КВН – не просто юмор, за ним стоит большее…

В преддверии Финала Межинститутских игр КВН, который пройдёт 20 апреля, мы решили поговорить с главным организатором КВН СПбПУ – Ксенией Троицкой.

Ксения Троицкая

Анастасия (А): Привет, Ксения! Все привыкли видеть КВН по телевизору, в чём разница между студенческим и телевизионным КВНом? Есть ли возможность у сборной Политеха попасть в Высшую лигу?

Ксения (К): Привет. Колоссальная разница в затратах, опыте, да и подаваемый материал совершенно отличается. Люди платят большие деньги авторам, в Политехе этого не делают, ребята приходят и пишут. Ещё в Высшей Лиге очень дорогие реквизиты, нанимается массовка для музыкальных номеров. Масштабность мероприятия абсолютно другая.

Насчёт материала: у всех команд есть архивы. На игру в Высшей или Премьер-лиге приезжают за две недели, новые номера пишут редко, чаще добавляют к старым новшества. Чтобы проработать материал, команды много выступают. И когда они приходят на редактуру, им могут «срезать» шутки. Приходится поднимать архив, ведь писать что-то новое уже нет времени. Поэтому в Высшей лиге играют люди с опытом, свободно держащиеся на сцене. Сборная СПбПУ впервые сыграла в этом году, неизвестно, попадёт ли она в Высшую лигу. Ведь не секрет, что там играют команды, которым по 25-30 лет, выпускники. А Политех оплачивает выезды только студентам.

А: Получается, что студенческая лига отдельна от профессиональной?

К: Конечно, вузы и школы – низовые ступени, есть официальные Региональные и Центральные лиги: «Невская», «Поволжье» в Казани, «Старт» и так далее. Они гораздо ближе по уровню и подготовке к телевизионным выступлениям. В Невской лиге можно сформироваться за 1-2 года. Если участвовать только в Межфакультетских играх и бесплатных лигах, то ты никогда не поднимешься на высокий уровень, ведь зрители другие, а значит и юмор. Например, когда наши ребята выступали в лиге «Балтика», там сидели довольно пожилые люди, поэтому шутки «про Дудя» смеха не вызывают, публика разные. К сожалению, если играть только в вузе, то дальше пройти не получится.

А: Если хочешь начать карьеру КВНщика, то студенческая лига – начало? Потом какие-то региональные лиги, затем центральные? В случае успеха можно попасть на ТВ?

К: Да, но некоторые сборные, которые играют всего 1-2 года, пробиваются в телевизор. На самом деле необязательно выступать во всех Региональных и Центральных лигах, многое зависит от команды. Если люди в ней так горят этим, что играют в одной региональной и многих открытых лигах, то там они проверяют свой материал, пробуют себя. В какой-то степени это карьера, но важнее мотивы команды. Бывает просто интересно выступать, нет какой-то конкретной цели.

Одна из игр КВН в СПбПУ

А: Какой идеальный КВНщик на твой взгляд? Заметила ли общие черты во время отбора у ребят, которые хорошо выступают?

К: Как ни странно, чувство юмора не всегда обязательно. Все приходит с опытом, поэтому важнее трудолюбие и желание развиваться. КВНщик должен быть готов слушать советы, смотреть всё, что связано с юмором. Например, наш редактор Тимур едет в метро и пишет, каждую свободную минуту тратит на это, то есть человек нацелен на успех в творческом русле, поэтому идеальный КВНщик универсален. Он и актёр, и сценарист, и организатор мероприятий, и ведущий – всё в одном лице. Талант тоже в плюс, его никто не отменял. Ещё нужно гореть идеей, верить в себя, но при этом адекватно оценивать, если кто-то более опытный говорит о недостатках, то надо прислушиваться. Всегда есть команды, которые принципиально спорят по непонятным причинам, сами иногда не понимая зачем.

По поводу общих черт не могу сказать, но команды, набирающие больше всего баллов, всегда приходят с готовым материалом. Опять возвращаемся к разговору про трудолюбие.

А: Как важна типажность?

К: Есть хорошие актёры, которые продадут плохую шутку, а есть те, кто не умеет играть, но прекрасно пишет. Думаю, что людям, которые пишут шутки лучше быть за сценой, а актёрам выступать. Если имеешь некий типаж, его удобно использовать, удобно писать на такого человека, но всегда «выезжать» на этом не получится. Нужен юмор, без конкретных текстовых шуток будет туго. Когда команда состоит только из типажей, это очень быстро надоедает.

А: Наблюдая за игрой, замечаешь, что все друг другу помогают, даже стулья выносят ребята из других команд. Есть ли элемент борьбы между сборными? И как это варьируется: чем старше лига, тем жёстче конкуренция?

К: Нет, объективное жюри учитывает, как зал воспринимал шутки и много других факторов. Люди не злятся, когда побеждают лучшие, ведь участники сами наблюдали за происходящим. Плюс, многие записывают видео, особенно опытные команды, чтобы потом выявить основные ошибки. Борьбы нет, больше проверка себя.

В Высших лигах аналогично. Команду любят не за оценки и баллы, главное выйти и выступить. Всякие «подлянки» исключены. КВН в какой-то степени учит взаимопониманию. Мне изначально очень понравилась атмосфера сплочённости, это какая-то добрая игра. Конечно, люди расстраиваются, но это не обида на других.

А: О тебе есть статья в группе «Школы Культоргов», где ты рассказывала, как пришла в КВН. Что помогло тебе в развитии организаторских навыков?

К: Ничего так не помогает, как просто войти в среду и начать заниматься этим. Все люди разные, с ними нужно контактировать, этому нигде не научат. Ещё не научат ответственности, нужно как-то себя перебарывать. Это что-то интуитивное. Очень важно понимать, что и когда говорить. Меня больше Максим Пашоликов (Прим. ред. Председатель Профсоюзной организации студентов и аспирантов СПбПУ) чему-то учит, в плане организации. Он всегда подсказывает, как сделать лучше. Ещё наши редакторы, Тимур и Виталик, потому что они помогают организационные навыки перенести именно на КВН.

А: Расскажи об организации КВН. Вы составляете какой-то план? Это как-то структурировано или вразброс?

К: Цельной структуры нет. На первых собраниях я накидываю всё, что нам нужно: спонсоры, жюри, ведущий, афиша и так далее. По ходу начинаются проблемы и вот тут задуманное перестаёт быть структурированным, что-то нужно сделать сразу, что-то позже. Жизнь вливается в план, всё становится намного хаотичнее. Каждый организатор имеет свои функции, так что разделение обязанностей тоже присутствует.

А: Сколько нужно людей, чтобы организовать КВН в Политехе?

К: Ну, человек 6-7. Мы рады новым лицам, но хотелось, чтобы эти люди горели идеей заниматься именно КВН, здесь есть своя специфика. За сборные активно болеют их институты. Вторую игру подряд побеждает ИСИ, их больше всего поддерживают.

А: Сколько времени уходит на полную организацию? Как находишь судей и спонсоров? Кого самого известного приглашала в жюри?

К: Поток дел сменяет друг друга, к Полуфиналу Межинститутских игр я готовилась недели 2, если брать с утра до вечера, помимо сна и еды. Просыпаюсь и засыпаю с мыслями о КВН.

Самое сложное в нахождении жюри – найти людей, свободных в назначенную дату. Обычно это КВНщики, которые всегда откликаются, ведь сами через это проходили. Иногда всё-таки не отвечают, но обычно видеоблогеры или другие медийные персонажи. Одна из самых известных приглашенных – актриса Юлия Топольницкая, которая не смогла присутствовать из-за гастролей, к сожалению. Некоторые требуют гонорар, но хорошие редакторы с радостью соглашаются судить бесплатно. В Региональных лигах часто сидят достаточно именитые КВНщики, участвующие в телевизионных проектах, но они обычно судят жёстко, спокойно ставят двойки и тройки.

А вот спонсоров найти реально тяжело. Во-первых, нужно понимать, что подарить командам, ведь у каждого свои интересы. Плюс неизвестно, сколько человек выиграет. Самые большие трудности возникают, когда начинаешь писать и звонить, так как у студенческого КВН малая аудитория. Часто игнорируют. Хотя бывают исключения: с нами сотрудничал Питербургер, так как их директор любит КВН.

Награждение победителей одного из конкурсов полуфинала КВН в СПбПУ

А: Какой главный казус организации Полуфинала?

К: Не пришёл один из членов жюри. Должен был прийти Алексей Большов (Прим. Ред. Участник Comedy Battle), но за несколько часов до выступления он написал, что не сможет из-за задержки самолета. С жюри всегда какие-то казусы. Стараешься приглашать кого-то известного, чтобы в первую очередь зрителям было интересно посмотреть, а получается как всегда.

А: Кто финансирует КВН и чего ему не хватает?

К: Финансирует КВН Профсоюзная организация студентов и аспирантов СПбПУ. На этом уровне развития КВН в Политехе этого достаточно, но вопросы будут в дальнейшем, если команда будет развиваться, то придётся тратить большие деньги. Это дорогое удовольствие. У нас сборная формируется только из учащихся политехников. В этом есть ошибка, так как опыта у них накапливается мало за 4 года обучения.

А: Что бы ты хотела сказать в завершении?

К: КВН – не просто юмор, а игра, дающая всестороннее развитие человеку. Попробуй придумать шутку, выйти с ней на сцену и рассказать так, чтобы зрители в зале смеялись. Ни одно из мероприятий, кроме двух достаточно непопулярных в Политехе: КВН и «Что? Где? Когда?» не повысит уровень вуза. Именно они могут масштабно показать развитие общественной жизни в университете. Команды, которые можно увидеть по телевизору, представляют определённый вуз. У меня есть знакомые КВНщики, которые выбирали университет по сборной. Разве это не лучшая реклама?

Дружная семья КВН Политехнического университета

Анастасия: Ксения, благодарю за интервью. С нетерпением ждём выступления команд в финале!

Ксения: Спасибо за приятный разговор! До встречи 20 апреля в концертном зале ВШМОП.

Материал подготовила: Максименко Анастасия, 3 курс ИЭиТС

Версия для печати