В поликлинике № 76 внедряют телемедицинские консультации

СПб ГБУЗ «Городская поликлиника № 76» оказывает   медицинскую помощь студентам 15-ти вузов, расположенных в семи районах Санкт-Петербурга, и 21-го колледжа  Калининского и Выборгского районов.

Поликлиника № 76 оказывает медпомощь студентам 15-ти вузов и 21-го колледжа

Пациенты привыкли обращаться к врачам межвузовской студенческой поликлиники по вопросам своего здоровья и профилактики, при заболевании и необходимости оформления академических отпусков, справок о допусках, и др. Принцип медицинского обеспечения студентов – приближение к месту учебы, так называемый «цеховый», поэтому во всех колледжах и трех вузах работают медицинские кабинеты, имеющие лицензию на медицинскую деятельность сотрудниками поликлиники.  Студенты приезжают в поликлинику со всех районов города, 60% составляют иногородние студенты. Поликлиника не является  территориальной, следовательно, врачи терапевты не оказывают медицинскую помощь на дому.

В период пандемии мы не лечим и не наблюдаем на дому пациентов с covid-19, нашей «передовой» оказались обсерваторы в студенческих общежитиях. Все вузы и колледжи перешли на дистанционное обучение, дистанционно закончили учебный год и, возможно, дистанционно будут его начинать. Вся привычная плановая медицинская помощь была приостановлена, студенты и прикрепленный профессорско-преподавательский состав разных возрастных категорий (в основном 65+), а также сотрудники поликлиники оказались в трудной ситуации. Именно этот неблагоприятный фон явился толчком-катализатором для внедрения в практику врачей поликлиники телемедицинских консультаций (ТМК).

Главный врач СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №76» Оксана Валерьевна АЛЕШКО пояснила, как с началом пандемии начали внедряться телемедицинские консультации

Основой для разработки Порядка оказания ТМК явились приказ Минздрава РФ от 30.00.2017г. № 965н «Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий» и Распоряжение КЗ от 20.04.2020г. № 236-р «О временном регламенте организации ТМК «Врач-пациент» в целях борьбы с угрозой распространения covid-19».

Цели организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий:

  • профилактика и динамическое наблюдение за пациентами, страдающими хроническими заболеваниями и состоящими на «Д» учете;
  • медицинское наблюдение за состоянием здоровья (мониторирование);принятие решения о необходимости проведения очного приема;
  • коррекция ранее назначенного лечения, в том числе оформление рецептов   при условии установления лечащим врачом диагноза и назначения лечения по данному обращению ранее, на очном приеме;
  • Оценка эффективности лечебно-диагностических мероприятий, назначенных ранее.

Уже 22 апреля мы издали свой приказ, утверждающий Регламент, подготовили рабочие места, оснащенные компьютерами с подключением к защищенным каналам связи и видеокамерой. 6 мая были проведены первые пробные ТМК.

Информация о правилах записи и порядке проведения ТМК размещена на главной странице сайта поликлиники, в баннере «Телемедицинские консультации» и разослана для размещения на сайтах вузов и колледжей.

Информация о правилах записи и порядке проведения ТМК размещена на главной странице сайта поликлиники

Организационно: были определены часы проведения ТМК врачами определенных специальностей (терапевт, подростковый педиатр, гинеколог, кардиолог); отработан алгоритм записи на ТМК через портал «Здоровье петербуржца» и телефон регистратуры поликлиники; стандартизирован формат беседы врача с пациентом, учитывая многие юридические и деонтологические тонкости при проведении ТМК; проведен инструктаж врачей по тестам, содержащим «вопрос-ответ», начиная с того, как поприветствовать пациента и проинформировать его о длительности ТМК и заканчивая корректностью постановки диагноза и назначения лечения; отработан формат заключения ТМК с применением цифровой подписи врача.

После проведения ТМК, заключения и результаты обследований, переданных пациентом для ТМК, интегрируются в Электронную медицинскую карту петербуржца. С 12 мая ТМК проводятся в виде ВКС, передачи сообщений. Длительность ТМК не более 30 минут.

Выгоды телемедицины для пациента: интерпретация результатов обследований, назначенных ранее врачом; оперативная коррекция ранее назначенного лечения; своевременная запись на очный прием и дальнейшая маршрутизация, при необходимости; экономия времени на посещение поликлиники; получение рекомендаций по профилактике; возможность консультаций у своего лечащего врача иногородним студентам, что крайне важно в текущих условиях.

Обращаю внимание на то, что проведение ТМК целесообразно в том случае, если ранее пациент был на очном приеме у врача и требуется уточнение и коррекция ранее назначенного лечения и дообследования. Поэтому важно записываться на ТМК к своему лечащему врачу.

Параллельно, совместно с заведующим консультативно-диагностическим центром ФГБУ «НМИЦ имени В.А. Алмазова» Минздрава России Д.А. Овчинниковым, нами была внедрена возможность ТМК «Врач-Врач». Рабочее место врача для получения ТМК специалиста Центра им. Алмазова оборудовано аналогично для проведения ТМК с пациентами. Осуществление ТМК поручено заместителю главного врача по КЭР, заведующему терапевтическим отделением, врачу-кардиологу. Для получения ТМК необходимо заполнить предварительную заявку на ТМК, загрузив в программу данные о пациенте: жалобы, анамнез, данные объективного осмотра и результатов обследований, указав электронную почту, на которую придет сообщение о дате и времени проведения ТМК. При получении данного сообщения в назначенную дату и время врачи поликлиники и Центра проводят ТМК в формате обмена письменными сообщениями. В результате ТМК в карту пациента врач поликлиники вносит заключение специалиста Центра с рекомендациями, подписанными электронной цифровой подписью.

Примечательно, что ТМК может осуществляться в течение так называемого «открытого периода» для ТМК несколько раз. Специалисты могут обмениваться сообщениями о дополнительно полученных обследованиях, изменении состояния здоровья пациента и прочее.

Исходя из нашего небольшого опыта, очевидно, что ТМК в формате «Врач-пациент» и «Врач-врач», безусловно, нужны и важны. По всем дополнительным организационным вопросам оказания медицинской помощи в СПб ГБУЗ «Городская поликлиника № 76» обращаться по телефону горячей линии 8-981-877-29-41 в рабочие дни недели с 9:00 до 19:00, в субботу с 9:00 до 15:00.

Материал подготовлен главным врачом СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №76» О.В. АЛЕШКО

Версия для печати