Интервью с ректором СПбГПУ М.П. Фёдоровым, газета "Известия", 03 июня 2010г.

3 Июня 2010 460

Ректор Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Михаил Федоров:

Национальный исследовательский университет, такой статус по результатам всероссийского конкурсного отбора присвоен в мае 2010-го одному из известнейших вузов Петербурга – Политеху. Что дает и к чему обязывает новый статус, корреспонденту «Известий» Олегу Рогозину объяснил ректор Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, член-корреспондент РАН, профессор Михаил Федоров.

известия: Михаил Петрович, присвоение учебному вузу статуса национального исследовательского, очевидно, ставит перед коллективом новые задачи. Это станет дополнительным импульсом для развития университета?

Михаил Федоров: Безусловно, это так. Мы на это и рассчитывали, когда подавали заявку в конкурсную комиссию. Сегодня многие высшие учебные заведения проигрывают академическим исследовательским организациям, которые занимаются исключительно научной работой. Это естественно: для университетов основная функция – образовательная, а наукой мы занимаемся как бы по совместительству. Но современная наука такой периферийной роли не терпит, как самостоятельному направлению деятельности науке нужен и особый менеджемент – по взаимодействую с заказчиками, промышленными предприятиями, внедренческими организациями. Внутри вуза научная и исследовательская работа тоже должна иметь современное структурирование. Говоря коротко, университетская наука должна стать профессиональной, иначе она не сможет развиваться.

Статус исследовательского университета позволит нам в значительной степени реформировать организацию научной работы. В первую очередь, в сфере инновационной деятельности, основные ее направления, которыми мы хотели бы заниматься, были сформулированы в заявке. Они достаточно объемные, мы их назвали надотраслевыми, то есть достигнутые результаты могут быть использованы не в одной, а в нескольких отраслях.

Новый статус – это, прежде всего, ответственность

и: Приобретенный университетом статус предполагает дополнительное бюджетное финансирование научных исследований. Вы уже спрограммировали, как эти средства использовать наиболее эффективно?

Федоров: Смета финансирования существенно ограничена правилами, на которых строится функционирование национальных исследовательских университетов. В основном средства выделяются на приобретение оборудования. Причем оборудования не общеупотребимого, скажем, компьютеров, а уникального, предназначенного исключительно для развития инновационных направлений научных исследований. Лишь некоторая часть средств может быть израсходована на повышение квалификации сотрудников и преподавателей университета, которые на этом оборудовании будут работать. А вот вспомогательный, технический персонал, который будет привлекаться для его обслуживания, из сметы выпадает. Университету придется изыскивать собственные средства на зарплату для этого персонала.

и: Оборудование, необходимое для исследований, вы подбираете сами?

Федоров: Пока механизм его поставки не расписан. Но, конечно, важно, чтобы заказчик – университет мог влиять на подбор необходимой исследовательской техники. Иначе она может быть поставлена не в комплекте или вообще не отвечать необходимым требованиям.

Отмечу и другое обстоятельство. Понятие исследовательского университета распространяется в целом на вуз, но под финансирование подпадают только те направления, которые были обозначены в заявке. Надо понимать, что выделяемые средства не будут тонким слоем «размазываться» на весь университет, они будут сконцентрированы на реализацию обозначенных целей.

И, наконец, приобретенный статус накладывает на университет большую ответственность. Предусмотрен жесткий контроль за результатами. То, что было записано в заявке и получило поддержку в виде бюджетного финансирования, должно быть обязательно выполнено. Статус исследовательского университета Политеху присвоен лишь в мае, он дается на 10 лет, первый год – 2010-й. И меня уже сейчас волнует, как и чем мы будем отчитываться по результатам года. Работать придется очень активно, времени осталось совсем немного. Направления исследований сформулированы. Сейчас наша основная задача: собрать заявки на оборудование, чтобы мы могли его в кратчайшие сроки его заказать, получить и установить.

Диплом Политеха станет еще весомее

и: Как повлияет новый статус университета на учебный процесс? Станет ли диплом Политеха еще весомее в результате этой работы?

Федоров: Обязательно. Ведь по нескольким крупным направлениям научно-исследовательская работа, в том числе студентов и аспирантов, будет вестись на уникальном оборудовании. А показателем эффективности нашей работы в образовательном аспекте станет защита кандидатских и докторских диссертаций по этой тематике, публикация статей в престижных научных изданиях, подготовка магистров по обозначенным направлениям научной деятельности.

и: Насколько мне известно, одним из направлений исследований по этим программам станет энергетика. Это тематика и Вашей ученой деятельности. Удается ли ректору такого крупного вуза находить время для научной работы?

Федоров: Энергетика, энергосбережение и охрана окружающей среды – это те краеугольные направления, которые были нами заявлены. Моя научная специальность – гидроэнергетика, возобновляемые источники энергии. Конечно, занятость ректорскими обязанностями существенно ограничивает временные возможности для преподавательской и научной деятельности. Объем преподавательской работы несколько сократился, но научную стараюсь сохранить в прежнем масштабе, и у меня есть планы поучаствовать вместе с коллегами в реализации проектов, в первую очередь, связанных с развитием новых направлений в энергетике. В частности, биоэнергетике, то есть использовании различных биоресурсов – природных и тех, которые мы называем искусственно возобновляемыми.

Речь идет о переработке отходов, в процессе которой производится электрическая энергия. Разрабатываются новые технологии, постоянно повышается КПД установок. Достигается и другая цель: за счет утилизации удается снизить нагрузку на окружающую среду. Это крайне важно для таких мегаполисов, как Петербург.

Не менее актуальна разработка новых технологий в использовании возобновляемых энергетических ресурсов для выработки электрической энергии. Это, конечно, связано с будущим, но не таким уж отдаленным, уже скоро мы будем вынуждены замещать большую часть органического топлива по очень простой причине – в связи с истощением его запасов.

Проекты есть, настал этап их внедрения

и: Имеете в виду энергию приливов, ветра, солнечных лучей?

Федоров: Во-первых, все-таки гидроэнергетику. Современные проекты основываются на соединении в одном энергетическом узле совместной работы гидроэлектростанций с атомными (в Европейской части России) и тепловыми, работающими на угле (в Сибири, на Дальнем Востоке). Ведется расчет нагрузок, частот, перетоков электроэнергии в энергосистемах. Такие проекты позволяют аккумулировать энергию, а на территориях, подверженных крупным наводнениям, снижать уровень их угрозы. Подобные схемы уже достаточно хорошо проработаны, настал этап их повсеместного внедрения.

Вы упомянули энергию приливов, это тоже интересное и перспективное направление. Сейчас разрабатываются проекты приливных электростанций – и достаточно мощных, которые могут быть построены на Кольском полуострове, на Дальнем Востоке.

и: Это уже реальные проекты?

Федоров: Близкие к реальным. Правда, пока это направление в нашу заявку, как национального исследовательского университета, не вошло, но в будущем мы планируем им заниматься.

и: Статус присвоен Политеху на 10 лет. С течением времени тематика исследований будет расширяться?

Федоров: Естественно. Мы будем внимательно следить за научными процессами, изменением потребностей производства, и по мере возникновения востребованности той или иной технологии, роста актуальности какого-либо из возобновляемых источников энергии программа исследований будет корректироваться.

У программы есть своя социальная миссия

и: Найдет ли отражение в международных программах университета расширение его научно-исследовательской деятельности?

Федоров: Санкт-Петербургский политехнический университет имеет договоры о сотрудничестве с ведущими вузами США, Японии, Китая, но наиболее тесное сотрудничество у нас с коллегами из европейских университетов. В настоящее время существует объединение – Платформа восточноевропейских столичных технических университетов, инициаторами создания которой стали три вуза: Варшавский технический, Берлинский технический и Санкт-Петербургский политехнический университеты. До недавнего времени председательствующим в этом объединении был руководитель Берлинского университета, а на этот год полномочия председателя переданы ректору СПбГПУ. Потенциал, который задает международное сотрудничество, будет использован в реализации программ национального проекта. Кстати, в первой половине июня на базе Политеха пройдет сессия с участием наших коллег по Платформе восточноевропейских столичных технических университетов.

Отмечу еще один аспект в международных контактах. Во второй половине мая в Берлине состоялся первый конгресс наших соотечественников, получивших образование в России, но по разным причинам уехавшим работать, заниматься научными исследованиями за рубеж. Это десятки тысяч россиян. На конгрессе, кстати, я встретил и несколько выпускников Подитеха.

И у многих из них есть желание вернуться в Россию. Приоритетными условиями для своего возвращения они называют, в первую очередь, интересную научную работу и наличие современного оборудования для исследований. Второе – мобильность, возможность совмещать работу здесь и заграницей, реализовывать совместные проекты. На третьем месте у некоторых проблема жилья, хотя многие имеют здесь свои семьи и квартиры. Интересно, что вопрос заработной платы поднимался мало.

и: Они люди успешные, и уверены, что заработать сумеют.

Федоров: Есть известное правило: дайте нам удочку, а свой улов, свой доход мы обеспечим. Такой конгресс – первый шаг, и очень позитивный с точки зрения проявления инициативы в процессе возвращения наших соотечественников на родину. Важная роль в этом процессе принадлежит именно университетам, так как для большинства выпускников их альма-матер остается светлым образом на жизненном пути. Они доверяют своим учителям, благодаря которым их деловая, научная карьера сложилась успешно. Программы университетов – национальных исследовательских, обеспечение их современным оборудованием, будет соответствовать устремлениям наших зарубежных соотечественников участвовать в интересных совместных научных проектах. Этот аспект можно считать социальной миссией в формировании ряда российских университетов как национальных исследовательских.

Версия для печати