«Университет детей» в Политехе, или Как найти ответы на детские вопросы

Порой, детские и на первый взгляд несложные вопросы могут поставить родителей в тупик. Почему вода в море соленая, что такое тень, откуда берется пыль  – Политехнический университет в рамках проекта «Университет детей» отвечает на вопросы любознательных почемучек и помогает им попасть в мир науки, не дожидаясь окончания школы. Очередная встреча ученых с детьми, которые хотят познать мир глубже, чем позволяет школьная программа, прошла 30 октября в Политехе.

В Политехе юные слушатели могут соприкоснуться с миром бактерий

В «Университете детей» школьников от 7 до 14 лет называют студентами, что немудрено, ведь они учатся по семестрам, и ребятам преподают самые настоящие ученые и преподаватели вузов. В Санкт-Петербурге этот образовательный проект, который начал свою историю в 2013 году в Москве, реализуется тремя высшими учебными заведениями – Политехническим университетом, Университетом ИТМО и Европейским университетом. 

Поскольку школьников в разные годы волнуют совершенно разные вопросы, их делят на возрастные группы: «Энергия» (7-8 лет), «Импульс» (9-10 лет), «Динамика» (11-12 лет) и «Векторы» (13-14 лет). Каждое занятие построено на вопросах самих детей, на которые отвечают ученые. Последние в свою очередь славятся фундаментальным подходом во всем, даже в общении со школьниками – на протяжении занятия ребята ставят задачи, выдвигают гипотезы, проводят эксперименты и приходят к определенным выводам. Преподаватели «Университета детей» создают специальный сценарий, выстраивающий рассуждения детей так, чтобы максимально заинтересовать каждого студента и натолкнуть его на верный ответ.

В Политехе пятиклассники знакомились с наукой об именах собственных

В Политехническом университете юные слушатели могут взглянуть на мир глазами ученых, окунуться в атмосферу жилища первобытного человека и соприкоснуться с миром бактерий. 30 октября, к примеру, в здании Дома ученых в Лесном прошло сразу два занятия для студентов группы «Импульс». Ведущий проекта «Научные бои» Политехнического музея (Москва) Александр Ботенков провел увлекательный воркшоп на тему «Что такое алгоритм?». С азами ономастики (науки об именах собственных) 14 пятиклассников знакомил научный сотрудник Европейского университета Андриан Влахов. Именно его имя дало повод собраться на воркшопе «Почему меня назвали Андриан?».

В Университете детей школьников от 7 до 14 лет называют студентами

Об образовательном проекте «Университет детей», об особом свете в глазах юных студентов и о том, чему взрослым студентам необходимо поучиться у детей, рассказал Андриан Влахов в интервью корреспонденту Центра профориентации и довузовского образования СПбПУ.

- Андриан, для вас это первый опыт чтения лекций для детей?

- В рамках «Университета детей» – да, это мое первое занятие. Вообще, в Европейском университете я по большей части работаю как научный сотрудник, но в последнее время веду и лекции. Кроме того, в свое время я работал в Аничковом лицее (Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных. – Примеч. Ред.), поэтому у меня есть опыт общения с молодым поколением.

Научный сотрудник Европейского университета Андриан Влахов

- А каково это, читать лекции здесь, в Политехническом университете?

- Утром в воскресенье, когда и проходил воркшоп, здесь было пустынно. Я шел мимо красных кирпичных зданий по осеннему парку и думал, что мне определенно нравится атмосфера Политеха. Сам я всегда учился и работал в центре города – здесь же впечатляет атмосфера университетского кампуса. Мне кажется, на студентов «Университета детей» она тоже оказывает большое влияние.

- Темы занятий выбираются по вопросам детей. Сегодняшний воркшоп раскрывает секрет происхождения вашего имени. Как родилась идея провести такое занятие?

- В этом семестре «Университет детей» следует за московской программой. Так случилось, что в Москве эту же лекцию про имена читает Александр Пиперски, мой давний друг и коллега. Мы вместе работали над сценарием занятия. Сама тема изначально появилась по желанию детей, а нам была задана лишь область – лингвистика. Мы пытались подобрать занятие, чтобы детям было интересно и познавательно. По-моему, это вполне удалось.

- Вам не кажется, что достаточно необычно видеть маленьких детей в университетских аудиториях?

- Скажу так, всю свою педагогическую карьеру, а это приблизительно лет шесть, я работал с детьми старших классов. Моими учениками всегда были одаренные ребята, победители олимпиад и конкурсов, поэтому я привык к высокому стандарту. Если честно, я несколько побаивался того, что десятилетние дети будут немного озорными, недостаточно умными. Но когда они сегодня сели за парты, сразу успокоился. Трудно объяснить, но у умных детей в глазах есть особый свет. Поэтому всегда видно, где любознательный студент, а где тот, который пришел на занятие из-под палки. Могу точно сказать, что сегодня дети пришли сюда с желанием, и им правда интересно. Это впечатление у меня было на протяжении всего занятия.

- Кто, по вашему мнению, лучше: дети или студенты в привычном понимании?

- Дети этого возраста, по крайней мере, в одном отношении в миллиард раз лучше взрослых студентов – у них с собой нет электронных гаджетов. Им действительно интересно то, что происходит на занятии, а не в телефоне. Вот этому взрослым студентам стоит поучиться у детей.

- Андриан, спасибо за интервью!

Подводя итоги, нельзя не отметить, что «Университет детей» привлекает к себе все больше внимания. Это связано с необычным подходом к, казалось бы, обыденным вещам. В то же время проект особо ценен тем, что не только поддерживает детское любопытство и повышает уровень научных знаний, но и знакомит детей с образовательной системой высших учебных заведений.

Материал подготовлен Медиа-центром по информации Центра профориентации и довузовского образования

Версия для печати