Заседание 26 октября 2020 года

Заседание 26 октября 2020 года
Повестка дня:

Видеоконференция

  1. Представление к присвоению ученого звания. Докладчик: Щепинин В.Э., директор ИПМЭиТ
  2. Об организации деятельности НЦМУ «Передовые цифровые технологии». Докладчик: Боровков А.И., проректор по перспективным проектам.  
  3. Об уточнении требований Программы «Стратегическое академическое лидерство»  Докладчик: Боровков А.И., проректор по перспективным проектам
  4. Отчет об образовательной деятельности университета в 2019/2020 уч.     году, задачах на 2020/2021 уч. год и об итогах приема в 2020 году. Докладчик: Разинкина Е.М., проректор по образовательной деятельности
  5. Отчет о деятельности и программе развития Института   машиностроения, материалов и транспорта. Докладчик: Попович А.А., директор ИММиТ  
  6. О программе развития Фонда целевого капитала развития СПбПУ. Докладчик: Пашоликов М.А., проректор по делам молодежи                                 
  7. О репутационном капитале СПбПУ и репутационных показателях в международных и национальных рейтингах.  Докладчик: Врублевская М.В., начальник Управления стратегического  планирования и программ развития  
  8. Текущие вопросы

1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ К ПРИСВОЕНИЮ УЧЕНОГО ЗВАНИЯ.

По представлению директора Института промышленного менеджмента, экономики и торговли Щепинина В.Э. в результате тайного голосования Анисифоров Алексей Борисовичрекомендован к присвоению ученого звания доцента по научной специальности 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством.

2 ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЦМУ «ПЕРЕДОВЫЕ ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

Заслушав и обсудив доклад проректора по перспективным проектам А.И. Боровкова, ученый совет принял информацию к сведению и утвердил структуру управления НЦМУ.

3. ОБ УТОЧНЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ ПРОГРАММЫ «СТРАТЕГИЧЕСКОЕ АКАДЕМИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО»

Заслушав и обсудив доклад проректора по перспективным проектам А.И. Боровкова, ученый совет принял решение – принять информацию к сведению и учитывать ее при подготовке заявки.

4. ОТЧЕТ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА В 2019/2020 УЧ. ГОДУ, ЗАДАЧАХ НА 2020/2021 УЧ. ГОД И ОБ ИТОГАХ ПРИЕМА В 2020 ГОДУ

Заслушав и обсудив доклад проректора по образовательной деятельности Е.М. Разинкиной «Отчет об образовательной деятельности Университета в 2019/2020 учебном году, задачах на 2020/2021 учебный год и об итогах приема в СПбПУ в 2020 году»,

Ученый совет отмечает:

  1. План бюджетного приема по всем уровням образования выполнен – зачислено 5 403 чел.
  2. Приемная кампания проведена в исключительно дистанционном формате.
  3. Внебюджетный прием в целом по университету составил: в бакалавриат и специалитет по очной форме обучения 1256 чел. (в 2019 г. - 1545 чел.), по очно-заочной – 146 чел. (в 2019 г. – 232 чел.), по заочной – 1090 чел. (в 2019 г. – 885 чел.); в магистратуру по очной форме обучения 189 чел. (в 2019 г. - 115 чел.), по очно-заочной – 60 чел. (в 2019 г. – 55 чел.), по заочной – 406 чел. (в 2019 г. – 325 чел.), на программы СПО по очной форме обучения 399 чел. (в 2019 г. - 515 чел.), по заочной – 164 чел. (в 2019 г. – 163 чел.);     в аспирантуру по очной и заочной формам обучения 49 чел. (в 2019 г. – 48 чел.).
  4. Уменьшение на 0,8 среднего балла ЕГЭ при приеме на обучение в бакалавриат (специалитет) в соответствии с методикой расчета показателей результативности плана мероприятий повышения конкурентоспособности (средний балл ЕГЭ - 82,8, в 2019 – 83,6).
  5. Увеличение на 0,3 среднего балла ЕГЭ в соответствии с методикой Минобрнауки России расчета показателей мониторинга эффективности деятельности вузов (средний балл ЕГЭ – 79,4, в 2019 – 79,1).
  6. Сохранение количества высокобалльников, победителей и призеров олимпиад, поступающих без вступительных испытаний – 365 чел. (в 2019 – 367 чел.).
  7. Сохранение доли иногородних абитуриентов – 71,34 % (2019 – 73 %). 
  8. Сохранение доли иностранных граждан, поступивших на общих основаниях на обучение по программам ВО (страны единого образовательного пространства и соотечественники) – 3,5 % от всех зачисленных (на уровне прошлого года).
  9. Контингент обучающихся в СПбПУ (в головной образовательной организации) на начало 2020/2021 учебного года (по состоянию на 01 октября 2020 г.) составил 33179 чел. В том числе, по программам высшего образования (ВО) обучаются – 29607 чел. (из них, по программам бакалавриата – 21857 чел., программам специалитета – 1638 чел., программам магистратуры – 6112 чел.), по программам среднего профессионального образования (СПО) – 3572 чел. Кроме того, в ИЯЭ (филиале) СПбПУ в г. Сосновый Бор – 124 чел. (программа специалитета). В Естественно-научном лицее (ЕНЛ) по программе среднего общего образования – 127 чел. 
  10. Количество реализуемых основных образовательных программ ВО – 325, в том числе, 134 программы бакалавриата, 12 программ специалитета, 179 программ магистратуры. Число реализуемых программ СПО - 17.
  11. В период с 16 марта 2020 года и до окончания учебного года университет успешно осуществил оперативный переход на исключительно дистанционный формат по всем уровням образования и формам обучения, а также на безвозмездной основе оказал содействие в обучении более 45 000 студентов сторонних вузов на онлайн-курсах СПбПУ.

Основные задачи, поставленные на 2019/2020 учебный год, выполнены:

  1. Разработан и внедрен в образовательный процесс 41 онлайн-курс, размещенный на внешних открытых образовательных платформах, из них 7 размещены на международной образовательной платформе Coursera (5 на иностранном языке).
  2. Разработаны и внедрены дополнительные цифровые сервисы для преподавателей и студентов (электронные ведомости, протоколы ГЭК и т.д.).
  3. Успешно пройдена процедура профессионально-общественной аккредитации по 9 образовательным программам (ГИ).
  4. Получена лицензия по 6 новым направлениям подготовки: бакалавриата - 27.03.01 Стандартизация и метрология (ИКНТ); магистратуры -19.04.05 Высокотехнологичные производства пищевых продуктов функционального и специализированного назначения (ИБСиБ); 27.04.01 Стандартизация и метрология (ИКНТ); 38.04.09 Государственный аудит (ИПМЭиТ); 44.04.01 Педагогическое образование (ГИ); 49.04.01 Физическая культура (ИФКСТ);
  5. Сформированы кейсы лучших практик СПбПУ в образовании для тиражирования в системе высшего образования России.

Выявлены следующие недостатки: 

  1. Необходимость в модернизации АСУ «Абитуриент», используемой в университете.
  2. Ограниченное количество мест в общежитии для комфортного расселения студентов, поступивших для обучения на бюджетной основе, и отсутствие возможности размещения внебюджетных студентов.
  3. Отсутствие динамики пересмотра содержания образовательных программ по отдельным направлениям подготовки с целью обеспечения опережающей подготовки кадров для цифровой экономики и реализации запросов стратегических индустриальных партнеров по отдельным направлениям подготовки.
  4. Низкий коэффициент «выживаемости» по ряду программ магистратуры (ИПММ, ИКНТ, ИФНИТ), непривлекательность отдельных образовательных программ и, как следствие, большое количество отчислений по собственному желанию.

Ученый совет решил:

  1. Одобрить результаты образовательной деятельности и успешный переход в условиях пандемии на исключительно дистанционный формат обучения в 2019/2020 учебном году, признать результаты Приемной кампании 2020 года удовлетворительными
  2. Продолжить работу по привлечению абитуриентов, имеющих высокий балл ЕГЭ, победителей и призеров олимпиад школьников и студентов, обеспечивая высокое качество приема студентов на первый курс бакалавриата, специалитета, магистратуры (Отв.: проректор по образовательной деятельности, директора институтов/высших школ, директор центра профориентации и довузовской подготовки.
  3. Продолжить работу подразделений по реализации Приемной кампании 2021 года через довузовскую подготовку и интерактивные формы работы (академии для школьников, online-курсы по подготовке к ЕГЭ, научно-исследовательские конкурсы и олимпиады и т.п.). 
  4. Модернизировать АСУ «Абитуриент» и продолжить участие во внедрении Суперсервиса «Поступление в вуз онлайн», проводимом в рамках цифровой трансформации государственных услуг.
  5. Разработать новую образовательную политику СПбПУ.
  6. Продолжить внедрение информационных систем, цифровых сервисов для обеспечения образовательного процесса.
  7. Пересмотреть модели реализации и содержание образовательных программ (бакалаврита, специалитета) с целью включения возможностей для студентов смены направления подготовки (специальности) в рамках полигруппы после второго года обучения и обеспечения усиленной физико-математической подготовки, финансовой и цифровой грамотности.
  8. Пересмотреть перечень и содержание магистерских программ, разработать пул уникальных образовательных программ, в т.ч. в области искусственного интеллекта, осуществить ребрендинг образовательных программ под ведущего научного руководителя магистратуры при условии наличия у него актуальных НИР по тематике образовательных программ, поддержанных внешними организациями и привлечении работодателей от высокотехнологичных предприятий, организаций.
  9. Сформировать систему и регулярную практику независимой оценки образовательных результатов студентов на уровне бакалавриата в виде независимого входного тестирования обучающихся 1 курса по 4 дисциплинам: информатика, иностранный язык, физика, математика, русский язык для иностранных студентов.

5. ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА  МАШИНОСТРОЕНИЯ, МАТЕРИАЛОВ И ТРАНСПОРТА

Заслушав и обсудив доклад директора Института машиностроения, материалов и транспорта А.А. Поповича “Отчет о деятельности и программа развития ИММиТ”,

Ученый совет отмечает:

Контингент обучающихся в ИММиТ по всем уровням образования на начало 2020/2021 года (по состоянию на 01 октября 2020 года) составил 3583 человека. В том числе: по программам высшего образования (ВО) обучаются – 3379 человек (из них по программам бакалавриата - 2686 чел., программам специалитета – 57 чел., программам магистратуры – 636 чел.), по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре – 204 чел.

Количество реализуемых основных образовательных программ ВО -73, в том числе 23 программы бакалавриата, 2 программы специалитета, 29 программ магистратуры и 19 программ аспирантуры.

В результате реорганизации учебных структурных подразделений на 01.09.2020 в институте функционируют – 4 высшие школы, 2 кафедры, 3 базовые кафедры.

В докладе четко выделены и сформулированы точки роста и место позиционирования института относительно приоритетов научно-технологического развития РФ. Приведены планы развития некоторых научных показателей до 2030 года.

Выполнение основных показателей международной деятельности за 2019/2020 год.

Основные задачи, поставленные на 2019/2020 год, выполнены:

В части образовательной деятельности в рамках обеспечения опережающей подготовки кадров для цифровой экономики:

  • проведенная успешная профориентационная работа с абитуриентами, а также работа приемной комиссии позволила повысить средний балл ЕГЭ по ИММиТ на 0,3 балла по сравнению с предыдущим годом, увеличить количество абитуриентов, поступивших в ИММиТ без вступительных испытаний в 6,5 раз, повысить долю абитуриентов из других ВУЗов, поступивших в магистратуру до 28%;
  • разработан план мероприятий по увеличению среднего балла ЕГЭ к 2030 году до 90, а также по увеличению привлекаемого объема внебюджетных средств по образовательной деятельности;
  • для повышения конкурентоспособности образовательных программ проведена актуализация профилей бакалавриата и программ магистратуры на 2021 год в рамках НЦМУ “Передовые производственные технологии”;
  • разработан план мероприятий (“дорожная карта”) создания института прикладной химии на базе СПбПУ Петра Великого и ПАО “Газпромнефть”.

В части научной деятельности:

  • реализуется работа в рамках выполнения поставленных перед институтом KPI. По многим поставленным показателям KPI института виден заметный рост;
  • достигнут значительный рост публикационной активности ИММиТ. Из 20 наиболее продуктивных авторов по тематике “Аддитивные технологии” (AT) все авторы являются сотрудниками ИММиТ. Также необходимо отметить, что по этому направлению публикаций СПбПУ в 2019 году занял 1 место среди европейских вузов и 14 среди вузов мира.

В части международной деятельности на 01 октября 2020 года приглашено плановое количество ИНПР, количество иностранных студентов и аспирантов соответствует плановым показателям по приведенному контингенту ИММиТ.

В части кадровой политики ИММиТ:

  • достигнуто уменьшение численности НПР за счет внедрения инновационных образовательных технологий, сокращения количества реализуемых профилей бакалавриата, оптимизации учебных планов;
  • достигнуто повышение доли молодых ППС (до 40 лет) на 10% и снижение среднего возраста ППС уменьшился до 53 лет;

В части экономических показателей:

  • доходы из средств от приносящей доход деятельности в расчете на 1 НПР составили 3 млн. руб.;
  • отношение среднего заработка НПР к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в СПб составило 309 %;
  • средняя заработная плата НПР ИММиТ составила 169 тыс. руб.

Выявлены следующие недостатки:

  • низкий средний балл ЕГЭ по ряду направлений подготовки, реализуемых в ИММиТ;
  • недостаточно высокая привлекательность ряда программ магистратуры ИММиТ для абитуриентов из других ВУЗов;
  • отсутствие сетевых образовательных программ, реализуемых как внутри ВУЗа, так и со внешними партнерами;
  • отсутствие системного подхода к построению индивидуальных траекторий для «талантливых» студентов;
  • низкий уровень вовлеченности профессорско-преподавательского состава в реальные научные проекты. Снижена инновационная активность. Основными, приносящими научный результат, работами занимается меньшая часть состава института;
  • в институте наблюдается наличие множества мелких, разрозненных научных проектов, которыми занимаются малочисленные группы сотрудников;
  • отсутствие в институте образовательных программ высшего образования и дополнительных образовательных программ, разработанных и реализуемых в партнерстве с ведущими (QS, THE, ARWU ≤ 400) зарубежными вузами/организациями;
  • доля НПР, имеющих ученую степень в общей численности НПР (без совместителей и работающих по договорам ГПХ), практически не изменилась;
  • внебюджетные доходы по образовательной деятельности ИММиТ практически не имеют положительной динамики роста.

Ученый совет решил:

1. Одобрить результаты деятельности ИММиТ в 2019/2020 учебном году.

2. В части образовательной деятельности для повышения конкурентоспособности образовательных программ ИММиТ:

  • пересмотреть модели реализации и содержания программ бакалавриата и магистратуры, пересмотреть перечень вступительных испытаний на низкорейтинговые направления ИММиТ;
  • определить перечень новых актуальных программ и направлений подготовки, реализация которых позволит существенно повысить привлекательность ИММиТ для абитуриентов.
  • разработать и внедрить в образовательный процесс сетевые образовательные программы по всем типам сетевого взаимодействия, в том числе и международного.

3. В части научной деятельности:

  • продолжить работу по сохранению роста показателей KPI. Сосредоточиться на продвижении в международных рейтингах, которые наиболее близки по тематике институт;
  • в рамках публикационной активности переориентироваться на публикации в более рейтинговые журналы предметной области;
  • привлечь к сотрудничеству в научных проектах, по каждому профилю развития, международных партнеров из университетов TOP500, а также   российские научные группы;
  • развивать молодежную вовлеченность в научную деятельность через программы УМНИК и СТАРТ.

4. В части кадровой политики:

  • увеличить долю НПР, имеющих ученую степень в общей численности НПР (без совместителей и работающих по договорам ГПХ), продолжить увеличивать долю молодых ППС, а также снижать средний возраст ППС.

5. В части экономических показателей:

  • увеличить доходы из средств от приносящей доход деятельности (наука + образование в/б и с/о) в расчете на 1 НПР;
  • повысить среднюю заработную плату НПР ИММиТ.

6. О ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ФОНДА ЦЕЛЕВОГО КАПИТАЛА РАЗВИТИЯ СПБПУ

Заслушав и обсудив доклад проректора по делам молодежи Пашоликова М.А. «О программе развития фонда целевого капитала развития СПбПУ»,

Ученый совет отмечает:

  1. За период 2019-2020 гг. утвержден новый состав коллегии Фонда целевого капитала развития СПбПУ (далее – ФЦКР, Фонд). ФЦКР за девять месяцев 2020 года пополнился на 6,3 млн. руб., что составляет более 23% от общего тела Фонда. Формируется попечительский совет ФЦКР в срок до 31.12.2020.
  2. Разработан сайт сommunity.spbstu.ru, отражающий работу следующих направления деятельности: работа с выпускниками, ассоциация выпускников, фандрайзинг. На сайте сведены основные инструменты внесения пожертвования: заключение договора пожертвования, перевод средств посредством интернет-эквайринга на сайте donate.spbstu.ru, оформление рекуррентного платежа, QR-код Сбербанка, памятка по пользованию POS-терминалом и терминалами банка Санкт-Петербург, сервис для перевода средств с помощью кнопки на официальном сайте университета «Поддержи университет». На сайте опубликовано меню проектов для сбора денежных средств.
  3. Фонд оказывает ежегодную поддержку внутрикорпоративных мероприятий.
  4. Задача развития ФЦКР – одна из задач стратегии развития университета до 2030 г.

Ученый совет отмечает следующие недостатки:

  1. Отсутствует коммуникационная стратегия в части развития культуры благотворительности, в данную деятельность системно не включены институты и структурные подразделения. Не проводится просветительская работа.
  2. Не налажена работа с выпускниками в части развития фандрайзинга. Отсутствует единая информационная база партнеров СПбПУ и не определены ответственные за взаимодействия с ними.
  3. Попечительский совет СПбПУ недостаточно эффективен в части привлечения благотворительных средств.

Ученый совет решил:

  1. Разработать стратегию привлечения благотворительных средств в перспективе до 2024 года (125 млн. руб.), до 2030 года (500 млн. руб.).
  2. Включить в коммуникационную стратегию университета продвижение культуры благотворительности.
  3. Установить попечительскому совету СПбПУ показатель привлечения благотворительных средств в размере 15 млн. рублей на 2021 год, а также определить значение данного показателя на период до 2030 года.
  4. Сформировать целевые капиталы институтов.
  5. Проводить просветительскую работу по оформлению рекуррентных платежей работниками СПбПУ.

7. О РЕПУТАЦИОННОМ КАПИТАЛЕ СПБПУ И РЕПУТАЦИОННЫХ ПОКАЗАТЕЛЯХ В МЕЖДУНАРОДНЫХ И НАЦИОНАЛЬНЫХ РЕЙТИНГАХ

Заслушав и обсудив доклад Врублевской М.В., начальника Управления стратегического планирования и программ развития, ученый совет принял информацию к сведению. 

УЧЕНЫЙ СОВЕТ ТАКЖЕ РАССМОТРЕЛ СЛЕДУЮЩИЕ ВОПРОСЫ:

  1. О создании Центра кибербезопасности цифровых технологий (ЦКЦТ) в структуре Центра Национальной технологической инициативы «Новые производственные технологии».
  2. О создании Инжинирингового центра «Технологии разработки и применения цифровых двойников» (ИЦ ТРиПЦД) в структуре Центра Национальной технологической инициативы «Новые производственные технологии».
  3. Об исключении из структуры ОНТИ научно-исследовательской лаборатории «Газовая динамика турбомашин» и включении ее в структуру Центра Национальной технологической инициативы «Новые производственные технологии».
  4. Об утверждении Положения о конкурсе учебных и научных изданий.
  5. Об утверждении Правил приема на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры в ФГАОУ ВО «СПбПУ» на 2021/2022 учебный год.
  6. Об утверждении Правил приема на обучение по программе специалитета в Институт ядерной энергетики (филиал) СПбПУ в г. Сосновый Бор на 2021/22 учебный год.
  7. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ.
  8. Об открытии новых основных образовательных программ, изменении названий основных образовательных программ, открытии новых форм основных образовательных программ.
  9. Об утверждении Самостоятельно устанавливаемых образовательных  стандартов (СУОС) (на основе ФГОС 3++).
  10. О представлении на утверждение кандидатуры председателя ГЭК Института промышленного менеджмента, экономики и торговли на 2020 год по образовательным программам высшего образования (программам бакалавриата и магистратуры), реализуемым по СУОС
  11. Об утверждении Положения о статусе «Амбассадор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого»  (Polytech Community International Ambassador).
  12. Об изменении структуры Инженерно-строительного института.
  13. О научном руководстве аспирантами.
  14. Об изменении состава Совета по культуре.
  15. Об утверждении Положения о предоставлении скидок по оплате обучения по дополнительным образовательным программам и программам профессионального обучения
  16. Ученый совет поддержал ходатайство о присвоении почетного звания «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации».