На заседании Ученого совета представлена концепция реструктуризации СПбГПУ
24 сентября 2012 года состоялось очередное заседание Ученого совета университета, на котором был рассмотрен вопрос об изменении структуры СПбГПУ. С докладом выступил проректор В. В. Глухов.
В докладе проректора было отмечено, что в стране происходят принципиальные изменения в рамках реформы высшего образования. Министерство образования и науки РФ в настоящее время реализует конкретные меры по совершенствованию деятельности вузов. Эти меры реализуются в соответствии с высшими правительственными решениями.
Основанием для изменения структуры являются:
Указ Президента России от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
Приказ Минобрнауки РФ о мониторинге вузов № 583 от 3.08.2012 «О проведении мониторинга деятельности ФГОУ ВПО» (с выделением ведущих вузов, оценки эффективности вузов, сокращения на 20% числа вузов).
Тенденции последних лет привели к принципиальному изменению структуры экономики страны. Изменились масштабы машиностроения и металлургии, технологии в электронике, появились новые области деятельности в информационной сфере, интеллектуальном обеспечении техники, бытовой техники, изменился уровень инженерного обеспечения в медицинском мониторинге и лечении, появились новые материалы и технологии изготовления конструкций. Изменилась система компьютерных наук, российская система сотовой связи, платежная безналичная система, изменились условия работы в цехах, в проектных подразделениях. Существенно выросла степень кооперации предприятий в стране, в Санкт-Петербурге.
Принципиально изменилась система материальных потоков между странами, регионами, изменилась система продажи и международной кооперации. Все это изменило структуру и масштаб потребности в кадрах высшей квалификации.
Изменились условия деятельности вузов:
- Число вузов выросло в 2,5 раза, повысилась численность студентов, снизился средний уровень подготовки студентов, существенно выросла доля иногородних студентов.
- Численность приема в бакалавриат в последние пять лет в целом по стране сокращается постоянно, что сохранится на ближайшие годы. Повышается прием в магистратуру.
- Ликвидирован специалитет, который замещается двухуровневым образованием.
- Изменились внешние условия управления вузами со стороны Министерства – это финансирование через субсидии, дополнительные требования к ректору, изменение правил конкурса на государственное задание по приему на первый курс, новые показатели оценки деятельности вузов.
- Определенную неразбериху внесла введенная система группировки направлений подготовки (ГОСы третьего поколения), отличающаяся по принципам построения в разных укрупненных группах направлений.
Эти условия следует отразить вузам в системе знаний и составе внутренних структур. Выдвинуть вперед новые области профессиональной деятельности, изменить базу модернизированных профессий, уйти от излишней специализации подготовки в бакалавриате. Все отмеченное стало причинами, вызвавшими предлагаемые структурные изменения.
Концепция – образование крупных структур в форме институтов, ориентированных на ключевые направления развития экономики страны, с высокой степенью самостоятельности в управлении, представляющих собой крупную научную школу, претендующую на лидирующие позиции в российской и международной системе высшего образования, ориентированных на универсальный фундамент знаний.
Цель структуризации – повысить эффективность деятельности вуза через:
- Создание структур с высоким научным и образовательным потенциалом;
- Концентрацию кафедр одного или близкого направления по содержанию подготовки;
- Повышение престижности соответствующих направлений подготовки выпускников;
- Повышение привлекательности для контактов со стороны предприятий и научных институтов;Упрощение внутренних процедур управления;
- Сокращение трудоемкости управления учебно-методическим процессом;
- Выравнивание масштаба управляемых подразделений;Приведение в соответствие численности работающих (ППС и УВП) с численностью обучаемых и объемом выполняемой учебной нагрузки.
Желаемые результаты:
Занять лидирующую позицию среди технических вузов России по качеству подготовки выпускников, масштабу научных исследований, престижности среди предприятий-партнеров;
Повысить оплату труда работающих в вузе.
В ходе структуризации требуется:
- Уменьшить число подразделений на всех уровнях;Объединить родственные кафедры;
- Ликвидировать малочисленные кафедры, которым не удалось развиться;
- Высвободить ресурсы для открытия новых перспективных направлений подготовки;
- Увеличить международный акцент в процессе подготовки выпускников.
Основные принципы деятельности института:
- Институт является основной учебно-научной структурной единицей университета.
- Институт возглавляет директор, назначаемый приказом ректора.
- Институт имеет ученый совет, возглавляемый директором института.
- При директоре института образуется отдел по работе со студентами.
- Институт обеспечивает все виды и уровни учебной деятельности (очная; очно-заочная; заочная) по профильным направлениям, повышение квалификации и профессинальную переподготовку.
- В каждом институте по направлениям подготовки выделяется базовая кафедра по международной деятельности, имеющая повышенную долю иностранного языка, зарубежные стажировки, преподавание предметов на иностранном языке.
- Институты специализируются на профильных дисциплинах и обеспечивают политехнический принцип образования.
- В ранге института выделяется область довузовской подготовки, включающая колледж информатизации и управления, лицей, малый политехнический. Здесь следует подчеркнуть, что необходимо выделить довузовскую область как крайне значимую для университета, повысить ее престижность. Одновременно предлагается расширить состав специальностей в колледже за счет введения строительства и энергетики, и, как следствие, переименовать колледж в «Политехнический».
- Выделяется в отдельную структуру присоединяемый институт машиностроения (ПИМАШ-ВТУЗ) как специфическая форма организации учебного процесса.
- Базовым структурным подразделением института и университета в целом является кафедра. Кафедры могут быть выпускающие и невыпускающие, общеуниверситетской или общеинститутской фундаментальной подготовки. Возглавляется кафедра заведующим кафедрой, который избирается согласно действующему Положению. При кафедрах могут быть лаборатории, центры.
Ключевыми признаками структурных построений являются:
- Повышение статуса (престижности) института среди работодателей и абитуриентов;
- Повышение научно-образовательного потенциала кафедры;
- Локализируемость направления подготовки в рамках института;
- Локализируемость профиля подготовки на кафедре;
- Однотипность содержания образования в объединяемых направлениях (унификация на 1-3 курсах)
- Эффективная организация магистерской подготовки внутри института;
- Примерно равный объем работы (количество подготавливаемых студентов, количеств работающих преподавателей);
- Наличие общеобразовательных кафедр базовой профессиональной подготовки;
- Наличие перспективных направлений подготовки;
- Наличие научной и образовательной школы;
- Историческая преемственность.
Речь идет не об изменении технологии обучения. Будут сохраняться и развиваться лучшие элементы сложившейся системы, включая производственные практики, исследовательские элементы в обучении, участие в преподавании специалистов из промышленности и институтов РАН, конкретная ориентация выпускных работ, хорошая фундаментальная подготовка. Это все достижения Политехнического университета.
Речь идет о концентрации структуры, выделении областей знаний, уменьшении управленческих структур. Необходимо фокусировать внимание образовательных институтов в сложившейся ситуации, и при этом проанализировать появляющиеся новые области знаний, где небходимо создание новых кафедр. Например, прогрессирующее автомобилестроение, инженерное обеспечение зоны жизнедеятельности, новые технологии в машиностроении и др.
Переход к структуре институтов потребует Положения об институте, Положения о директорах института. Необходимо довести до персонала вуза, каждого работающего сведения о переходе от факультетов к институтам.
При построении институтов потребуется решить следующие задачи:
- Выделить обязанности и ответственность внутренней системы управления (директор института и подчиненного ему административного аппарата);
- Определиться с составом кафедр;Структурировать систему образования в институте;
- Сформировать ученый совет института;Ввести систему оценок деятельности институтов;
- Провести ревизию внутренней структуры;Состав кафедр;Состав охватываемых направлений профилей и программ подготовки;
- Состав учебных дисциплин;
- Состав договора с ключевыми предприятиями-партнерами;
- Сформировать ближайшие и стратегические задачи;
- Усилить научную составляющую в деятельности, без чего не может быть совместного учебного процесса;
- Разработать конкретный план развития.
Состав институтов СПбГПУ:
- Инженерно-строительный институт
- Институт энергетики
- Институт машиностроения и металлургии
- Институт прикладной математики и механики
- Инженерно-экономический институт
- Институт информационных технологий и управления
- Институт физики и нанотехнологий
- Институт международных образовательных программ
- Институт военного образования и безопасности
- Институт гуманитарного образования
- Институт прикладной лингвистики
- Институт предвузовской подготовки (Колледж «Политехнический», Естественно-научный лицей, Малый политехнический)
- Институт «ПИМАШ ВТУЗ»
Заслушав и обсудив доклад проректора В.В.Глухова, Ученый совет решил:
Одобрить концепцию реструктуризации федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет».Утвердить представленную базовую структуру (перечень институтов) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет».Поручить ректору осуществить подбор и назначить исполняющих обязанности руководителей вновь образуемых институтов федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет».
Решение Ученого совета подготовила комиссия в составе: Петров В.М. – председатель, Акопова М.А., Забелин Н.А., Ильин И.В., Туричин Г.А.