Наводнение не грозит: политехники наблюдали за испытаниями на дамбе

27 Сентября 2017 Университетская жизнь 1115

На страже Санкт-Петербурга от водной стихии стоит не имеющий аналогов в России Комплекс защитных сооружений (КЗС). В народе его называют дамбой, что не совсем верно, так как в состав КЗС, помимо 11 дамб, входят водо- и судопропускные сооружения, автомагистраль и даже автомобильный тоннель. Для обеспечения надежности работы всех систем руководство КЗС два раза в год проводит масштабные испытания, в тестовом режиме перекрывая судопропускное сооружение С-1 – морские ворота нашего города. Свидетелями этого события стали студенты и сотрудники Политехнического университета, которые во главе с проректором, пресс-секретарем Д.И. КУЗНЕЦОВЫМ были приглашены на испытания генеральным директором КЗС, выпускником Политеха В.И. ЩЕКАЧИХИНЫМ.

Батопорты судопропускного сооружения закрываются два раза в год – во время испытаний

Судопропускное сооружение С-1 является самым грандиозным объектом комплекса – его по праву называют сердцем КЗС. Именно через него в морской порт Санкт-Петербурга входят круизные лайнеры водоизмещением до 90 тысяч тонн, а летом этого года для участия в параде в честь Дня ВМФ сквозь него прошли тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» и подводная лодка «Дмитрий Донской». Кроме пропуска судов и кораблей, С-1 защищает наш город от наводнений. Этой цели служит сегментный затвор, состоящий из двух плавучих створок – батопортов, что в переводе с французского означает «судно-дверь». При отсутствии угрозы наводнения все водопропускные и судопропускные сооружения постоянно открыты, однако при необходимости батопорты закрываются, останавливая тем самым нагонную волну. В штатном режиме этот процесс занимает 45 минут.

Политехникам провели экскурсию по Комплексу защитных сооружений

«Нева – очень многоводная река, – рассказывает консультант управления информационного отдела КЗС И.К. МАКАРЕНКОВА, – Нева несет в себе воды столько, сколько Дон и Днепр вместе взятые». Приход высокой воды сопровождает Санкт-Петербург на протяжении всей его истории. Если вода поднимается более чем на 3 метра, наводнение считается катастрофическим. Санкт-Петербург пережил 3 таких удара стихии – в 1777, 1824 и 1924 году. Угроза катастрофического наводнения случилась и спустя несколько месяцев после открытия КЗС в 2011 году: ученые посчитали, что без проведения защитных мероприятий уровень воды в городе мог достигнуть 3 метров. Всего за время работы комплекса было предотвращено 13 наводненческих ситуаций.

«Мифические цифры – в 2011 году, когда открылся наш комплекс, Санкт-Петербургу исполнилось 308 лет, и 308 наводнений было отмечено в летописи города», – рассказала Ирина Константиновна. Чтобы предотвратить высокую воду в городе, в 1979 году было принято решение о строительстве Комплекса защитных сооружений. По комсомольской путевке на Всесоюзную ударную стройку по возведению сооружений защиты Ленинграда от наводнений был направлен выпускник нашего университета, инженер-гидротехник Владимир Иванович ЩЕКАЧИХИН. Более 30 лет он посвятил строительству комплекса, пройдя путь от мастера до генерального директора, за что был удостоен звания «Заслуженный строитель Российской Федерации». Владимир Иванович вместе с политехниками наблюдал за испытаниями.

За работой своего детища наблюдал выпускник Политеха, гендиректор КЗС В.И. Щекачихин

Экскурсия на КЗС была организована Центром по работе с выпускниками СПбПУ, чтобы показать молодому поколению, какие перспективы могут открыться перед сегодняшними студентами, если упорно идти к своей цели. Студент 3-го курса, председатель Профбюро Инженерно-строительного института (ИСИ) Данил ДРОНОВ даже заинтересовался возможностью прохождения практики на КЗС. В ИСИ есть кафедра «Водохозяйственное и гидротехническое строительство», и несмотря на то, что Данил изучает строительство большепролетных и высотных зданий, он признался, что сам был бы не прочь пройти здесь практику: «Меня поразил масштаб сооружения и слаженность в обеспечении его работы, ну и виды здесь, конечно, изумительные».

Политехники попали в главный центр управления КЗС – диспетчерскую

По завершении испытаний, которые подтвердили надежность и высокую степень готовности оборудования к работе, политехникам показали диспетчерскую с экраном размером в 60 квадратных метров. Там находятся системы технологического управления КЗС и управления дорожным движением в автомобильном тоннеле. Завершилась экскурсия в музее Комплекса защитных сооружений. 

Материал подготовлен Медиа-центром. Текст: Илона ЖАБЕНКО

Версия для печати