Менеджмент по-японски

24 Марта 2016 Образование 1073

Японцы – одна из самых трудолюбивых наций в мире. Усердие и прилежность в труде жителей Страны восходящего солнца сделали Японию великой экономической державой, страной последних новинок технического прогресса. Залогом успеха японского менеджмента является постоянное совершенствование процессов производства и управления – это целая философская система под названием «кайдзен», которая в переводе и означает «непрерывное улучшение». У студентов Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого была уникальная возможность узнать больше о самой системе «кайдзен» и особенностях ее внедрения на производстве: 18 марта в вузе прошел семинар представителя «Японского центра в Санкт-Петербурге», консультанта-эксперта, взаимодействующего с ведущими автомобильными концернами, профессора Ё Кодзи.

В СПбПУ прошел семинар представителя Японского центра в Санкт-Петербурге, консультанта-эксперта, взаимодействующего с ведущими автомобильными концернами, профессора Ё Кодзи

Ё Кодзи в начале выступления отметил, что философия «кайдзен» применима не только к управленческим и производственным процессам, но и к другим аспектам человеческой жизнедеятельности: за время  семинара он рассказал о ряде техник и привел примеры, как с помощью этой японской практики можно совершенствовать самого себя. Что касается бизнеса, «кайдзен» предполагает постоянное улучшение на всех уровнях иерархии: от директора до рядового рабочего. «Цель “кайдзен” – через совершенствование стандартизированных действий и процессов прийти к производству без потерь», – пояснил профессор. Считается, что именно это философское мышление помогло Японии не только восстановить экономику после Второй мировой войны, но и занять лидирующие позиции в мировом бизнесе.

Профессор объяснил, что, помимо производственной системы на предприятиях, важно строить материальную и кадровую системы, которые бы работали в едином направлении и повышали эффективность организации

Как признался Ё Кодзи, за время работы с автомобильными концернами Японии и Мексики у него сложились собственные представления о том, каким образом должна быть сформирована система бережливого производства на предприятиях и почему многие компании потерпели фиаско при ее внедрении. По мнению профессора, система, нашедшая применение в середине прошлого века в компании «Тойота», на сегодняшний день может стать образцом бережливого производства, так как она направлена на повышение качества работы за счет постоянного поиска сокращения потерь.

«Кайдзен» также помогает управлять эффективностью работы предприятия. Алгоритм практики таков, что после обнаружения проблемы от сотрудников требуется коллективная помощь в ее решении, а впоследствии – и полное искоренение проблемы для повышения эффективности работы. Профессор пояснил, что при возникновении проблемы необходимо задать вопрос «почему это произошло?» пять раз – результаты будут поразительными. «Если сломалась деталь, и из-за этого остановился станок, то очевидным ответом на вопрос, почему это произошло, станет “поломка детали”. Но последующие ответы на тот же вопрос помогут выяснить глубинную, истинную причину случившегося, например закупку целой партии некачественных деталей. Решение уже этой, более глобальной проблемы, позволит в разы увеличить эффективность и производительность предприятия», – привел практический пример Ё КОДЗИ.

Отдельный блок семинара, проведенного в рамках серии открытых лекций с приглашенными экспертами в ИЭИ, был посвящен системе мотивации в рамках практики «кайдзен». Профессор подчеркнул, что, помимо производственной системы на предприятиях, важно строить материальную и кадровую системы, которые бы работали в едином направлении и повышали эффективность предприятия. Также Ё Кодзи рассказал о различиях между системами мотиваций в менеджменте двух стран – Японии и России.

Материал подготовлен Медиа-центром СПбПУ

Версия для печати