Профессор Гаральд Шварц: «Вы должны четко знать, чего вы хотите»

В 2017 году к академическому составу Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого присоединились 43 иностранных преподавателя. Так, в Институт энергетики и транспортных систем (ИЭиТС) СПбПУ прибыл доктор технических наук, профессор Бранденбургского технического университета Котбус-Зенфтенберг (БТУ Котбус-Зенфтенберг) Гаральд ШВАРЦ, который читал для студентов курс лекций по электроэнергетике. В своем интервью международным службам СПбПУ профессор ШВАРЦ рассказал о важности применения интеллектуальных сетей (Smart Grid), поделился мнением по поводу онлайн-курсов и обозначил три вещи, которые, на его взгляд, сделают процесс обучения студентов успешным. Об этом и не только – в нашем интервью.

Профессор, доктор технических наук Гаральд Шварц прочитал студентам курс лекций по электроэнергетике

- Профессор Шварц, часто ли вы бываете в России?

- Впервые я приехал в вашу страну в 2009 или в 2010 году, когда наш университет начал заниматься поиском партнеров по программам двойного диплома. Совместно с СПбПУ мы реализуем сразу две из них, и обе они – магистерские. За это время я посетил Россию уже 8 или 9 раз. Мне очень нравится Санкт-Петербург, и я с удовольствием приезжаю сюда.

- Какие, по вашему мнению, главные преимущества программы двойного диплома?

- Я считаю, главное ее преимущество – это системность. Отправляясь на обучение в другую страну, важно, чтобы по возвращении полученные студентом отметки были перезачтены в его вузе. Программа двойного диплома подразумевает, что, отучившись два семестра в вузе-партнере и сдав там экзамены, студент приезжает в свой университет, и ему не нужно еще раз проходить те же самые дисциплины и сдавать те же самые экзамены: все принимается автоматически.

- Насколько нам известно, Бранденбургский университет технологий Коттбуса ведет активные исследования в области электроснабжения. Например, это интеллектуальные сети (Smart Grid). Расскажите, в чем важность их применения?

- Нужно отметить, что все больше и больше стран начинают переходить (или по крайней мере задумываются об этом) к возобновляемым источникам энергии. Это и фотовольтаика (когда электрический ток возникает в различных материалах под воздействием падающего на него света), и ветроэнергетика, и гидроэнергетика, и энергия биомасс – возобновляемый источник энергии из растений и животных. И здесь возникает вопрос: что нужно сделать для того, чтобы сбалансировать получаемую в результате этого энергию? Ведь перечисленные выше источники энергии непостоянны и, соответственно, нуждаются в более сложных системах управления. Интеллектуальная сеть (Smart Grid) позволяет эффективно управлять передачей электроэнергии из возобновляемых источников. Кроме того, она дает возможность прогнозировать выработку энергии из возобновляемых источников, хранить энергию с помощью литий-ионных батарей, отслеживать энергопотребление.

- Помимо интеллектуальных сетей (Smart Grid) существуют и локальные интеллектуальные сети (Micri Smart Grid). Расскажите, где они применяются?

- Как ясно из названия, локальная интеллектуальная сеть – это небольшая сеть. Она обслуживает определенную территорию или даже отдельный дом. Впрочем, в этом случае сеть получит название 'Nano Grid'.

- Также мы слышали, что в вашем университете запустили онлайн-курсы по энергетике. Чем они полезны для студентов?

- В первую очередь они созданы для того, чтобы студенты вуза смогли лучше усвоить и закрепить изученный материал. И это относится не только к студентам нашего университета. Например, когда я читал курс по электромагнитной совместимости для студентов СПбПУ, то отметил, что не всем студентам легко усвоить этот действительно непростой материал за короткий период времени. Поэтому мы решили сделать видеозаписи моих лекций, и, если у студентов возникнет необходимость повторить какие-то моменты или подготовиться к экзамену, они смогут скачать этот материал. Также мы записали серию коротких видеороликов об экспериментах, чтобы студентам, которые будут их проводить, был понятен результат. Таким образом, учащиеся всегда имеют доступ к необходимой им в учебе информации.

- Какие педагогические методы, на ваш взгляд, наиболее эффективны?

- Я предпочитаю классические методы: читаю лекции для своих студентов, провожу тестирования. Безусловно, поддерживаю обсуждения изучаемых дисциплин, положительно отношусь к дискуссиям. Учитывая, что часто я преподаю у студентов из интернациональных групп, порой их рассуждения приводят к поистине удивительным выводам.

- Как вы считаете, что является лучшей мотивацией для студентов?

- Это сложный вопрос! Для кого-то лучшая мотивация – это диплом. Для кого-то – получаемые в процессе обучения знания и практические навыки. Для кого-то – сама наука. Все зависит от человека, его стремлений и интересов.

- И, наконец, наш традиционный вопрос. Назовите три вещи, которые сделают процесс обучения студента в университеты успешным и результативным.

- Первое: вы должны четко знать, чего вы хотите. Иначе вы не сможете ни на чем сфокусироваться, и вам будет сложно принимать решения. Второе: вы должны уметь организовать собственную деятельность. И, наконец, третье, что вытекает из второго: вы должны уметь организовать свой процесс обучения таким образом, чтобы он был для вас наиболее продуктивным. Во всем должна быть системность – в изучении нового материала, в повторении пройденного, в подготовке к экзаменам.

- Профессор Шварц, благодарим за интересное интервью! Желаем вам успехов в профессиональной деятельности!

Подготовлено международными службами СПбПУ

Версия для печати