Берись и делай!

18 Октября 2016 Университетская жизнь 163

Андрей Шарков – успешный предприниматель, выпускник факультета экономики и менеджмента (нынешн. Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли) Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого по специальности «Стратегический менеджмент организации». Начиная с 18-ти лет, основал около шести компаний, три из которых оказались успешными и работают на рынке в данный момент. Сегодня Андрей – владелец компаний Shokoladka.spb.ru, SHOKOBOX, Ball Chair. В 2009 году был назван газетой «Деловой Петербург» лучшим молодым предпринимателем года.

Андрей Шарков

Андрей, скажите, в какой момент Вы поняли, что бизнес – это то, чем Вы хотели бы заниматься?

Трудовой опыт у меня начался с 14-ти лет, и с этого момента я начал самостоятельно зарабатывать деньги, стал финансово независимым. К 18-ти годам я понял, что пора начинать работать на себя, а не на кого-то. Я прочитал большое количество интересной литературы, прессы, да и вообще черпал информацию о предпринимательстве из всех возможных источников. Наверное, именно тогда я понял, что бизнес – единственное направление, где я мог бы себя реализовать, так как здесь ты сам должен отвечать и за процесс, и за результат, сам можешь быть себе хозяином. Я просто задался вопросом: «А почему бы не попробовать открыть свое дело прямо сейчас?» Я задумывался о создании бизнеса еще задолго до этого, но не мог предположить, что это будет в 18. А потом решил, что это как раз самое подходящее время. Попробовал, и у меня получилось.

Первая компания: какой она была и оказалась ли успешной? С какими трудностями Вы столкнулись?

Первая моя компания – это студия дизайна QG Design. Это было первое официально зарегистрированное мной юридическое лицо. Проект оказался краткосрочным, так как вскоре трансформировался и ушёл в другое направление. Что касается трудностей – честно говоря, я ни раньше, ни сейчас, не смотрел ни на какие ситуации как на трудности. Я всегда расценивал их просто как рабочие моменты. Какие-то из них решались быстро, какие-то нет. На тот момент, наверное, был очень низкий уровень профессионализма, но зашкаливали амбиции. Возникал некий внутренний дискомфорт: хотелось всего и сразу. Но в бизнесе так не бывает. Бизнес – это вообще некий личный ад, в котором нужно пахать, не спать по ночам, заниматься расчётами и так далее. Другое дело, если этот так называемый ад приносит тебе удовольствие. Все было интересно, просто масштабы были небольшими. Мой первый проект научил меня довольствоваться тем, что есть. Сумасшедшие амбиции – не всегда хорошо, зачастую они приводят к некому диссонансу с реальностью. Так что если какие-то трудности и возникали, то они были исключительно внутреннего, а не внешнего характера. А проблемы внутреннего характера легко компенсируются обучением, повышением квалификации и профессионализма.

Случались ли минуты отчаяния, когда хотелось все бросить, и если да, как Вы с этим боролись?

Безусловно, были тяжелые моменты, но всегда находились причины двигаться дальше. Не знаю, наверное, меня спасала вера в идею. Каждый неправильный ход я расценивал как результат каких-либо моих неправильных действий. Пришлось научиться быстро лавировать, менять позиции, все время пробовать что-то новое. Вообще по мере развития бизнеса очень быстро приходит осознание, что нет нигде золотой рыбки, которая даст тебе все и сразу. Успешный бизнес – результат постоянной работы, независимо от того, на какой стадии развития он находится.

Поступая в Политех на специальность стратегический менеджмент организации, думали ли Вы, что именно этим и будете заниматься в своей дальнейшей жизни?

Нет, это было не до конца осознанное решение. Как я уже говорил, желание заниматься бизнесом было всегда, однако, выбирая специальность, я все-таки руководствовался чем-то другим. Я поступал на модное направление, потому что оно красиво звучало. «Экономический факультет», «Менеджмент» – такие магические слова пускали пыль в глаза всем, и мне тоже. Я четко не понимал, чего хочу от этого образования и конкретно от вуза. Вот это честный ответ.

Высшее образование или личный успех? Что для Вас является основополагающим понятием?

Это совсем не обязательно взаимосвязанные явления. Очень важно, чтобы знания были прикладными, если мы говорим про бизнес, про экономику. Все настолько динамично меняется, что техники, актуальные 3 года назад, сегодня уже не работают. Образование, получаемое в вузе, – некая база. Если говорить про знания, которые помогут в бизнесе, то, мое личное мнение, им невозможно научиться в университете. Нужно практиковаться в первую очередь и непрерывно заниматься самообразованием. Важно, чтобы практические знания доминировали в этом процессе. Бизнес – это живой организм, и никогда не будет такого, что ты его один раз настроил и всё, он работает. Это иллюзия. Ты все время должен находиться в движении, иначе успех не состоится.

К тому же, студенты не всегда до конца отдают себе отчет в том, чего они хотят, и некоторые транслируемые на лекциях знания не воспринимаются ими качественно. Например, такая дисциплина как строение бизнес процессов преподавалась мне на 3 курсе, но я, не имея возможности оценить перспективу этих знаний, пропускал все мимо ушей, а теперь наверстываю!

Многие студенты нашего университета еще не определилась, чем им хотелось бы заниматься после окончания вуза. Можете дать им пару советов?

Всегда занимайтесь тем, что приносит вам удовольствие, что вас зажигает. Нужно прислушаться к себе, понять, что вообще нравится по жизни либо какие примеры вдохновляют. Если есть конкретные живые люди, на которых хотелось бы ровняться, то сделайте все возможное, чтобы попасть в сферу их влияния, приблизиться к ним, посмотреть на какие-то процессы изнутри. Пробуйте себя в этих направлениях, тем более что сейчас есть все возможности для этого. И никогда не бойтесь начинать – сейчас открыты все рынки, предпринимателям предоставляется упрощенная система налогообложения, также имеют место всевозможные субсидии малому бизнесу. Я стартовал с нуля, без копейки, без связей, и у меня получилось. И запомните, среди активных и умных побеждают всегда активные. А потом уже среди активных побеждает самый умный. Очень важно вовремя сориентироваться в жизни и не упустить свою возможность. Старайтесь не зацикливаться на мелочах: мыслите масштабнее! Но самое важное здесь, пожалуй, – это делать то, что любишь и верить в себя. Иначе ничего не получится.

Материал подготовила Бердникова Наталия, 3 курс ИПМЭиТ

Версия для печати