В Петербурге начали строительство научно-исследовательского судна «Пионер-М»

21 мая 2019 года на Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ, входит в Объединенную судостроительную корпорацию) состоялась торжественная церемония закладки научно-исследовательского судна «Пионер-М», активное участие в конструировании которого принимал Политехнический университет.

В Петербурге начали строительство научно-исследовательского судна «Пионер-М»

«Пионер-М» – маломерное научно-исследовательское судно катамаранного типа с корпусом, выполненным из композитных материалов. Судно строится для выполнения в прибрежных районах научно-исследовательских работ, в том числе океанографических, гидробиологических, гидрохимических, геоморфологических, гидроакустических и водолазных. С таким широким спектром задач «Пионер-М» сможет справляться благодаря реализации на судне модульной системы научных лабораторий контейнерного типа, используемых поочередно. «Пионер-М» станет первым в России судном, на котором будут отрабатываться технологии «безэкипажного» судовождения (БЭС). Предполагается, что судно будет эксплуатироваться в акваториях Черного и Азовского морей круглогодично.

Строительство будет развернуто на производственных площадках трех предприятий. Средне-Невский судостроительный завод выполнит работы по формированию композитного корпуса, крымское предприятие «Судокомпозит» создаст надстройку судна, а Севастопольский морской завод (филиал Центра судоремонта «Звёздочка») осуществит работы по финальному монтажу, сборке и достройке судна.

Поприветствовал гостей генеральный директор АО «Средне-Невский судостроительный завод» Владимир СЕРЕДОХО: «Сегодня историческое событие – начинается работа по строительству нового научно-исследовательского судна “Пионер-М”. Этот проект будет создаваться в тесном сотрудничестве науки и производства, в нем будут принимать участие работники Севастопольского государственного университета, ЦКБ Коралл, Объединенной судостроительной корпорации, Санкт-Петербургского политехнического университета, Средне-Невского судостроительного завода и другие».

Важность такого взаимодействия подчеркнул заместитель директора направления «Молодые профессионалы» АСИ Андрей СИЛИНГ: «Корабль – это всегда выход за рамки, выход за пределы. В этом проекте будет применяться огромное количество новых современных технических и технологических решений, начиная с компьютерного проектирования и применения композитов до беспилотного управления и так далее. Однако это не самое главное. Мы показывали этот проект 3 года назад на заседании Наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив, и тогда была отмечена его особая значимость, так как он призван создать новые образовательные формы, создать систему межвузовских сетевых магистратур, наладить сетевое взаимодействие между ведущими центрами компетенций, университетами страны для подготовки новых инженерных кадров. Любой технологический прорыв начинается с прорыва в мышлении, и когда студенты могут поучаствовать в проектировании, строительстве и эксплуатации подобного судна, тогда и происходит прорыв в мышлении».

В общероссийском студенческом проекте приняли участие студенты ИППТ СПбПУ

Алексей БОРОВКОВ в своем выступлении напомнил историю развития проекта «Пионер-М» и рассказал об участии в нем Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого: «Мы с Андреем Силингом участвовали в старте этого проекта, вместе представляли его президенту, и наши студенты Института передовых производственных технологий участвовали в первой “сессии” разработки этого проекта в Севастополе в 2016 году. С тех пор утекло много воды, разработаны сквозные цифровые технологии, которые фактически интегрируют этот проект: цифровое проектирование и моделирование, новые материалы, композиты, новые производственные технологии».

Об общероссийском студенческом проекте по созданию нового морского научно-исследовательского судна «Пионер-М» и о стажировке «инженерного спецназа» ИППТ СПбПУ можно прочитать в буклете.

В проекте научно-исследовательского судна «Пионер-М» Центр компетенций Национальной технологической инициативы СПбПУ «Новые производственные технологии» реализует новый подход в проектировании – создание цифрового двойника корпуса судна. Данная методология позволит сократить сроки проектирования и осуществлять мониторинг корпуса судна на этапе эксплуатации.

Стоит отметить, что СНСЗ является участником проектного консорциума Центра НТИ СПбПУ, который объединяет лидеров науки, образования и промышленности с целью развития и трансфера технологий, разрабатываемых центром, в их числе: цифровое проектирование и моделирование, новые материалы (композиционные материалы, наноматериалы, метаматериалы, металлопорошки для аддитивного производства), аддитивные технологии, Smart-Manufacturing и гибридные производственные технологии.

Материал подготовлен Центром НТИ СПбПУ

Версия для печати