Каким должен быть Политех к 2030 году?

11 Октября 2019 Университетская жизнь 1862

В Политехе прошла стратегическая сессия по программе развития вуза до 2030 года. Каким должен быть наш университет к 2030 году и что каждый сотрудник готов сделать для этого? Не только заглянуть за горизонт 10-летия, но и представить проработанные решения и планы постарались участники стратегической сессии, посвященной перспективному развитию вуза. В течение трех дней представители разных подразделений и всех институтов Политеха, ученые и преподаватели, приглашенные эксперты и модераторы вместе конструировали будущее вуза с учетом мировых и национальных трендов развития высшего образования и науки. Итоговым пунктом программы стратсессии стало финальное пленарное обсуждение. Команды презентовали идеи проектов перед ректором и проректорами университета.

В СПбПУ прошла стратегическая сессия по программе развития вуза до 2030 года

Помимо выявления векторов развития Политеха, стратегическая сессия дала возможность выйти в прямой диалог с руководством университета. «Политех – это высококонцентрированный интеллектуальный центр, где каждый сотрудник – уникальная личность в видении как своих собственных перспектив, так и коллектива в целом, – уверен руководитель вуза, академик РАН Андрей РУДСКОЙ. – Мы хотим не просто вовлечь вас в жизнь университета, но сделать подобные стратсессии системной работой с периодичностью, по меньшей мере, годовой, а лучше – семестровой, чтобы вместе обсуждать состояние дел в университете по всем вопросам».

Ректор СПбПУ, академик РАН Андрей РУДСКОЙ принял участие в финальном заседании стратсессии

Как позиционировать себя в сложном переменчивом мире, формировать репутацию Политеха как достойного и пользующегося авторитетом в мире, входящего в мировую научно-образовательную элиту, – руководство вуза заинтересовано услышать мнения сотрудников по этим и другим вопросам. В результате интенсивной коллективной работы, включающей выступления экспертов и руководителей, фазы группового обсуждения и пленарные заседания, должна появиться модель новой системы управления основными процессами, программами и политиками вуза.

На установочном пленарном заседании эксперты обозначили тенденции, в соответствии с которыми будет меняться стратегия развития высшего образовании и науки и создаваться новая программа развития вуза, проанализировали разрывы и барьеры для развития вуза, амбиции и приоритеты до 2030 года. После были сформированы четыре команды, каждая из которых должна подготовить проект в одной из актуальных сфер деятельности университета: образовательной, научно-исследовательской, а также международной деятельности и молодежной политике. В качестве экспертов и наставников проектных групп выступали профильные проректоры. Предполагается, что лучшие проекты будут приняты к внедрению и обеспечены необходимыми ресурсами.

Каждая из четырех команд работала над созданием проекта развития университета

В формате двухдневного погружения команды прошли путь от анализа текущей ситуации и выявления проблемных зон до формирования конкретных проектов и плана действий. В первый день представили свое видение соответствующей базовой политики (процесса), спроектировали замыслы, выделили ряд стратегических инициатив и сформировали паспорта проектов. В ходе обсуждения в группах у каждого была возможность представить свою точку зрения, обосновать ее преимущества для вуза. Задача следующего этапа состояла в том, чтобы закрепить полученные результаты, предложить единственный проект от команды и подготовить презентацию о том, как его реализовать.

Команды работали под руководством модераторов

Во второй день проектные группы вновь приступили к работе: совершенствовали свои проекты, обсуждали их с экспертами и модераторами сессии. О едином видении процессов и командном духе говорит приглашенный эксперт из Томского государственного университета Илья МЯСНИКОВ – руководитель проектной работы участников сессии. По его мнению, участникам сессии удалось – кому-то в разной степени – почувствовать друг друга и общие задачи. «Получить новые идеи и увидеть векторы развития непросто, поскольку одновременно нужно думать о вещах актуальных, то есть о том, что случится уже завтра, и об очень далекой перспективе, – пояснил эксперт. – Группы прочувствовали эту сложность, проекты давались тяжело. Самое главное, что участники почувствовали себя в позиции стратегов. Отличие Политеха от многих университетов – это атмосфера профессионального сообщества, которую скрепляет дух, история вуза, а с другой стороны – устремленность в будущее. И представленные проекты – это не законченное действие, а только стартовая точка, с которой можно начинать проектировать дальнейшее будущее».

Приглашенный эксперт – декан факультета журналистики ТГУ Илья МЯСНИКОВ

Сотрудники вуза действительно смогли участвовать в обсуждении стратегических приоритетов его развития, сверить свои инициативы с видением и ориентирами руководства вуза. На финальном этапе сессии присутствовали ректор СПбПУ и профильные проректоры. На итоговом пленарном заседании команды представили свои проекты, направленные на повышение узнаваемости бренда Политеха за рубежом, формирование корпоративной культуры и комфортной молодежной среды, трансформацию образовательной и научно-исследовательской политики вуза. Во время обсуждения проектов речь шла не только об амбициях, но и содержательном наполнении этих проектов, механизмах их реализации.

На финальном этапе сессии присутствовали ректор СПбПУ и профильные проректоры
Каждая команда представила свой финальный проект

Организаторы сессии, подчеркивая важность проведения подобных мероприятий, постарались, чтобы сотрудники разных подразделений вуза приняли в ней участие. В ходе совместной работы им удалось найти единомышленников, решить вопросы, требующие кроссфункционального взаимодействия, обсудить с коллегами собственные идеи и проекты. «Стопроцентная явка, большое количество желающих участвовать и то, что проектов получилось даже больше, чем планировалось, означает, что сотрудники не равнодушны к результату, – уверена начальник Управления стратегического планирования и программ развития СПбПУ Мария ВРУБЛЕВСКАЯ. – Очевидно, что не хватило времени, поэтому надо делать такие сессии дольше и чаще. Мы будем поддерживать связь с проектными группами и обсуждать их идеи более сфокусировано. Хочу поблагодарить за работу и обратную связь руководителей университета и приглашенных экспертов, а также отметить, что по результатам сессии наше Управление поддержит обучение в рамках онлайн-курса “Образование будущего” восьмерых наиболее активных участников».

Материал подготовлен Медиа-центром СПбПУ. Текст: Инна ПЛАТОВА

Версия для печати