Сколково и модернизация экономики: что нового? О буднях рабочих групп Комиссии по модернизации экономики и технологическому развитию экономики России.

5 Апреля 2011 Наука и инновации 401

Василий Рудь, доктор физико-математических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, эксперт Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах при Совете при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию.

Василий Рудь

Продолжительное время страна следит за осуществлением плана модернизации российской экономики, и, в особенности, за проектом «Сколково». Президент России заявил, что проект «Сколково» – это особая форма партнёрства между российским государством, бизнесом и наукой. Уже создан одноименный фонд, сформирован состав научного совета инновационного центра «Сколково», который возглавили звезды первой научной величины - нобелевские лауреаты Роджер Корнберг и Жорес Алфёров . Уже подписываются договоры между ведущими вузами и академическими институтами и администрацией "Сколково". Председатель Фонда «Сколково» Виктор Вексельберг сообщил, что до 2014 года финансирование проекта составит до 85 млрд рублей.

Россия в ближайшие годы должна освоить прикладной научный бизнес. В законопроекте "Сколково" он именуется "исследовательским". Именно за ним будущее. Ведущие имена в списке Форбс представляют науку и бизнес с ней связанный. В нашей стране пока нет ни людей, ни понимания инструментов, которые создадут новую индустрию. Нам предстоит еще очень много сделать, например, заложить основы для развития нового типа бизнеса, а это подразумевает наличие инструментов и механизмов рынка промышленно-интеллектуальной собственности, в том числе нематериальных активов. Эта среда и есть первый этап инновационной экономики. И, кстати, "Сколково" не будет единственной инновационной платформой, ведь до 2014 года этой средой могут пользоваться все компании, которые будут заниматься исследовательским бизнесом в Российской Федерации. Особое внимание необходимо уделить интеллектуальной собственности, малым и средним предприятиям, а также предприятиям коротких циклов. Тогда мы начнем выходить из сложившегося замкнутого круга, где промышленность не может покупать у науки, потому что у науки нет технологий, а наука же не может произвести технологии, потому что нет соответствующего хорошо оплачиваемого заказа от промышленности.

Для осуществления работ по модернизации экономики страны в рамках Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России функционирует семь рабочих групп по различным направлениям. В них вместе работают представители Администрации Президента Российской Федерации, министерств и ведомств Правительства страны, представители Государственной Думы, Совета Федерации, Общественной Палаты, политических партий, университетов, НИИ, общественных организаций, представители бизнеса. Группы разделены по направлениям: энергоэффективность, ядерные технологии, стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение, медицинская техника и фармацевтика, космос и телекоммуникации. В одну из таких рабочих групп – консультативную – входят три представителя Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах. Это Василий Попов, Василий Рудь, а также Евгений Ачкасов, выдвинутый Общественной Палатой Российской Федерации.

Консультативной рабочей группой с начала этого года руководит известный экономист, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова Александр Александрович Аузан. Ключевыми задачами, определяющими основное содержание деятельности Консультативной рабочей группы на январь-июль 2011 года являются стимулирование инновационной деятельности в компаниях с государственным участием, крупных бизнес- структурах и их финансирование НИОКР, содействие процессу интернационализации российской науки, привлечение ученых и преподавателей из ведущих мировых учебных и научных школ, а также формирование инновационного сознания российского чиновника. В плане работы Консультативной рабочей группы Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России предусматривается четыре основных направления деятельности: экспертиза действующего и предлагаемого законодательства на соответствие целям модернизации и возможности осуществления инноваций; подготовка инициативных предложений членов консультативной рабочей группы для Комиссии по модернизации; общественное обсуждение повестки по модернизации и технологическому развитию экономики России; налаживание международных контактов.

С самого начала этого года рабочая группа участвовала в обсуждении проекта Федерального закона «О господдержке инновационной деятельности в Российской Федерации». Необходимость принятия этого закона состоит в обязательном формировании правовой базы для реализации планов по модернизации страны. Государство, будучи заинтересованным в развитии инновационной деятельности, не имеет возможности прямого регулирования этих отношений, обязывая предпринимателей внедрять достижения науки и техники в производство товарной продукции и модернизацию средств производства, поскольку такое вмешательство противоречило бы принципам свободы предпринимательства. Государство может достичь желаемого эффекта, воздействуя на этот процесс косвенно – путем экономического стимулирования и государственной поддержки субъектов инновационной деятельности и, напротив, создавая невыгодные экономические последствия для тех производителей, которые ориентируются на устаревшие способы производства, использование затратных и малоэффективных технологий, производство неконкурентоспособной продукции. Такое воздействие должно опираться на правовые нормы позитивной и негативной направленности. Однако правовые основы для воздействия на инновационный процесс практически отсутствуют.

Рабочая группа организовала экспертизу проекта закона, пригласив к обсуждению текста, который совместно разработали и предложили представители практически всех политических партий в Государственной Думе, как ученых и преподавателей университетов, так и промышленников и предпринимателей. Проект закона включает в себя определение того, что государственная поддержка оказывается не всем субъектам инновационной деятельности, а только тем, которые отвечают требованиям,  установленным в законе, что предотвращает «уравниловку» и неэффективное использование государственной помощи. При этом в законе под инновационной  деятельностью понимается деятельность с момента создания результатов научной или научно-технической деятельности (инноваций) до момента выпуска инновационной продукции. Субъектом государственной поддержки определяется физическое или юридическое лицо при наличии его вклада в создание инновационной продукции, даже если на отдельных промежуточных этапах этой деятельности оно привлекает других лиц по возмездным гражданско-правовым договорам (в частности, НИОКР).

На осеннем совместном заседании рабочей группы в Совете Федерации председатель профильного комитета Государственной Думы Евгений Алексеевич Федоров сказал, что «…нельзя принять один закон, допустим, об инновациях. Мы посчитали, мы взяли и просто посчитали - 113 законов надо поменять…», для того чтобы исследовательский бизнес мог эффективно заработать в России. Важность Закона «О господдержке инновационной деятельности в Российской Федерации» в том, что он является базовым для принятия целого комплекса новых норм. Поэтому, в случае принятия данного закона, потребуется внесение изменений в ряд нормативных правовых актов и наделение органов государственной власти специальной компетенцией в этой сфере.

Наша рабочая группа приняла участие в подготовке к рассмотрению на заседании Комиссии по модернизации страны Концепции проекта «Универсальная электронная карта». Целью создания системы универсальной электронной карты по предоставлению государственных и муниципальных услуг в электронном виде является повышение эффективности оказания государственных и муниципальных услуг на основе применения современных информационных и телекоммуникационных технологий. Ожидается, что реализация данного проекта позволит гражданам России пользоваться различными государственными услугами и выполнять денежные операции по универсальной электронной карте уже в самом ближайшем времени. Карта позволит также обеспечить доступ к различным приложениям – пенсионному, медицинскому, образовательному, транспортному, а также оплачивать государственные и муниципальные услуги. Универсальная электронная карта (УЭК) будет внедрена на всей территории России с 2014 года на основании закона « Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». С 1 января 2012 года по 31 декабря 2013 года карта будет выдаваться по запросам граждан. На данный момент пилотное внедрение карты уже реализуется в Башкортостане, Татарстане и Астраханской области. Краснодар и Москва осуществляют собственные программы в этом направлении.

В середине марта Президент России Дмитрий Медведев во время своего рабочего визита в Хакасию заявил, что «без квалифицированных инженеров у нашей страны нет будущего». Он заверил, что этой теме в ближайшее время будет уделено особое, пристальное внимание. Президент высказал уверенность в том, что нужно произвести ревизию инженерных кадров, которые готовят сегодня: «Инженер – это штучный, адресный продукт, ориентированный на конкретное производство. Помочь этому может бизнес. Надо, чтобы компании давали свои предложения, кого государству готовить». На данный момент наша рабочая группа продолжает формировать материалы для представления на очередном заседании Комиссии по модернизации на тему «Подготовка инженерных кадров». На ближайшем заседании на эту тему выступят ректор Московского государственного технического университета имени Н.Э.Баумана А.А.Александров, президент общероссийской общественной организации «Опора России» С.Р.Борисов и член Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Е.В. Афанасьева.

По материалам сайта "Президент России молодым ученым и специалистам"

Версия для печати