Подведены итоги работы Пленума УМО

21 Марта 2013 Партнёрство 534

С 28 февраля по 1 марта 2013 года в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете состоялся Пленум Учебно-методического объединения вузов России по университетскому политехническому образованию (Пленум УМО). Руководители УМО – ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана Анатолий Александрович Александров (председатель Совета УМО) и ректор СПбГПУ Андрей Иванович Рудской (сопредседатель Совета УМО). Первой частью работы Пленума УМО стала юбилейная XX Международная научно-методическая конференция «Высокие интеллектуальные технологии и инновации в национальных исследовательских университетах» (Конференция).

 

 

Пленум УМО в Политехническом университете

В работе Пленума и Конференции приняли участие представители Национального аккредитационного агентства в сфере образования, Президиума координационного Совета учебно-методических объединений и научно-методических советов Минобрнауки России, Федерального института развития образования Минобрнауки России, федеральных, национальных исследовательских и других ведущих университетов России, Белоруссии и Финляндии.

 

В пленарных и секционных заседаниях приняли участие более 160 представителей 64 вузов – членов УМО, представители Финляндии, Белоруссии и Казахстана, 5 членов Президиума Координационного совета учебно-методических объединений и научно-методических советов Минобрнауки России, 12 проректоров ведущих университетов, президент Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета. Конференция организована Учебно-методическим объединением вузов России по университетскому политехническому образованию Санкт-Петербургского государственного политехнического университета при поддержке: Координационного совета учебно-методических объединений и научно-методических советов Минобрнауки России, Комиссии по образованию Санкт-Петербургского научного центра Российской академии наук, Международной академии наук высшей школы.

 

В краткой приветственной речи проректор по организационной и экономической деятельности СПбГПУ Владимир Викторович Глухов поздравил присутствующих с двойным юбилеем – двадцатилетием с момента создания УМО и Конференции, пожелал коллегам успехов в работе и сделал краткий обзор деятельности УМО за прошедшие годы. Он напомнил, что в 90-ые годы на учебно-методические объединения была возложена обязанность по координации деятельности вузов, разработке государственных образовательных стандартов, примерных основных образовательных программ и методического обеспечения. Система УМО сыграла важную роль в сохранении единого образовательного пространства России. В. В. Глухов напомнил о дискуссии, которая развернулась примерно пять лет назад о дальнейшей роли УМО. Тогда высказывались мнения, что функции УМО могут выполнить министерство или общественные организации. Точку в этих дискуссиях поставило принятие в декабре 2012 года нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. В этих документах четко прописаны место в системе образования, цели и задачи УМО. В. В. Глухов также рассказал о совещании в Совете Федерации Федерального Собрания РФ посвященном проблемам подготовки инженерных кадров.

 

 

А.И. Боровков, В.В. Глухов, В.Н. Козлов

Член Президиума Координационного совета УМО и НМС высшей школы, проректор ИТМО Александр Александрович Шехонин также доложил о проблемах инженерного образования. Одной из первых была названа проблема уровня абитуриентов. Вузы ожидают, что выпускники школ имеют высокий уровень подготовки и нужную мотивацию для дальнейшего обучения. Однако ситуация, сложившаяся в системе среднего образовании, вызывает все большее беспокойство – нужна четкая государственная политика для создания позитивного образа инженера именно на уровне учреждений среднего общего образования. Особенно важно дать учащимся понять, что сегодня изменилась модель знаний. Оценка выпускника вуза происходит не через знания и умения, а через способность и готовность к деятельности в изменяющихся условиях. При этом оценки академической успеваемости по дисциплинам не являются главными!

 

Вспомнил А. А. Шехонин и о том, что на сегодняшний день нет четкого ответа от рынка труда о потребностях производств, очень часто работодатели не воспринимают квалификацию бакалавров и магистров из-за отсутствия её описания вне образовательных программ. В этой связи создание профессиональных стандартов открывает перспективы для высшей школы: помогает формировать требования к выпускникам и способствует сближению образования с производством. Задачей УМО является взаимодействие с сообществами работодателей в разработке профессиональных стандартов.

 

Вадим Леонидович Петров, зам. председателя Президиума Координационного совета УМО и НМС высшей школы, проректор Московского государственного горного университета представил анализ нового Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Федеральный закон фактически отменяет устойчивый термин «высшее профессиональное образование», вводя вместо него новый термин — «высшее образование». Законодательство предусматривает развитие уровневой структуры высшего образования, путем включения в третий уровень программы подготовки кадров высшей квалификации (аспирантуру). Впервые законодатель дает возможность реализации программ магистратуры научным организациям, создавая дополнительную конкуренцию среди образовательных организаций. Закон предусматривает наличие на национальном уровне достаточно компактной сети университетов: МГУ им. М. В. Ломоносова и СПбГУ, федеральные университеты, национальные исследовательские университеты. Остальные вузы будут называться «образовательные организации высшего образования» и будут вынуждены бороться за право быть включенными в число национальных исследовательских университетов. Законодатель усиливает роль примерных основных образовательных программ в высшей школе. Особую роль закон отводит системе Учебно-методических объединений, создаваемых с целью разработки федеральных государственных образовательных стандартов, примерных образовательных программ, координации действий организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в обеспечении качества и развития содержания образования в системе образования. Следует обратить внимание на значительную роль подзаконных актов, обеспечивающих регулирование процессов. Минобрнауки России и Координационный совет УМО и НМС высшей школы организует разработку и оперативное обсуждение проектов документов на основе ресурсного обеспечения портала ФГОС ВПО (www.fgosvpo.ru).

 

В.Л. Петров

Заместитель председателя Совета УМО по университетскому политехническому образованию (отделение СПбГПУ) проф. Владимир Николаевич Козлов рассказал о деятельности рабочей группы Минобрнауки России по разработке концепции и макета ГОСов 4-го поколения. В. Н. Козлов отметил, что в первую очередь разрабатывается концепция и макет ФГОС аспирантуры, так как в соответствии с новым законом с 1 сентября 2013 года подготовка в аспирантуре должна осуществляться на основе ФГОС. В докладе был представлен анализ принципов построения ГОС всех поколений и отмечено, что в последнее время всё чаще говорится о квалификации в качестве основы стандартов четвертого поколения.

 

Темой доклада члена президиума Координационного совета УМО и НМС высшей школы, главного научного сотрудника Федерального институт развития образования Бориса Алексеевича Сазонова стала классификация и составление универсального перечня специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации.

 

Опытом реализации концепции «народный университет» поделился директор по развитию Финского центра образования взрослых города Хельсинки Вейкко Торвинен. Он рассказал о деятельности народных университетов, направленных на поддержку взрослого населения в быстро меняющемся обществе. Народные университеты есть в каждом финском городе, их основная цель – помочь гражданам получать образование (и при желании сменить профессию) в течение всей жизни. Каждый народный университет сам определяет образовательную программу, исходя из своего видения социальных изменений. «Государство вынуждено инвестировать в народ, чтобы противостоять финансовому кризису в Европе. Эти инвестиции составляют 15 млн. евро в год», –объяснил задачи центра В. Торвинен.

 

Основой дискуссии на втором пленарном заседания Пленума УМО, которое открыл проректор СПбГПУ Алексей Иванович Боровков, стал доклад «Концепция разработки аккредитационных педагогических измерительных материалов на основе положений федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» авторского коллектива: В. Н. Козлова, директора Научно-методического центра УМО Павла Ивановича Романова, В. Л. Петрова, проректора МГТУ им. Н. Э. Баумана Сергея Валерьевича Коршунова и проректора МГУ нефти и газа им. Губкина Владимира Николаевича Кошелева. Участники Пленума УМО одобрили предложенную в докладе концепцию педагогических измерительных материалов для проверки качества образования при государственной аккредитации вузов.

 

В.Н. КозловВо время работы Пленума УМО прошли заседания секций Конференции и заседания учебно-методических советов и учебно-методических комиссий УМО по направлениям подготовки: «Техническая физика», «Прикладная механика», «Системный анализ и управление», «Инноватика», «Технологические машины и оборудование» и «Техносферная безопасность».

 

К Пленуму УМО опубликованы:


 книга Рудского А. И., Васильева Ю. С., Козлова В. Н. и Романова П. И. «Учебно-методическое объединение вузов России по университетскому политехническому образованию, отделение СПбГПУ. Итоги работы в 2012 году»; монография В. Н. Козлова «Интеллектуальные технологии и теория знаний»; учебно-методическое пособие Ю. С. Васильева, В. Н. Козлова, П. И Романова, Э. А. Троппа и А. А. Ефремова «Правовые и методические основы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре». Эти книги переданы в вузы – члены УМО по университетскому политехническому образованию.


 

 

 

В.Н. Козлов, В.Л. Петров, П.И. Романов, М.М. Благовещенская, Б.А Сазонов  Л.Н. Блинов, Ш.М. Рафиков
В.Н. Козлов, В.Л. Петров, П.И. Романов, М.М. Благовещенская, Б.А Сазонов (высутпает) Л.Н. Блинов, Ш.М. Рафиков
Участники Пленума и конференции Участники Пленума и конференции
Участники Пленума и конференции Участники Пленума и конференции
Версия для печати