В Политехе обсудили вопросы гражданско-патриотического воспитания молодежи

19 Октября 2016 Университетская жизнь 1205

17-18 октября 2016 года на базе Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого прошел семинар-совещание по Северо-Западному федеральному округу «О роли дополнительного образования детей и молодежи в системе гражданско-патриотического воспитания». Мероприятие организовано Общероссийским общественным движением содействия укреплению дружбы и согласия среди молодежи «Всероссийский межнациональный союз молодежи» совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации в целях реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».

367.jpg

Семинар-совещание ориентировано на работников высшего и общего образования. Участие в нем приняли специалисты, неравнодушные к проблемам формирования гражданской идентичности подрастающего поколения: организаторы гражданско-патриотического воспитания в образовательных учреждениях, проректоры и завучи по воспитательной работе, лидеры студенческого самоуправления, представители органов местного самоуправления и органов исполнительной власти, осуществляющие управление в сфере образования и молодежной политики Северо-Западного региона, – всего около 100 человек.

Слева направо - А.И. Рудской, К.И. Хуртаев, Иван Хламов, А.С. Аппаков

Участников семинара приветствовал ректор СПбПУ А.И. РУДСКОЙ. По мнению руководителя вуза, воспитание чувства патриотизма у молодого поколения является важной задачей государства: «Мы можем заниматься всем чем угодно – наукой, бизнесом, экономикой, политикой. Но формирование тех качеств, которые в конечном итоге определяют зрелость и развитие общества, – а это, прежде всего, преданность, любовь к отчизне, готовность трудиться и совершать важные поступки ради своей страны, – это архиважная задача любого государства». При этом, по мнению А.И. Рудского, на университеты в большей степени, чем ранее, накладываются обязательства по формированию у студентов правильных жизненных ценностей и ориентиров. «Я помню время, когда обсуждение этой темы зашло в какие-то морально-этические тупики. Например, в 90-е годы наши студенты, выезжая на семестр или два учиться за границу, стеснялись сказать, что “мы приехали из России”. Причем большинство из них стремились остаться там – либо в аспирантуре, либо даже находили себе применение совсем в других сферах, порой очень далеких от науки. Образование без воспитания невозможно, поэтому мы в университете ведем эту действительно большую работу. Мы душой болеем за университет, за воспитание патриотов, граждан нашей страны, а не просто хороших специалистов. И мы видим, что сейчас молодежь становится более сознательной, понимающей. “Нам здесь интересно!” – говорят они. И что Россия действительно великая страна – таково мнение большинства из них», – рассказал ректор.

 Участники обменялись опытом и обсудили самые актуальные проблемы гражданско-патриотического воспитания молодежи

В своем выступлении А.И. Рудской отметил современные тенденции формирования гражданского общества, а также те разнообразные возможности, которые сегодня доступны молодежи и которые в то же время могут являться и рисками. «Ведь в наш век Интернета, когда возможностей для саморазвития, но одновременно и соблазнов очень много, когда разнообразные секты и исламские экстремисты вербуют детей через соцсети, нам необходимо правильно воздействовать на умы молодежи, чтобы формировать у них правильное восприятие действительности», – пояснил А.И. РУДСКОЙ. А для того чтобы «воздействовать правильно», по мнению ректора, очень важно, во-первых, регулярно обмениваться лучшими практиками по гражданско-патриотическому воспитанию и, во-вторых, государство, образовательные, общественные организации и другие социальные институты, способствующие духовно-нравственному просвещению, должны в этом смысле действовать сообща.

Завершая свое выступление, Андрей Иванович привел конкретные примеры многогранной и разноплановой гражданско-патриотической работы, в которую вовлечены и студенты, и сотрудники Политеха, и о которых более подробно рассказал во время круглого стола директор Центра патриотического воспитания молодежи СПбПУ Иван ХЛАМОВ. Это ежегодные военно-патриотические слеты «Сяндеба» , экскурсии и уроки мужества для школьников , поисковые экспедиции и лыжные походы по местам боевой славы Ленинградской области, и многое другое.

Руководитель Комиссии по гармонизации межнациональных отношений и патриотическому воспитанию Совета Министерства образования и науки России по делам молодежи К.И. ХУРТАЕВ начал пленарное заседание с презентации целей и задач семинара, а также возможных механизмов их реализации. Он подчеркнул, что данный семинар – часть большого проекта, охватывающего все регионы России, и подобные семинары уже были проведены в Крыму и на территории других субъектов РФ. «В них примут участие более половины крупнейших учебных заведений страны», – пояснил К.И. ХУРТАЕВ. Среди основных задач встречи  он обозначил необходимость внедрения и совершенствования методик дополнительного образования детей и молодежи в сфере гражданско-патриотического воспитания, «поскольку огромную роль на сегодняшний день в воспитании личности и гражданина отводится именно сфере дополнительного образования», а также увеличение охвата молодежного контингента в рамках дополнительного образования.

Для участников семинара-совещания была организована экскурсия по территории Политеха, также они посетили Центр патриотического воспитания молодежи СПбПУ

Руководитель Всероссийского межнационального союза молодежи в Санкт-Петербурге А.С. АППАКОВ поблагодарил Политех за предоставление площадки для проведения этого важного мероприятия, отметив, что «университет может служить прекрасным примером в сфере воспитательной работы», и пожелал собравшимся продуктивной работы. Как пояснил Ахмат Салихович, зачастую патриотизм понимается как гражданская идентичность, которая позволяет человеку осознать себя частью организованной силы, которой является, например, его этническая или гражданская общность. Однако, по его мнению, это не совсем верный подход. «Патриотизм нужно рассматривать шире, ведь мы живем в многонациональной и многоконфессиональной стране – именно в этом ее сила и духовная мощь», – пояснил он, отметив, что правительство Санкт-Петербурга уделяет пристальное внимание проблеме межнациональных отношений именно в молодежной среде и «прекрасно осознает, что основная работа в этом направлении должна вестись в школах и вузах».

Для участников семинара-совещания была организована экскурсия по территории Политеха, также они посетили Центр патриотического воспитания молодежи СПбПУ

В рамках двухдневного семинара-совещания состоялась панельная дискуссия, прошли лекции экспертов, семинары, презентации, мастер-классы и круглый стол, посвященные вопросам гражданско-патриотического воспитания молодежи. Участники обсудили самые актуальные проблемы: увеличение охвата обучающихся программами дополнительного образования, интеграция их в образовательный процесс, внедрение системы тренинг-курсов, направленных на профилактику ксенофобии и экстремизма, гармонизацию межнациональных и межконфессиональных отношений и укрепления гражданского единства, создание и развитие сети интернациональных структур студенческого самоуправления. По итогам семинара лучшие практики использования дополнительного образования в системе гражданско-патриотического воспитания войдут в специализированное методическое пособие. Также участники мероприятия посетили действующие площадки Центра патриотического воспитания молодежи СПбПУ «Родина». Заведующий Музеем боевой славы СПбПУ Роман ПАНОВ провел экскурсию по территории Политехнического университета, рассказав о славных страницах его истории.

Подводя итоги семинара-совещания, директор Центра патриотического воспитания молодежи СПбПУ Иван ХЛАМОВ отметил, что мероприятие прошло успешно: «За эти два дня мы познакомились со множеством ярких и созидательных проектов, направленных на патриотическое воспитание молодежи, а также поделились с коллегами какими-то нашими наработками, мыслями и уже реализованными делами. Мне кажется, что семинар стал важным событием, которое, без сомнения, внесет значимый вклад в совершенствование гражданско-патриотической работы с молодежью и в укрепление единства российской нации».

Материал подготовлен Медиа-центром СПбПУ

Версия для печати