андрей Иванович считает это необходимостью, поскольку такой подход учит студентов самостоятельности, мобилизует как специалистов, а также будет способствовать правильному выбору профессионального пути).

Далее Андрей Иванович подробно осветил вопросы, касающиеся жилищно-бытовых условий в общежитиях и цен за проживание, размера стипендий, качества питания и цен в университетских столовых, материально-технической базы университета и оснащения учебных аудиторий. К сожалению, острая нехватка мест в общежитиях до сих пор ощутима, поэтому ректор попросил с пониманием отнестись к уплотняющему заселению. На устранение данной ситуации брошено много сил: активно ремонтируются старые корпуса, строятся дополнительные, в планах руководства вернуть 9-му учебному корпусу его первоначальный функционал – здание вновь станет общежитием и обеспечит порядка 600-700 мест. Затронули и тему подорожания проживания в общежитиях, что напрямую связано с подорожанием затрат на энергоснабжение. Говоря о проблемах социального обеспечения, ректор подчеркнул, что одним из приоритетов его деятельности является рациональное использование и распределение средств университета, чтобы дополнительную помощь могли получать те студенты, которым она действительно необходима. Как пример А.И. Рудской привел полюбившуюся всем «ректорскую кашу» – бесплатный завтрак для студентов, включающий кашу, хлеб и чай. Теперь, в отличие от предыдущих лет, он станет платным – стоимость установят минимальную, на уровне себестоимости, около 15-20 рублей. Но вкус и польза останутся прежними, а самое главное – «тем ребятам, кто действительно нуждается, теперь мы сможем оказывать дополнительную социальную помощь до 9 тысяч рублей в квартал».

Активно обсуждался так называемый модуль мобильности

Не забыл ректор упомянуть о досуге студентов и спортивной жизни нашего университета. К сожалению, Северный лагерь закроют, однако университет совместно с профсоюзной организацией студентов «найдет возможность всем желающим за те же деньги отдохнуть в других местах Ленобласти с гораздо лучшими условиями». Что касается Южного лагеря, то он продолжит функционировать в обычном режиме, но теперь студенты будут жить в более комфортабельных условиях и лучше питаться. Андрей Иванович доволен спортивными достижениями политехников, ведь наш вуз четвертый год подряд занимает 1-е место в городе по спортивным достижениям, обходя даже специализированный университет Лесгафта! А уже к 1 сентября будет сдан отремонтированный спортивный комплекс «Политехник» с бассейном, а также восемью спортивными залами, оснащенными самым современным оборудованием. «С осени у вас начнется новая спортивная жизнь!», – пообещал ректор.

Далее Андрей Иванович ответил на заданные ему вопросы. Во время встречи, продолжавшейся почти 2 часа, студенты подняли большое количество вопросов. Большинство из них касались внутривузовской жизни студентов: повышения цен на проживание в общежитиях и возможности перевода с контракта на бюджет; целесообразности деления студентов по уровням подготовки для более эффективного изучения английского языка; возможности индивидуальных образовательных траекторий для тех, кто хочет более серьезно заниматься наукой; карьерных перспектив и возможностей содействия университета профессиональному становлению выпускников; состояния санузлов в отдельных учебных корпусах и технического обеспечения аудиторий; возможности оборудования мест для курения на территории вуза (с последним ректор категорически не согласился и настоятельно рекомендовал студентам бросать эту вредную привычку).

Проректор по образовательной деятельности Е.М. Разинкина ответила на вопросы, касающиеся изменений в образовательном процессе

Активно обсуждался так называемый «модуль мобильности», поскольку магистры жаловались, что слишком большой объем информации приходится усвоить (они не успевают все изучить, а это влияет на успеваемость и, соответственно, на стипендию), кроме того, курс, по их мнению, не соответствует их направлениям подготовки. Также студенты выразили сомнение в целесообразности того, что ставится зачет с оценкой несмотря на то, что «система только начала работать». Ректор согласился с тем, что «первопроходцам всегда сложнее всех», и поручил учебно-методической комиссии проработать все нюансы с учетом мнения студентов. В свою очередь по модулю мобильности свое мнение озвучила и проректор по образовательной деятельности Е.М. РАЗИНКИНА: «Согласна, есть еще некоторые организационные моменты, которые требуют доработки. Однако относительно того, что касается несоответствия онлайн-курсов направлениям подготовки, могу сказать, что формирование дисциплин, которые входят в модуль мобильности, осуществляется строго по согласованию с руководителем образовательной программы или кафедрой, которая отвечает за подготовку специалиста. Поэтому говорить о том, что какие-то дисциплины не соответствуют направлению подготовки, нельзя. Мы очень жестко подходим к вопросу о том, какие дисциплины можно замещать онлайн-курсами, и этот перечень образовательных курсов очень узок. Что касается большого объема информации, которую вы не успеваете освоить. Ваша основная образовательная деятельность заключается не только в аудиторной нагрузке, но, если мы говорим о магистрах, то минимум 50% времени – в разных образовательных программах по-разному – это ваша самостоятельная работа. То есть онлайн-курсы учитывают объемы и аудиторной, и самостоятельной работы. Поэтому нужно дополнительно заниматься – онлайн-курсы как раз дают вам возможность более грамотно подойти к самостоятельной организации учебного процесса».

 В завершение встречи ректор поблагодарил студентов за активную жизненную позицию, пообещав и впредь поддерживать инициативы и создавать условия для  реализации  их потенциала

В завершение встречи ректор заверил студентов, что все их проблемы и пожелания приняты к сведению, будут рассмотрены и решены. Андрей Иванович пожелал студентам активной жизненной позиции и поблагодарил их за участие в студотрядовском движении, военно-патриотической работе, творческих коллективах, пообещав и дальше поддерживать инициативы и создавать условия для  реализации  их потенциала.

Материал подготовлен Медиа-центром СПбПУ. Текст: Инна ПЛАТОВА

Версия для печати