СПбПУ и ПАО «КАМАЗ» согласовали график работ по совместным проектам
Представители Центра компетенций НТИ «Новые производственные технологии» СПбПУ и научного центра мирового уровня (НЦМУ) «Передовые цифровые технологии», координатором которого является Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 8 сентября 2020 года провели очередное рабочее совещание с представителями ПАО «КАМАЗ» во главе с генеральным директором Сергеем КОГОГИНЫМ. В совещании также приняли участие вице-губернатор Правительства Санкт-Петербурга Евгений ЕЛИН и вице-губернатор Владимир КНЯГИНИН.
Участники рабочего совещания обсудили ход выполнения и план-график работ следующего этапа комплексного научно-технического проекта «Универсальная пассажирская платформа автобуса, электробуса, троллейбуса» и промежуточные итоги проекта создания «Умного» Цифрового Двойника экспериментального образца малогабаритного городского автомобиля.
С приветственным словом к участникам совещания обратился ректор СПбПУ, академик Андрей РУДСКОЙ. Андрей Иванович обозначил ключевую цель совещания – обсуждение и согласование состава последующих работ по двум масштабным высокотехнологичным проектам, выполняемых в интересах стратегического для университета партнера – ПАО «КАМАЗ».
«Подчеркну, что уже сейчас наши проектные разработки являются знаковыми как для отрасли – автомобилестроения, так и для российской промышленности в целом. Важно, что реализация проектов отвечает государственному запросу на развитие новых технологий. В проекте универсальной пассажирской платформы активно применяются передовые производственные технологии: разработка и применение цифровых двойников различных вариантов исполнения платформы и производства, проводятся виртуальные испытания, применяются новые и перспективные материалы», – обозначил ректор СПбПУ.
Андрей РУДСКОЙ отметил, что деятельность ученых и специалистов СПбПУ получила мировое признание: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого получил статус научного центра мирового уровня «Передовые цифровые технологии» и продемонстрировал существенный рост в международном рейтинге The Times Higher Education World University Rankings 2020, заняв позицию между 301-м и 350-м местами среди 1527 мировых университетов.
Генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей КОГОГИН обозначил высокий уровень доверия компании к совместной работе над проектами с Санкт-Петербургским Политехом. «Партнерство с Санкт-Петербургским политехническим университетом открывает перед нами новые перспективы в создании инновационной техники. Наша задача – выпустить на рынок продукт, который будет востребован не только сегодня, но и в будущем. Уже сейчас мы должны быть на шаг впереди мировых лидеров», – подчеркнул Сергей КОГОГИН.
В первой части совещания участники обсудили итоги второго этапа и план дальнейших работ, сроки и распределение задач между партнерами проекта «Универсальная пассажирская платформа автобуса, электробуса, троллейбуса». «Трансформация системы пассажирских перевозок происходит во всем мире. Именно в этом направлении мы видим перспективы для развития компании. Мы хотим создать продукт, который будет востребован на российском и мировом рынках. К 2024 году мы планируем выйти на серийное производство», – обозначил цели проекта Ирек ГУМЕРОВ.
Распределение задач, план-график работ по третьему этапу проекта представил заместитель главного конструктора – главный конструктор по автомобилям ПАО «КАМАЗ» Андрей САВИНКОВ.
Проректор по перспективным проектам СПбПУ, руководитель Центра НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии», руководитель Инжинирингового центра CompMechLab® СПбПУ Алексей БОРОВКОВ отметил, что проект реализуется с 2018 года в постоянном контакте как с ключевыми представителями руководства КАМАЗа, так и с вице-губернатором Санкт-Петербурга Евгением ЕЛИНЫМ. «Мы гордимся тем, что наши работы были одобрены, и реализация проекта продолжается при активном участии СПбПУ – в тесном сотрудничестве с эксплуатирующими организациями, такими как ГУП “Пассажиравтотранс”, ГУП “Горэлектротранс”, ГУП “Мосгортранс” и другими», – сказал Алексей Иванович.
Заместитель руководителя, главный конструктор ИЦ CompMechLab® СПбПУ Олег КЛЯВИН обозначил готовность к дальнейшей реализации проекта по поставленным ПАО «КАМАЗ» задачам в согласованные сроки. «Одна из наших задач на данном этапе – обеспечить снижение массы изделия. Мы готовы провести дополнительные исследования и гарантировать результат», – отметил Олег Игоревич.
Результатом обсуждения стало согласование плана-графика и ответственных лиц по реализации третьего этапа проекта «Универсальная пассажирская платформа автобуса, электробуса, троллейбуса».
Напомним, что соглашение о партнерстве лидера российского грузового машиностроения – ПАО «КАМАЗ» и ведущего политехнического вуза страны – СПбПУ для реализации проекта было подписано в мае 2018 года на XXII Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2018).
Цель соглашения – создание инновационной, универсальной модульной платформы для нового модельного ряда автобусов, электробусов и троллейбусов средней, большой и особо большой вместимости с различными типами двигателей: дизельным, газовым, электрическим, гибридным.
Универсальная пассажирская платформа (УПП) предполагает унификацию модулей экстерьера и интерьера, что позволяет сократить временные и финансовые затраты на производство, обслуживание и ремонт машин, снизить их снаряженную массу, достичь улучшения экологических показателей.
В проекте применяются передовые производственные технологии: разработка и применение цифровых двойников (Digital Twins) различных вариантов исполнения УПП и производства, использование новых и перспективных материалов.
Результаты второго этапа работ по проекту были согласованы по итогам рабочей встречи руководителей и специалистов Центра компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии» и ПАО «КАМАЗ» 14 марта 2020 года.
Далее участники совещания перешли к обсуждению хода реализации проекта создания «Умного» Цифрового Двойника экспериментального образца малогабаритного городского автомобиля.
Концепцию, основные подходы к разработке проекта и текущий статус работ представил Олег КЛЯВИН. Основой для разработки проекта стала матрица целевых показателей и ограничений, которая позволяет учитывать требования потребителей к электромобилю, заданные характеристики для конструкции автомобиля и его компонентов, необходимые условия для обеспечения серийного изготовления продукции и многие другие показатели.
Ирек ГУМЕРОВ отметил интерес компании к проекту: «Создание и выпуск на рынок малогабаритного электромобиля – одно из перспективных направлений развития компании на ближайшие годы. Мы уверены, что компактный городской автомобиль с минималистичным интерьером по доступной цене будет интересен, в первую очередь, молодым людям до 35 лет, которые смогут оценить динамику и энергоэкономичность продукта».
Алексей БОРОВКОВ подчеркнул, что проект реализуется по заказу Министерства науки и высшего образования РФ, и уже успешно завершены первые два этапа. «Среди целей проекта, лежащих в зоне ответственности инженеров СПбПУ, – создание комплекса программ “Умный” цифровой двойник и разработка методик цифрового проектирования и оптимизации автомобиля. Такое сочетание технологий дает возможность сократить трудозатраты на разработку электромобиля не менее чем на 30% и более чем вдвое сократить длительность работ по выпуску серийного образца», – отметил Алексей БОРОВКОВ.
Итогом рабочей встречи стала демонстрация стиля экстерьера и интерьера экспериментального образца малогабаритного городского автомобиля с использованием технологии виртуальной реальности.
«Компания заинтересована в успешной реализации проектов и выхода продуктов на этап прохождения испытаний и серийную сборку. Мы находимся в постоянном поиске решений, которые позволяют компании занимать лидерские позиции на рынке», – подчеркнул в завершение рабочей встречи генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей КОГОГИН.
Материал подготовлен Центром компетенций НТИ СПбПУ