Жизнь, написанная на расчёске

10 Декабря 2016 Университетская жизнь 135

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого славится своими студенческими отрядами: строительными, педагогическими, археологическими. Есть и такой, который рассказывает истории. Истории судеб, оборванных Великой Отечественной войной. Отряд «Доброволец-Политех» - поисковый. Его задача заключается в том, чтобы рассказ о каждом солдате, не вернувшегося с фронта, имел своё завершение.

Ленинградские болота нелегко отдают человеческие судьбы. Зачастую в непролазных дебрях и в самых топких землях долгие годы хранятся потрясающие сюжеты. Сюжеты не из книжек и фильмов – поисковикам открываются реальные истории, куда более захватывающие и интересные.

Жизнь, написанная3.jpg
Жизнь, написанная4.jpg

Так, в сентябре во время осенней Вахты Памяти на Невском Пятачке неподалеку от бывшей деревни Арбузово отряд обнаружил останки бойца. Болото человека практически уничтожило, но сохранило несколько важных вещей: медаль «За оборону Ленинграда» и расчёску с едва различимой надписью «Никифоров», которая становилась видна только при намокании.  Из снаряжения при бойце тоже почти ничего не осталось, однако такая деталь, как кобура с патронами от Нагана, говорила о том, что перед нами, скорее всего, младший командир.

Хоть информации и мало, однако и этих знаний уже достаточно для того, чтобы установить имя человека. Абсолютно точно известно, что в месте поисковых работ в 1943 году боевые действия вела 63 гвардейская стрелковая дивизия. Многие ее бойцы к этому времени уже были награждены медалью «За оборону Ленинграда». И в двух электронных базах данных ОБД «Мемориал» и «Подвиг народа» после тщательной выборки все факты указали на единственно возможного человека  – Николая Ивановича Никифорова 1919 года рождения. Гвардии старший сержант 192 ГвСП 63 ГвСД пропал без вести двадцать второго – двадцать третьего июля 1943 года. В донесении о безвозвратных потерях адресом семьи значился проспект Бенуа, город Ленинград – нынешний Тихорецкий проспект.

Когда поиски родственников только начинались, веры в успех было мало – старых домов на Тихорецком давно не осталось, а куда расселяли людей определить было практически невозможно. Однако благодаря помощи двух женщин – Виктории Нестратенко и Алены Маньшиной, которые с энтузиазмом взялись за поиск, родственники найдены. И они здесь, в Петербурге. Николай Иванович вернулся домой.

Жизнь, написанная2.jpg

В семье Никифорова детей было шестеро – трое братьев и три сестры. Мать Евдокия Фёдоровна умерла в том же 1943 году, когда погиб и Николай. Однако до этого он успел побывать дома. Ведь дивизия вела свою историю еще с обороны полуострова Ханко, будучи тогда, в 1941 году, 8 отдельной стрелковой бригадой, и Никифоров прошел со своим подразделением боевой путь с самого начала. В семье помнят историю о том, что через некоторое время после того, как с Николаем прервалась связь, в дом пришел его сослуживец. Рассказал, что подразделение попало в окружение, а командир выстрелил себе в ногу. Его каким-то образом переправили в город, а командование на себя принял Никифоров. При очередной попытке выхода из окружения группа столкнулась с немцами. Важно отметить, что по документам Николай Иванович был партийным, да и во время раскопа попадались кусочки материала, похожего на дерматиновую обложку партбилета. Разумеется, билет был обнаружен, и немцы Никифорова расстреляли на месте. Через семьдесят три года говорить о том, достоверна эта версия или нет, сложно. Однако грубых расхождений с реальностью в ней нет.

Спустя несколько дней мы встретились с родственниками. Племянник Михаил Ювенальевич, как оказалось, окончил Политехнический университет. Родственники приняли решение похоронить останки рядом с могилой матери Евдокии Федоровны на Богословском кладбище. А рамка с личными вещами Никифорова будет храниться в семье. Фотографий героя, к сожалению, не сохранилось, однако есть надежда на Государственный архив социально-политической истории в Москве, где в личном деле члена партии может оказаться и фотокарточка.

Благодаря политехникам, спустя почти восемьдесят лет Николай Иванович наконец вернулся с войны. Его рассказ окончен, но сколько ещё таких историй только предстоит рассказать?

Материал подготовила Полудина Дарья.

Версия для печати