Ректор СПбПУ принял участие в форуме «Сильные идеи для нового времени»

16 Ноября 2020 Партнёрство 245

С 11 по 13 декабря в Москве прошел форум «Сильные идеи для нового времени». Соорганизаторами выступили Агентство стратегических инициатив (АСИ) и Фонд Росконгресс. Цель форума – консолидировать идеи, которые помогут перезагрузить экономику и социальную сферу, выработать технологическую стратегию развития страны, а также организовать команды, готовые не только реализовать свои идеи и проекты, но и тиражировать их. Участие в форуме – как очно, так и онлайн – приняли лидеры и эксперты из сферы экономики, технологического и социального развития, НКО, науки и образования, городской среды, представители государства. Ректор СПбПУ академик РАН Андрей РУДСКОЙ на сессии «Высшая школа: ледниковый период» выступил онлайн.

Участие в форуме приняли лидеры и эксперты из сферы экономики, технологического и социального развития, НКО, науки и образования, представители государства

Участники дискуссии затронули широкий спектр новых вызовов и возможностей, которые возникают сегодня перед университетами и системой высшего образования в целом. Также обсуждались основные задачи университетов, претендующих на лидерство, современные образовательные тенденции, особое внимание уделили ценности человеческого капитала для экономики и общества. Не обошли вниманием и тему университетов в эпоху пандемии: как вузы начали учебный год, как справляются с вызовами COVID-19 и что ждет систему высшей школы в будущем. Практически все участники отметили необходимость расширения присутствия на глобальной арене и продвижения российского образования за рубежом, а также необходимость интеграции региональных вузов. 

По мнению участников дискуссии, в современных условиях университеты, которые стремятся достичь лидерства, должны отвечать на вызовы времени и запросы со стороны бизнес-сообщества. Во-вторых – формировать собственные научно-образовательные повестки. Решить проблемы конкурентоспособности российских вузов и продолжения глобализации должна программа стратегического академического лидерства (ПСАЛ), которая в 2020 году пришла на смену программе «5-100» и рассчитана на 10 лет. «В системе высшего образования повестка ориентирована на изменение целевой модели университетов. Участие в программе стратегического академического лидерства даст возможность определить собственную роль в регионе, стране, мире, и как результат – четко позиционировать себя на внутреннем и глобальном рынках. Постоянный рост ожиданий и требований со стороны стейкхолдеров заставил университеты смотреть критично на свои образовательные методы, соотнося себя с лидерами на глобальном уровне, понимать, с какими мировыми стандартами создавать новые продукты и как выходить на новые рынки образования и исследования», – отметил Андрей РУДСКОЙ.

Ректор СПбПУ академик РАН Андрей РУДСКОЙ на сессии «Высшая школа: ледниковый период» выступил онлайн

В то же время кризис 2020 года и реализация программы «5-100» показали, что сегодня вузы имеют ряд существенных проблем и отставаний в развитии. По мнению директора направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив, спецпредставителя Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрия ПЕСКОВА, глобально сегодня университеты испытывают три проблемы: недостаточность цифровизации своей деятельности, отсутствие сетевых моделей, отсутствие глобальных инициатив. На решение данных проблем отчасти направлена новая программа развития вузов. 

Рассуждая о конкурентоспособности российских вузов, а также формировании новой научно-образовательной модели и преодоления существующих барьеров, ректор Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» Алевтина ЧЕРНИКОВА отметила, что ключевым активом являются люди и их умение учиться: «Сейчас мир настолько быстро меняется, что мы видим, как одни профессии уходят, новые появляются. Главная компетенция, на мой взгляд, сегодня – это умение учиться».

Однако в программу стратегического академического лидерства попадают только 120 российских университетов. Тем вузам, которые в данную программу не вошли, участники дискуссии рекомендовали сосредоточиться на разработке стратегии, базирующейся на уникальности образовательного продукта, который университет может предложить. А также необходимости ориентации на индивидуальные потребности обучающихся, но в контексте запроса со стороны бизнес-сообщества. Андрей РУДСКОЙ также посоветовал ознакомиться с программами развития ведущих вузов нашей страны и изучить их целевые модели, лучшие практики, опыт участия в программе «5-100» и начинать внедрять механизмы, которые показали свою эффективность. 

Материал подготовлен Управлением по связям с общественностью СПбПУ. Текст: Инна ПЛАТОВА

Кроме нас, об этом написали:


Версия для печати